"Развитие мелкой моторики рук и визуального восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых упражнений"

Автор: Васюк Светлана Назировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: п. Светлый, Оренбургская обл.
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: "Развитие мелкой моторики рук и визуального восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых упражнений"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. СВЕТЛЫЙ
Коррекционно – развивающий проект

«Умелые ручки»

Развитие мелкой моторики рук и визуального восприятия у

детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых

упражнений
Автор проекта: Педагог-психолог Васюк Светлана Назировна СВЕТЛЫЙ, 2016г.

Пояснительная записка
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т.д.). В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т.д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок младшего дошкольного возраста получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка младшего возраста, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.
Актуальность:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры, упражнения - хорошие помощники и к подготовке руки к письму, благодаря которому, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Вид проекта:
коррекционно – развивающий; по составу участников – детско – взрослый, межгрупповой (участвуют дети I младших групп); средней продолжительности.
Цель:
Способствовать развитию мелкой моторики рук и визуального восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых упражнений
Задачи:
 Развитие содружественного движения глаз и руки, правой и левой рук у детей младшего возраста;  Развитие силы и координации движений пальцев рук у детей младшего возраста;  Развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений у детей младшего возраста;  Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей младшего возраста.
Объект:
развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Предмет:
развитие тонкой моторики рук и визуального восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых упражнений. выявить динамику, темп работоспособности, уровень развития тонкой моторики и координации движений.
Участники проекта:
педагог – психолог, дети I младшей группы
Форма работы:
индивидуальные и групповые игровые упражнения
План реализации проекта «Умелые ручки»

Мероприятия

Сроки

Результат

Подготовительный этап (январь 2016г.)
Анализ проблемы Январь 1. Анализ работы 2. Детальное изучение игрового набора «Пертра». 3. Разработка занятий для детей дошкольного возраста. Подбор развивающих игр по развитию мелкой моторики рук. Январь 1. Разработка тематического планирования проекта 2. Подбор дидактических игр и сюжетных картинок для проведения занятий.
Мероприятия с детьми

Диагностическое обследование: 1. Методика «Езда по дорожкам» 2.«Функциональные пробы руки» 03.02.16г. по 07.02.16г. 1. Проведение начальной диагностики. 2. Анализ результата входящей диагностики
Основной этап (февраль – март 2016г.)
Мероприятия с детьми Проведение игровых упражнений по плану тематического планирования проекта Февраль - март Повышения уровня развития мелкой моторики рук и визуального восприятия детей младшего дошкольного возраста
Заключительный этап (апрель 2014г.)
Мероприятия с детьми Диагностическое обследование: 1. Методика «Езда по дорожкам» 2.«Функциональные пробы руки» 01.04.16г. по 04.04.16г. 1. Проведение итоговой диагностики. 2. Оформление фотогалереи.
Защита проекта (апрель – май 2016г.)
Презентация Распространение опыта на педагогическом совете МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. СВЕТЛЫЙ

Коррекционно – развивающий проект

«Умелые ручки»

Развитие мелкой моторики рук и визуального восприятия у

детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых

упражнений
Автор проекта: Педагог-психолог Васюк Светлана Назировна СВЕТЛЫЙ, 2016г.
Тематическое планирование

Месяц

Дата

проведения

Название,

цели упражнений
Февраль 03.02.16г. по 07.02.16г.
Методика «Езда по дорожкам»
Методика направлена на определение уровня развития мелкой моторики рук.

Мелкая моторика.

