"СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ СТРАНЫ: ВЕЛИКИЙ АКТЁР, ГРАЖДАНИН, ЗЕМЛЯК.Михаил Александрович Ульянов"

Автор: Горбунова Валентина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа №2 (очно-заочная)
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: научно-практическая работа
Тема: "СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ СТРАНЫ: ВЕЛИКИЙ АКТЁР, ГРАЖДАНИН, ЗЕМЛЯК.Михаил Александрович Ульянов"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КОУ «Средняя школа №2 (очно-заочная)»

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ СТРАНЫ:

ВЕЛИКИЙ АКТЁР, ГРАЖДАНИН, ЗЕМЛЯК.

Михаил Александрович Ульянов



К 300 – летию г. Омска

Работу выполнил Байдюков Юрий,

ученик 11класса
Руководитель: Горбунова Валентина Сергеевна, учитель русского языка т литературы
г. Омск

Введение . На подступах к профессии. Михаил Александрович Ульянов – народный артист СССР, актер театра и кино. Популярность этого актера велика. Его знают по спектаклям театра им. Евгения Вахтангова, по фильмам, телепередачам, выступлениям на радио. Но прежде чем стать великим актером, Михаил Ульянов прошёл долгий и непростой путь ученичества. Введение к работе направлено на то, чтобы узнать, где, когда и у кого учился Михаил Ульянов актерскому мастерству.
Актуальность своей работы
я вижу в том, что в преддверии 300-летия нашего города каждый должен узнать, вспомнить великих людей, которые украшают своей жизнью, творчеством, деятельностью Омскую землю, свой край. К таким людям и относится Михаил Александрович Ульянов.
Цель моей работы
– узнать о жизни и творчестве великого актёра и великого земляка.
Задача
: изучить биографию актера, познакомиться с воспоминаниями людей, хорошо знавших Михаила Александровича Ульянова, прочитать книги М.А.Ульянова "Моя профессия" (изд."Молодая гвардия", 1975 г.), "Работаю актером" (изд."Искусство", 1987 г.), "Возвращаюсь к самому себе" (изд."Центрполиграф"). В своей автобиографической книге «Моя профессия» Михаил Александрович благодарно, трепетно и с восторгом вспоминает своих педагогах, которые «ваяли» его актерскую душу. На страницах книги он признается в любви к тем, кто угадал в нем, юном сибиряке, творческую силу, увидел в нем что-то свое, индивидуальное. Михаил Ульянов, прежде чем появиться на сцене всемирно известного театра им. Вахтангова, прошел три круга, которые вели его к вершинам прекрасного и мучительного актерского искусства. Первым кругом была драматическая студия, созданная при театре в г. Тара(1942 – 1944). Вторым – студия при Омском драматическом театре(1944 – 1946). Третьим – училище им. Б. Щукина при Театре им. Евгения Вахтангова(1946 – 1950). Но обо всем по порядку. Михаил Александрович Ульянов – наш земляк. Он родился в селе Бергамак Муромцевского района 20 ноября 1927 года. Родители его – простые люди из сибирской глубинки. Отец Александр Андреевич жил в селе Бергамак, а мама Елизавета Михайловна – в Курнево. Мама была домохозяйкой, растила детей – Мишу и Маргариту, занималась домашними хозяйством. Отец занимал руководящие посты, и его часто переводили по работе, поэтому Ульяновым приходилось переезжать с места на место. Когда Мише было два с небольшим годика, Ульяновы переехали из Бергамака в Екатериновку Тарского района, а еще через 5 лет – в город Тару, где прошли детство и юность великого актера. Михаил Александрович так вспоминал о своем детстве: «В глубине Западной Сибири, на крутом берегу Иртыша стоит небольшой деревянный городок Тара…В городке было много церквей, белых, с зелеными куполами. И когда мы, следопыты малые, уходили далеко в луговую сторону, к Иртышу, то издалека на высоком берегу видели очень красивый город с белыми, как головы сахара, церквями…
Зимой сугробы поднимались выше заборов, и не было ничего лучше утром, идя в школу, прицепиться к розвальням едущего за сеном обоза…А после школы – на лыжи и по горкам, которых много у реки Аркарки. И опять игра в колдуны, в казаки- разбойники, с лихими погонями с горы на гору, с отчаянными спусками. А летом, отмахиваясь от комаров, сидишь на этой же Аркарке с самодельной удочкой, упрямо надеясь поймать на уху. Иногда мы еще уходили на болота ловить гольянов – маленькую вкусную рыбку. А были годы (вот такой была весна сорок первого), когда мы с моим другом Васей Халтуриным буквально заваливали дом рыбой – так ее было много». Миша Ульянов рос обыкновенным сибирским мальчишкой, и, как он сам считает, почти случайно стал актером. Ведь семья Ульяновых вовсе не была театральной, никто в семье не увлекался театром. И в городе Таре не было профессионального театра. Театр появился в Таре благодаря военному времени. В 1942 году в город была эвакуирована труппа украинских артистов. Специального здания театра в городке не было, и театр обосновался в здании клуба с маленькой сценой, крошечным залом и двумя голландскими печами по краям рампы. Актеров в театральной труппе было мало, и для постановки спектаклей заезжие артисты привлекали сельскую молодежь. Руководитель театра, замечательный режиссер, прирожденный педагог Евгений Павлович Просветов организовал при театре студию, в которую однажды пришел Миша Ульянов, совершенно случайно. Он шел из школы со своей одноклассницей, которая направлялась на занятия в эту студию, и предложила Ульянову зайти посмотреть, чем они там занимаются. Скрывая свое любопытство, Ульянов зашел в театр, сел в углу зала и наблюдал, как на сцене небольшая группа ребят занималась этюдами: ловили несуществующей удочкой несуществующую рыбу, изображали, что колют дрова. Все это они делали под чутким руководством Евгения Павловича Просветова. Он и стал для Михаила Ульянова первым человеком, заронившим в душу интерес к театру, первым педагогом по актерскому мастерству. В книге «Работаю актером» Михаил Ульянов писал: «Счастлив человек, какой бы он ни был профессии, если в начале его пути стоит учитель, который…влюбляет в дело, которому ты учишься, показывает такие неизведанные дали, что ты замираешь в восхищении. Взяв за руку, он ведет тебя по неизвестным топким дорогам…Вот таким человеком для меня был Евгений Павлович Просветов». Михаил Ульянов, который с детства много и почти запоем читал, с удовольствием стал посещать театральную студию, где была возможность узнать много нового и проявить себя. Впервые юный Ульянов вышел на сцену в спектакле «Цыгане» в роли одного из цыган у костра. Слов у него в этом эпизоде не было, он просто сидел и изображал цыгана, но был очень горд и счастлив. Михаил Ульянов 2 года ходил в театральную студию, и однажды руководитель студии Просветов посоветовал ему продолжить актерскую учебу в Омской театральной студии». Когда в семье встал вопрос об отъезде Михаила в Омск для поступления в театральную студию, мама сказала ему: «Миша, если ты так решил, то я тебе мешать не буду». С рекомендательным письмом Евгения Павловича Просветова и мешком картошки в августе 1944 года Михаил Ульянов на перекладных отправился в Омск –
учиться театральному ремеслу. «И вот я стою у старинного, бело-зеленого здания Омского театра. Перед вратами своего будущего. Душа от страха упала куда-то глубоко-глубоко. На мой робкий стук выглянул дежурный и спросил: чего мне надо? Я объяснил, что хочу поступить в театральную студию. Дежурный сказал, куда надо обратиться, и отправил меня к другой двери». Небольшого росточка, ничего особенного собой не представляющий, Миша Ульянов понимал, что ему нечего рассчитывать на поступление в студию при таком солидном театре. Но вступительные экзамены Михаил сдал успешно, и в студию его приняли. В те годы в Омском театре работала интереснейшая актриса и незаурядный человек Лиина Семеновна Самборская. Она была и умелым художественным руководителем театра, и она же набирала студию. Лиина Семеновна пригласила для студийцев лучших педагогов города Омска. А самые опытные театральные актеры преподавали актерское мастерство, художественное слово. Для индивидуальных занятий все учащиеся были поделены на две группы; Михаил Ульянов попал в группу, которой руководил актер Михаил Михайлович Илловайский. Иловайский был влюблен в театр, как юноша, и передавал эту любовь своим ученикам. Он завораживал их рассказами о замечательных людях, которых встречал на своем пути, о театре. После занятий учащиеся провожали Илловайского домой и просили еще и еще рассказать о Москве, об известных актерах. Эти рассказы тревожили и вдохновляли, вселяли веру в себя. В Омском драматическом театре наверху был репетиционный зал, в нем учащиеся студии слушали лекции, готовили отрывки из произведений литературы, репетировали этюды, спорили и проводили время с утра и до конца спектакля. С первых же дней учебы студийцев занимали в спектаклях в небольших ролях, и это была полезная практика. Первой ролью Михаила Ульянова в Омском театре была роль Шмаги, которую он сыграл неудачно и по-настоящему плакал из-за этого, а Лиина Семеновна Самборская неудержимо хохотала. Ульянов подумал: «Это конец. Надо уходить из театра». Чуть позже Самборская пригласила его к себе и сказала: «Если ты станешь актером, тебя ждут бессонные ночи, мучительные раздумья, незаслуженные обиды, справедливые упреки…Работай и работай – только в этом спасение от обид и неудач». После этого разговора в своем дневнике Михаил Ульянов записал: «Работай, Миша, работай, сколько хватит сил, энергии и умения. Какое это трудное, очень трудное и благородное дело – театр». Обучение в Омской студии проходило в тяжелые военные годы. Студийцы выступали в госпиталях, с тревогой ждали писем от отцов и братьев, тянули как можно дольше свой хлеб, выдаваемый по карточкам, словом, жили той тяжелой жизнью, которой жили тогда все. В начале 1945 года М. Ульянов чуть не попал на фронт. Его отозвали в Тару, в военкомат, и после некоторых формальностей отправили в Омск, в школу летчиков- истребителей. Из двухсот человек, прибывших в школу, отобрали 50 человек, в том числе и Ульянова. Но потом вдруг распустили, объявив, что курсанты не достигли призывного возраста, т.е. им еще не было 18-ти лет. Видимо, Михаилу Александровичу на роду было написано стать актером. Судьба сложилась так, что он