Функциональные пробы руки
Методика направлена на выявление динамики, темпа работоспособности, уровня развития тонкой моторики, координации движений. 05.02.16г. 1-е занятие. 1. "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков". Цель: развивать мелкую моторику. 2. "Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Веселые лягушки". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 4. "Две подружки". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. 12.02.16г. 2-е занятие. 1. "Катание по столу, между ладонями карандашей с гранями, шариков (больших и малых), палочек без граней". Цель: развивать мелкую моторику. 2. "Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Веселые лягушки". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 4. "Две подружки". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. 19.02.16г. 3-е занятие. 1. «Ладошка – замри!» Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы. 2. «Дорожки» Цель: упражнять в содружественных движениях глаз и рук. 3. «Привет - пока!» Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
4. "Выкладывание дорожки в огороде, саду" (выкладывание из счетных палочек). Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз); активизировать словарь: "дорожка", "ладошка". 5. "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту. 26.02.16г. 4-е занятие. 1. «Путешествие пальцев» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. 2. «Дорожки» Цель: упражнять в содружественных движениях глаз и рук. 3. "Бусы для мамы". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Методические рекомендации: ребенок нанизывает на веревку бусины определенного цвета в соответствии с заданным образцом. Размер и форма при этом не имеют значения. 4. Игра "Два козленка" Цель: развивать речь и мелкую моторику. Март 05.03.16г. 5-е занятие. 1. «Скворечник» Цель: упражнение ладоней. 2. «Повтори за мной» Цель:  формировать содружественные движения глаз и руки,  формировать содружественные движения пальцев правой и левой рук. 3. «Плоскогубцы» Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами). 4. «Пирамида» Цель:  формировать содружественные движения глаз и
руки,  формировать содружественные движения пальцев правой и левой рук. 5. Игра "Часы " Цель: развивать речь и мелкую моторику. 12.03.16г. 6-е занятие. 1. «Волшебные шары» Цель: развитие мышц руки для дальнейшего рисования или письма. 2. «Бусины» Цель:  формировать содружественные движения глаз и руки,  формировать содружественные движения пальцев правой и левой рук. 3. Игры с бигудями Цель: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; 4. Игры с перчатками. Цель: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций. 5. Сухой бассейн. Цель: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций. 19.03.16г. 7-е занятие. 1. Игры с зубными щётками. Цель: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо- моторных координаций. 2. Игры со шнурками. Цель: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо- моторных координаций. 3. Игры с аквариумным грунтом. Цель: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций. 4. Игра "Червячки". Цель: развивать речь и мелкую моторику. 26.03.16г. 8-е занятие.
1. "Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Бусы для мамы". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. «Повтори за мной» Цель:  формировать содружественные движения глаз и руки,  формировать содружественные движения пальцев правой и левой рук. 4. Игра "У жирафов" Цель: развивать речь и мелкую моторику. Апрель 01.04.16г. по 04.04.16г.
Методика «Езда по дорожкам»
Методика направлена на определение уровня развития мелкой моторики рук.
Мелкая моторика.

Функциональные пробы руки
Методика направлена на выявление динамики, темпа работоспособности, уровня развития тонкой моторики, координации движений.
Методика определения уровня развития мелкой моторики рук.

«Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги». Вариант А Вариант Б
Итоговый уровень: Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту; Средний – все остальные варианты.
Мелкая моторика. Функциональные пробы руки
Методика направлена на выявление динамики, темпа работоспособности, уровня развития тонкой моторики, координации движений. «Перебор пальцев» — это поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4, 5 пальцам (5 серий движений), которое производится обеими руками одновременно, сначала в медленном темпе, а потом в максимально быстром. При затруднениях вводится игровой момент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальчиком — раз, два, три, четыре». Оценка результатов: 4 балла — выполнено правильно, но в несколько замедленном темпе; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощение; 2 балла — явления персевераторности на истощение; 1 балл — выраженная персевераторность движений.
Конспект занятия в детском саду.
Коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики для детей младшего возраста В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой и общей моторики для детей младшего возраста. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию;
активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей. Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проводятся с детьми третьего года жизни. Цель занятий: развитие мелкой и общей моторики у детей с речевыми нарушениями. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Данное пособие поможет развитию мелкой и общей моторики, а также речи у детей младшего возраста, расширить их кругозор. 3-е занятие. 2. «Ладошка – замри!» Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы. Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка. 2. «Дорожки» Цель: упражнять в содружественных движениях глаз и рук. Игровые средства: доска-основа, пластины – направляющие, шарики. Инструкция: ребенок следит глазами за движением катящегося по канавке шарика; психолог предлагает вести шарик (шарики) по канавке одной или двумя руками и следить за движением глазами. 3. «Привет - пока!» Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно. Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.
4. "Выкладывание дорожки в огороде, саду" (выкладывание из счетных палочек). Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз); активизировать словарь: "дорожка", "ладошка". Трудно пальчик мне вести Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. (Б. Заходер) 4. "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту. Раз-два-три, раз-два-три - По дорожке мы пошли, (шаг марша) Мы скачем по дорожке, Сменяя часто ножки, (подскоки) Поскакали, поскакали, А потом, как аист, встали. Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед) Впереди течет ручей, Подходите поскорей! (Ходьба на носках)
Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем, А потом мы побежали.