не стал летчиком, а мог бы стать, если бы родился на год-два раньше. Часть 1 Москва. Театральное училище им. Б.Щукина. Следующий шаг в жизни Михаила Ульянова был волевой и осознанный. В 1946 году, когда после Великой Победы жизнь входила в мирное русло, Ульянов, заручившись поддержкой отца, отправился в Москву, чтобы поступить в какую-нибудь из театральных студий столицы. К этому времени он уже твердо решил стать актером. Когда М. Ульянов попал в столицу, ему было 18 лет. Выйдя из вагона поезда, он увидел то, что не мог себе представить. Завершился рабочий день. Курский вокзал. Невероятная толчея. Он совершенно растерялся. И после долгих мучений все-таки нашел адрес дома и квартиру в Сокольниках, где ему нужно было остановиться. Он был так подавлен увиденным в Москве, что сел на диван и сразу же уснул. Молодой артист Ульянов пытался поступить в театральное училище им. Щепкина, в театральную студию при МХАТе (Московский художественный академический театр), и все безуспешно. Расстроенный, брел Михаил по Арбату и неожиданно столкнулся с товарищем, который приехал из Омска. Он и посоветовал Ульянову попробовать поступить в Театральное училище им. Б. Щукина при Театре им. Вахтангова. Михаил сдал документы в это училище, и приемная комиссия направила его сразу на второй тур. Он очень этому удивился. Как вспоминал потом М. Ульянов, «видимо, тут сыграло роль то, что я приехал из Омска, куда в годы войны был эвакуирован Театр им. Вахтангова, и вахтанговцы были благодарны этому городу и его людям». В теплый августовский день 1946 года Миша Ульянов пришел на улицу Вахтангова сдавать экзамены в театральное училище. В тот день он и не подозревал, что эта улица станет для него судьбой, дорогой в театр и в большую творческую жизнь. Михаил Александрович вспоминал об этом дне: «Это было вечером. Мы, сдающие экзамены в этот день, сидели в садике перед училищем и ждали своей очереди. Вокруг было много ребят в военной форме – это был первый послевоенный набор. Все волновались, переговаривались. Вдруг гул стих: к училищу подходил Рубен Николаевич Симонов. Небольшого роста, красивый, артистичный. Белоснежная рубашка, светлые брюки…Он скрылся за дверью училища. Вскоре вызвали меня. С внутренним трепетом я предстал перед комиссией, которая должна была решить мою судьбу». Михаила Ульянова приняли в Театральное училище им. Щукина, и началась его студенческая жизнь, новый виток в постижении театра. Первого сентября весь курс набора 1946 года собрался в училище – 40 с лишним человек, причем парней было гораздо больше, чем девушек. Курс разбили на две группы. Михаил Ульянов попал в группу, которой руководили Леонид Моисеевич Шихматов и Вера Константиновна Львова – супружеская пара. Они были настоящие интеллигенты. Педагоги они были разные. Вера Константиновна в своей преподавательской деятельности всегда следовала определенным правилам. А Шихматов правил не придерживался, он мог менять задачу и ее решение. В своей книге «Приворотное зелье» М. Ульянов так пишет об этих преподавателях: «Шихматов
и Львова давали нам много не только как педагоги, они воспитывали нас в самом прямом значении этого слова. Нам не читали нотаций. Если мы делали что-то не так – тактично поправляли». В тяжелое военное время студенты иногда занимались дома у этих педагогов, и Шихматов и Львова всегда кормили студентов супом, хотя сами были люди небогатые. Еще одним педагогом М. Ульянова в училище им. Щукина был Владимир Иванович Москвин. Он мог найти подход к любому студенту и открыть талант в каждом. Владимир Иванович не любил много говорить, он предпочитал показывать то, чему хотел научить. Однажды на репетиции спектакля Владимир Иванович долго наблюдал, как играет Михаил Ульянов, а потом не выдержал и сказал: «Да что ты жмешься, как девица! Ты же в дозоре! Вот как надо!» И он лег на не совсем чистый пол и показал, как надо ползти. Он не пожалел ни себя, ни своего хорошего костюма для того, чтобы показать, как нужно играть роль. Студенты щукинского училища учились театральному мастерству не только у актеров Театра им. Вахтангова. Они посещали другие московские театры, смотрели спектакли, а потом горячо их обсуждали, пытались подражать известным актерам, имитировали их голоса, манеру, походку. И верили, что когда-нибудь сыграют также, а может, и лучше. Когда М. Ульянов учился на последнем курсе, его однажды вызвал к себе художественный руководитель театра им. Вахтангова Рубен Николаевич Симонов и предложил сыграть роль видного партийного деятеля Кирова в спектакле «Крепость на Волге». Ульянов был смущен и очень взволнован, ведь это первая роль, которую ему предложили, и роль - главная и такая ответственная. Поразмыслив немного, М.Ульянов согласился. После долгих и трудоемких репетиций состоялся дебют(первый выход на сцену) М. Ульянова в роли Сергея Мироновича Кирова. Этот день навсегда запомнился Ульянову. Спектакль прошел хорошо. И хотя в этом была заслуга не только М. Ульянова, поздравляли именно его. Поздравляли старые и молодые актеры, студенты училища, дарили подарки. Ликовали все! Когда учеба в театральном училище подошла к концу, выпускников собрали в актовом зале, и директор училища вручил выпускникам дипломы и произнес напутственные слова. Михаилу Ульянову повезло: его и еще троих выпускников пригласили на работу в Театр им. Вахтангова. «Получив диплом об окончании Театрального училища им. Щукина, я прошел сто метров и открыл дверь театра, который с того момента стал для меня родным домом»,- вспоминал Ульянов позже. Часть 2. Театр. Кино. Михаил Александрович Ульянов - один из наиболее ярких и самобытных актеров отечественного театра и кино. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность, но среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф.Достоевского "Идиот". Эта роль выдвинула молодого артиста в первые ряды, заставила о себе заговорить, тем более, что почти одновременно он создал образ своего современника в пьесе А.Арбузова "Иркутская история", который стал как бы, знаменем этого времени.
60-е годы - это время рождения замечательных, могучих характеров, созданных Ульяновым в кино. Его знаменитый Трубников ("Председатель", 1964 г.), сыгранный страстно, темпераментно, на разрыв души, мучающийся за людей и вместе со своими людьми, стал советской классикой. Его исступленный мятежник Митя Карамазов ("Братья Карамазовы", 1968 г.), генерал Чернота ("Бег", 1970 г.), сыгранный с неистовым актерским бесстрашием, маршал Жуков, настолько достоверный, что многие зрители воспринимают актера и персонаж как единое целое, эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.  В кино у актёра около семи десятков талантливых работ. Самый узнаваемый образ, созданный Михаилом Ульяновым на экране, - Георгий Жуков.
Предложение Юрия Озерова сыграть "маршала Победы" Ульянов, по собственному признанию, отверг, не раздумывая - "слишком любим, слишком знаем народом". Но замечание режиссера, что сам Георгий Константинович считает - Ульянов справится - ободрило его. Создавать образ Жукова начали с грима, пытаясь достигнуть фотографического сходства, но налепленные щеки выглядели карикатурно. Тогда Ульянов решил сыграть характер маршала, то, каким его видят в народе: "Я отлично понимал, что играю не Жукова в буквальном смысле этого слова, не Георгия Константиновича во всем многообразии этого характера и этой судьбы (взлеты его были до самой высочайшей вершины, и сложные периоды в его жизни тоже были), а играю некое распространенное о нем представление.<...> Короче говоря, я стремился, как говорили раньше в театрах, поймать правильный тон роли. Эта найденная тональность настраивает и зрителя на правильное восприятие работы, заставляя прощать мне и непохожесть и, может быть, не совсем выдержанную историческую точность или какие-то другие условности".  Сыграв Жукова в более чем 15 фильмах за свою карьеру, Михаил Ульянов так и не встретился с ним ни разу, хотя договаривались они несколько раз. Дочь актера Елена вспоминала, что отца часто путали с маршалом. Однажды милиционер остановил "жигули" Ульянова на Тверской, когда он ехал на дачу, и попросил предъявить документы. Услышав твердое "разрешаю", представитель власти вытянулся в струнку и попросил проезжать "товарища маршала". Имя Маршала Советского Союза Георгия Жукова стоит в одном ряду с именами таких прославленных героев нашего Отечества, как Суворов и Кутузов. Личность Жукова, сильная и яркая, оставила неизгладимый отпечаток не только на отдельных крупных операциях, но и на всем ходе Великой Отечественной войны. Именно ответственность, взятая на себя маршалом в те грозные годы, принесла ему поистине всенародную любовь и славу. Хранили Русь Суворов и Кутузов, И с ними встал в один бессмертный ряд Четырежды Герой Советского Союза Георгий Жуков - маршал и солдат. Народный артист СССР, наш земляк Михаил Александрович Ульянов с честью нес миссию «полководца». Имя Г.К. Жукова было для него свято, и в своей книге «Реальность и мечта», в главе «Мой Жуков» актер написал: «Не должен мир
спасенный забывать о том, какой ценой нашему народу досталась Победа. Люди должны помнить и простых солдат, и маршала Жукова, потому что самую кровавую долю войны с Гитлером вынес на себе советский солдат». И ещё об одной роли хочется сказать особое слово. «Ворошиловский стрелок» Предложение Станислава Говорухина сыграть ветерана Ивана Федоровича, вступившегося за внучку, Ульянов принял сразу, так как сам был уже дедом и понимал чувства героя. После премьеры фильм раскритиковали, посчитав его "призывом к суду линча", но зрители историю приняли. В итоге - главный приз на "Кинотавре" и "Ника" Ульянову за лучшую мужскую роль. Персонаж Ульянова, по словам режиссера, стал "национальным героем - таким маршалом Жуковым в мирное время". Ульянов о роли: "Надо сказать, что я трудился над ролью с удовольствием. <...> Нравился мне мой герой - обыкновенный старик, за плечами которого немудрящая, но честная жизнь. Только на склоне лет нет ему покоя. Мир перевернулся! Ценное обесценилось, и откуда ни возьмись такое повылазило... И получилось, что на примере этого старика вдруг на экране вскрылись беды нашего болезненного, незащищенного общества. Жизнь в нем все усложняется, растет разрыв между богатыми и бедными, и хотя вроде бы никто не голодает, но никто особенно и не шикует, за исключением тех, кто готов это делать за чужой счет. Вот и надругались трое подонков над внучкой пожилого человека, а встать на защиту униженных некому" О своей роли в фильме «Ворошиловский стрелок» Михаил Ульянов рассказывал: «Да, спасибо Говорухину... Кстати, название — горько-ироничное и поистине снайперское попадание в цель: здесь и возраст героя, и его биография, и его одиночество, и бессилие что-либо в этой жизни изменить... Это вообще большая тема — трагедия наших стариков. Переживших 1937 год, «сороковые-роковые», послевоенную разруху, перестройку. Всю жизнь их обманывали. Вели к «великим целям», которые на поверку оказывались миражами. Никогда они не жили в покое, с уверенностью в завтрашнем дне. Смотришь, за границей старики и старушки — американские, английские, немецкие, японские — выходят на пенсию и только как бы начинают жить... А наши старики? Прожив тяжелейшую жизнь, они остались один на один со своими бедами, нездоровьем, незащищённостью. Опять надо с кем-то бороться, чего-то добиваться, что-то кому-то доказывать».
Актер Александр Пороховщиков вспоминал, как во время съемок «Ворошиловского стрелка» в Калуге вечером Ульянов сидел на лавочке, зажав лицо рукой, и плакал. «Я видел плачущим самого Ульянова! Отчаянно плакал, как ребенок, он вообще дитя был. открытый, нежный, ранимый… Я подошел, присел с краю на лавочке, думал, боль какая. «Что с вами, Михал Алексаныч?» – «Спасибо Славе Говорухину, он этой ролью мне глоток воздуха еще дал. Стою, Сашенька, как перед пропастью, шаг – и полетел куда-то…» Кадр из кинофильма «Ворошиловский стрелок» Часть 2.1 Ульянов – художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова . В сентябре 1987 года Михаил Ульянов был назначен художественным руководителем театра имени Евгения Вахтангова. Работники театра считали Ульянова чутким и отзывчивым руководителем. Они рассказывали, что ему трудно было кого- либо уволить. Когда один из актёров сильно надебоширил, то Ульянов сначала уволил
его в воспитательных целях, а на следующий день снова позвал в театр. В своём театре Ульянов старался помочь всем, кто об этом просил. Ходил, не стесняясь, по кабинетам разных начальников, чтобы выбить квартиры ил пенсии своим артистам. О своей работе в театре Михаил Ульянов в интервью рассказывал: «В Вахтанговском театре завещано было Вахтанговым – нельзя выносить сор из избы. Что бы там ни было, все остается внутри. В Вахтанговском театре была традиция – не устраивать божественных литургий по поводу дней рождений, например. Праздновали и поздравляли, но это все было на уровне демократических взаимоотношений. У нас не было богов, хотя боги были. Тот же Рубен Николаевич Симонов. Его знали, знали ему цену, что он и как. Знали его смешные стороны. Но это был человек непререкаемый. Умный, мудрый, непререкаемый человек. Это тоже была традиция. Ее сейчас сохранить очень сложно. Есть пьесы, которые мы можем взять, а есть пьесы, которые мы, вахтанговцы, взять не можем. Потому что в Вахтанговском театре есть некая облегченность. Мы не философы, мы жители этой прекрасной земли. Мы эпикурейцы. А шло от кого? От Вахтангова. А потом к Симонову, от Симонова к Захаве, от них – к нашему поколению, к Борисовой, Яковлеву... Например, во времена 1937–38-го годов, когда был этот ужас жизни, все либо молчали, либо как-то прятались, боялись. А вахтанговцы поставили «Много шума из ничего». Веселый, озорной, ни к чему не призывающий спектакль. И сейчас, если посмотреть лучшие спектакли за эти 88 лет, то это все-таки какой-то облегченный взгляд на жизнь, примиренный, солнечный, хороший. У нас не любят копаться. Я тут недавно принес Ибсена, мы подумали об одной актрисе. Все говорят: да что ты, такая мука, в вахтанговском нам это не надо. И действительно, вахтанговцы как-то избирательно живут. Ошибаются, конечно, промахиваются. Ну, а кто не промахивается? Вот из этих предельно ясных, четких историй и складываются «вахтанговское» и «вахтанговцы». Часть 2.2 Немного о личном Ответственность — черта, которая была присуща Ульянову не только на работе, но и в семейной жизни. «Идеальный семьянин» — так говорили о Михаиле Ульянове. Вместе со своей женой актрисой театра имени Вахтангова Аллой Парфаньяк он прожил в браке почти 50 лет, хотя в начале их отношений знакомые спорили - сколько времени продлится их союз? Дело было в том, что по признанию Ульянова, его поведение иногда было очень далеким от определения «идеальное». Годы спустя Михаил Александрович вспоминал: «Я пил, пил, пил, пил… Мне много раз говорил Рубен Николаевич Симонов: «Миша, не пей водку, на тебя это действует плохо, есть люди, которым ничего, а на тебя очень плохо». Я послушаю – и опять пью, пью… Кончилось тем, что напился в очередной раз. Не помню где, с кем, помню только, как очнулся лежащим на асфальте с задранной штаниной. И вплотную к ноге – колесо. Я. пьяный еще, понять не могу: что за колесо? А это трамвай!.. И я понял в тот момент, что мне нужно жениться, и именно на Алле Петровне, за которой тогда ухаживал. А та скульптурная композиция - лежащий с задранной штаниной на рельсах Ульянов, колесо затормозившего в последний миг трамвая – до сих пор стоит перед глазами». А то был и такой момент: отчаявшись вразумить выпившего Михаила Александровича словами. Алла Петровна встала на подоконник на восьмом этаже, открыла окно и сказала: либо со мной, либо без меня. И я словно очнулся: бросил. Несколько лет вообще не пил. Ни грамма. Потом стал позволять себе чуть-чуть. Но такого, чтобы прислоняли, уже не было. А с некоторых пор к спиртному вообще стал равнодушен»
Ульянов добивался расположения актрисы четыре года. После свадьбы супруги поселились у родителей Аллы в тесной квартирке, где жили вшестером: Михаил, Алла, тёща, сын Парфаньяк от первого брака и маленькая Леночка — единственная и вскоре родившаяся дочка Аллы и Михаила. Места в квартире было настолько мало, что ужин для всей семьи приходилось накрывать в ванной на гладильной доске. Семья для Ульянова была «островом», на который он мог сбежать от суеты и который он охранял как зеницу ока. Алла Парфаньяк рассказывала, что, когда маленькая Леночка была в детском саду или в школе, а на улице шёл дождь, Михаил Александрович ехал к любимой дочке с резиновыми сапогами, боясь, что она промокнет и простудится. Когда родилась внучка Лиза, Михаил Александрович играл с ней в куклы, ходил по магазинам и выбирал красивые наряды. Актриса Галина Коновалова вспоминала, что как-то зашла к Ульянову домой и увидела, что он сидит у окна и зашивает платьице на внучкиной кукле.
Ульянов с женой Аллой Михаил Ульянов писал в своих мемуарах: «…Меня, как океанской волной, потянуло, как магнитом, к актрисе нашего театра, красавице и умнице Алле Парфаньяк. Переживаний - море. Алла замужем. А я кто? Сибирский малообразованный мужичок? Ни кола, ни двора? Но, к моему великому счастью, Алла посмотрела-посмотрела и подала мне руку, а следом сердце отдала. Но надо знать Аллу Петровну - эта женщина в высшей мере самостоятельна и горда. И переубедить ее в принятом решении пока еще никому не удавалось. И еще одно редкое качество есть у этой женщины - сила воли. Этой-то волей она и спасла меня. Алла руку протянула, но поставила условие: никаких ярмарок, никаких купцов. Все. Конец. Этой рукой она вытянула меня из омута в тот момент, когда я уже пускал пузыри и почти перестал за себя бороться. Многие тогда махнули на меня рукой, мол, пропал парень. И действительно настал трагический край - меня выгнали из театра за развеселую жизнь. Но тут Алла подняла на ноги товарищей и заставила их просить за меня... Великое спасибо Рубену Николаевичу Симонову! Он сказал: «Вернуть в коллектив». А мог сказать: «Нет»... И как тут не верить в рок? ...Хотя судьба судьбой, а без властной руки Аллы я бы в одиночку не выплыл. Мы поженились. И вот уже немало десятилетий мы плывем по жизни вместе. Всякое бывало: и туманы, и штормы, и штили. Но на ноги я встал, чтобы вместе с Аллой идти дальше. Мой творческий путь в театре, а потом и в кино оказался удачным. А Алла не так уж много сыграла в театре... Но рука, протянутая в минуту страшную, произвела в моей жизни глубокие изменения. И в жизни Аллы
тоже. Наша дочь Елена - художник, она много и успешно работает. И то, что Лена не актриса, как часто бывает в актерских семьях, наша заслуга... Нарисовали страшноватую перспективу и уговорили. И, слава Богу, не жалеем. Лена - человек работящий, волевой, напористый. Рядом с нами подросла внучка Лиза. ...Лиза благополучно идет по своей дороге, и я по-стариковски желаю внучке, чтобы так было и впредь». Родительская радость
Вся семья в сборе
Ульяновы жили на скромную пенсию и зарплату худрука. Весь гонорар за «Ворошиловского стрелка» сгорел в «Мост-банке» в дефолт. К счастью, актер все же смог приобрести небольшую квартиру в центре и дачу в 42-х километрах от Москвы. Дочь Ульянова рассказывала: «Я хорошо помню, как отец с мамой постоянно ездили на концерты, так называемый актерский «чес». Они вкалывали, потому что зарплата актеров была смешной. Отец получал в театре 200 рублей, будучи уже народным артистом СССР, Героем Соцтруда, лауреатом множества премий. Он вообще был неделовым человеком и очень стеснительным в вопросах финансов. Многие продюсеры этим пользовались. Однажды я решила стать папиным агентом на его последней картине «Подмосковная элегия», потому что видела, что отца просто «кидают». И очень гордилась собой, что удалось выбить «особые условия» - маму бесплатно поселили с отцом в санатории, где размещалась съемочная группа. И еще отцу выписали гонорар в тысячу долларов за съемочный день. В понимании молодых звезд уже тогда это были не очень большие деньги. Но отец и их мог не получить, если бы не мое участие. Михаил Александрович не обращал никакого внимания на моду. Он мог носить галстук, не подходящий к пиджаку. Дочь периодически наводила ревизию в его шкафу. Приходила и выкидывала старые наряды, а он сопротивлялся: «Как? Зачем ты выкидываешь мои старенькие любимые бареточки?» «Папа, спокойно, это бомжам», – останавливала его Елена. Она рассказывала о своем отце: «Заставить что-либо делать Ульянова удавалось немногим. Но достаточно было только попросить, поплакать в жилетку – и вот он уже со своим харизматичным лицом идет выбивать
кому квартиру, кому машину, кому роль. А чтобы для себя, так это неприлично. Мама называла его «Четыре «Н» – Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично». Он не мог никому отказать. Для себя ничего не сделал. В результате они с мамой всю жизнь прожили в своей мерзопакостной квартире на Пушкинской площади. Папа даже умудрился помочь людям, будучи при смерти. Нам рассказали уже после похорон, как папу отыскал земляк из Омска. Его дочка нуждалась в операции на сердце. Папа похлопотал, и девочке какие-то местные светила успешно сделали операцию». Часть 2.3 Последнее В 2005-2006 годах Ульянов много болел, ему была сделана сложная операция на кишечнике, а потом потребовалась и повторная операция, причем к лечению подключились онкологи. Дочь Ульянова рассказывала: «В последнее его лето я вывозила папу из Иваново на вертолете. Они поехали с мамой в санаторий, и ему там стало плохо настолько, что в больнице Решмы ему сделали операцию на желудке. Но после этого лучше не становилось. Тогда его на «реанимации» перевезли в Иваново. Хотя ивановские врачи делали все что могли, но мы понимали, что его надо вывозить в Москву, иначе он просто на глазах уйдет. В результате через директора Театра Вахтангова Сергея Сосновского, через Калягина стали искать помощи в Москве. Ситуация аховая. Московский реанимобиль отказался везти его: не довезут – дорога плохая. В результате Калягин вышел на Шойгу, и тот прислал в Иваново вертолет. Я потом им в ноги кланялась. Возникла проблема: где посадить вертолет? Негде. В итоге главврачу больницы по телефону сказали: «Стелите простыни крестом на поляне перед больницей. Будем сажать вертолет». И врачи понеслись с простынями на поляну, расстелили гигантский белый крест. Ситуация, как в кино, нарочно не придумаешь. На каталке его довезли до вертолета, и мы полетели. В Москве вертолет посадили у МКАДа, туда пригнали три реанимобиля. И повезли в ОАО «Медицина». Паркинсон неизлечим. У Ульянова отказывали ноги, при этом была совершенно ясная голова. Как только он нервничал, а было от чего, тут же все отдавало в ноги. В коляску садиться он не хотел. Поэтому стоически переносил разрушительную терапию. У отца не было выбора. Он понимал, что это безысходность. Да еще его доконала ситуация в театре,
откуда его не отпускали, не могли ему много лет найти замену. А он, как человек ответственный, даже больной туда ходил. Не дали даже нормально полечиться. У него было адское состояние духа. Это очень ускорило его уход. Он разрывался. Театр был для него домом, даже больше, чем семья. Вот он такой и был. Когда приходил домой, мы спрашивали: «Ну, как дела, папа?» – «Все нормально». Хотя мог быть сине- зеленым от усталости. У него была жутко мягкая, ранимая и не очень уверенная душа». В конце 2006 года он Ульянов почувствовал себя хуже, и попросил освободить его от должности художественного руководителя театра, однако коллеги уговорили его остаться на этой должности еще на один сезон. 22 марта 2007 года Ульянов был снова госпитализирован. «Когда Михаилу Александровичу сделали операцию, – вспоминал актер Михаил Васьков, – я привез к нему в больницу отца Алексея из храма Успения в Путинках, что рядом с Малой Дмитровкой. Ульянов был в очень плохом, почти бессознательном состоянии. Алла Петровна загодя надела на него крестик. И когда батюшка вошел в па- лату, Михаил Александрович, до этого никого не узнававший, твердивший, что его ждут на репетиции, что лезут на него черти из телевизора, а у него в отдельной палате большой телевизор стоял, - увидев отца Алексея, сказал вдруг, показывая крестик: «А я ношу уже». Исповедь длилась долго, очень долго. Может быть, часа полтора-два. И причащение. Когда я на машине отвозил отца Алексея, он сказал, что это даже не
исповедь была в обычном понимании, а нечто гораздо большее – вся жизнь, все о жизни. Я усомнился, зная замкнутого, сдержанного Михаила Александровича много десятилетий, с тех пор как после Щукинского училища в 1977 году меня приняли в Театр Вахтангова. А батюшка говорит: «Мне кажется – все или почти все. Совсем искренне». И больше ничего не сказал, это ведь таинство. Прорыв душевный был тогда у Михаила Александровича, побывавшего одной ногой на том свете. Прорыв к Богу. И вот что потрясающе: на следующий день он окончательно пришел в себя и сознание уже не терял до… конца». Ульянов с дочерью Еленой «После той исповеди, причастия в больнице, первого, я думаю, в его жизни, – рассказывала дочь Михаила Александровича Елена, – он стал каким-то другим, будто просветленным, преобразившимся. Будто сил почерпнул – жить».
За несколько недель до смерти Ульянов передал в издательство «Вагриус» последние правки к книге своих мемуаров. Рукопись должна была выйти на 80-летний юбилей Ульянова, и потому в ней Михаил Александрович писал о себе: «Мне 80»... К сожалению, Ульянов не дождался выхода своей автобиографической книги, в которой содержался искренний рассказ о себе, об артистах, о театре. Книга стала исповедью и прощанием великого актера. Заключение. Для кого-то Михаил УЛЬЯНОВ - это маршал Жуков, для других - председатель Трубников или Митя Карамазов, для третьих - генерал Чарнота из «Бега» или «ворошиловский стрелок». Великому русскому актеру 20 ноября 2017 года исполнилось бы 85. И несмотря на то что Михаила Александровича уже девять лет нет на этом свете, у него и сейчас миллионы поклонников. Мы с удовольствием пересматриваем его работы и каждый раз находим для себя что-то новое. В 1950 году М. Ульянов начал свой первый сезон в Театре им. Вахтангова, где проработал более 50-ти лет. За свою творческую жизнь он сыграл множество ролей в театре и в кино. Его партнерами по спектаклям и фильмам были такие известные актеры, как Кирилл Лавров, Юлия Борисова, Вячеслав Тихонов, Галина Волчек, Юрий Яковлев, Нона Мордюкова и многие другие. Однажды избрав для себя прекрасную и опасную профессию актера, он остался верен ей до конца жизни. Михаил Ульянов – народный артист СССР и достойный пример для подражания. Ведь если учиться так же добросовестно, как учился Ульянов, и работать так, как работал он, можно достичь в жизни очень многого.
Прошло много лет с того момента, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Новые поколения будут судить о том нелегком времени по фильмам XX века. Мы будем дышать воздухом прошедших поколений, всматриваясь в образ киногероя, созданного Ульяновым. … И мне кажется - происходит смещение лет, И мне явственно слышатся звуки славянского марша, И в памяти проплывает череда кинолент о Великой Отечественной, Где роль у Ульянова - Маршал. Он - защитник Отечества. Раньше, и впредь, и сейчас! Из тысяч, мильонов и кино-, и телеэкранов Он с пронзительной мудростью смотрит на нынешних нас - Легендарный земляк Михаил Александрович Ульянов.
Актер написал в воспоминаниях: «...Я актер. Я скоморох и трагик. Скоморох - потому что смешу людей. Трагик - потому что люблю и ненавижу, страдаю и умираю на сцене в тысячах образов. ...Мне уже восемьдесят лет, многое позади. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» - могу сказать я словами поэта. Большую часть из отпущенного мне времени я посвятил театру. Мне самому мучительно смотреть свои фильмы. Особенно старые. Как я играл тогда, я ни за что не играл бы сейчас. Дело не в особой требовательности художника, а в том, что меняется мир и мое восприятие мира... Даже малая задержка для театра - это смерть... Поэтому так мало для него значит уход отдельных, пусть даже выдающихся актеров. Жестоко? Конечно! Но мавр сделал свое дело. Он может уйти...» Михаил Ульянов скончался 26 марта 2007 года и был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Алла Парфаньяк скончалась спустя два года после смерти мужа. - Она не пережила папин уход, для нее просто кончилась жизнь, - поделилась их дочка. Елена Ульянова сейчас руководит фондом имени своего отца. Тихо, без лишней шумихи помогает старикам актерам, устанавливает памятники на могилах тех, кого раньше любили миллионы, но после смерти быстро забыли. Омская Земля помнит имя великого актёра, гражданина и земляка.
Имя Михаила Ульянова присвоено Омскому Государственному Северному драматическому театру.
Вот далеко не полный перечень ролей М.А.Ульянова на театральной сцене:
"Горя бояться - счастья не видать" (Солдат Иван), "На золотом дне" (Вася), "Филумена
Мартурано" (Микеле), "Город на заре" (Костя Белоус), "Ангела" (Стратос), "Принцесса Турандот" (Бригелла), "Дион" (Дион), "Конармия" (Гулевой), "Варшавская мелодия" (Виктор), "Фронт" (Иван Горлов), "Гибель эскадры" (Гайдай), "И дольше века длится день" (Эдигей), "Уроки мастера" (Сталин).
М.А.Ульянов снялся в кинофильмах
: "Они были первыми" (Колыванов, 1956г.), "Екатерина Воронина" (Сутырин, 1957 г. ), "Дом, в котором я живу" (Каширин, 1957 г. ), "Добровольцы" (Кайтанов, 1958 г. ), "Стучись в любую дверь" (Прохоров, 1958 г. ), "Балтийское небо" (Рассохин, 1960 г. ), "Простая история" (Данилов, 1960 г. ), "Битва в пути" (Бахирев, 1961 г. ), "Тишина" (Быков, 1963 г. ), "Живые и мертвые" (член военного совета, 1964 г. ), 1966г. "Застывшие молнии" (Горбатов, 1966 г. ), 1967г. "Пока я жив" (Фролов, 1967 г. ), 1971г. "Егор Булычов и другие" (Егор Булычов, 1971 г.), "Самый последний день" (Ковалев, 1972 г.), "Освобождение" (маршал Жуков, 1976 г.), "Легенда о Тиле" (Клаас, 1976 г.), "Позови меня в даль светлую" (Николай, 1976 г.), "Обратная связь" (Нурков, 1978г.), "Блокада" (маршал Жуков, 1978 г.), "Тема" (Ким Есенин, 1979 г.), "Последний побег" (Кустов, 1980 г. ), "Факты минувшего дня" (Михеев, 1981 г. ), "Частная жизнь" (Абрикосов, 1982 г.), "Февральский ветер" (Филимонов, 1982 г. ), "Без свидетелей" (Он, 1983 г.), "Контрудар" (маршал Жуков, 1985 г. ), "Выбор" (Васильев, 1987 г. ), "Наш бронепоезд" (Иван Савич, 1989 г.), "Сталинград" (маршал Жуков, 1989 г. ), "Дом под звездным небом" (Башкирцев, 1992 г. ), "Мастер и Маргарита" (Понтий Пилат, 1995 г.), "Все будет хорошо" (дедушка, 1996 г. ), "Сочинение ко Дню Победы", "Ворошиловский стрелок" (1999 г.) и других. Вот далеко неполный перечень ролей М.А.Ульянова в телевизионных постановках: "Штрихи к портрету" (Ленин, 1969 г.), "Транзит" (Багров, 1969 г.), "Острова в океане" (Хадсон, 1978 г.), "Кафедра" (Брызгалов, 1963 г.), "Тевье-молочник" (Тевье, 1965 г.).
Михаил Александрович Ульянов
Лауреат Ленинской премии (1966) Герой Социалистического труда (1986) Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1975) Лауреат Государственной премии СССР (1983) Лауреат Приза «За художественный и личный вклад» Венецианского кинофестиваля (1982) Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) Кавалер двух орденов Ленина Кавалер орденов Октябрьской Революции Лауреат Премии «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» (1997) Лауреат Премии «Золотой овен» в номинации «Лучшая мужская роль» (1999) Заслуженный деятель культуры Польской Народной республики (1974) Секретарь правления Союза кинематографистов СССР Председатель Союза театральных деятелей РФ Народный депутат СССР Художественный руководитель театра им. Евгения Вахтангова Занимал должности секретаря правления Союза кинематографистов СССР (1986 - 1987 гг.), председателя правления Союза театральных деятелей РСФСР (1986 - 1991 гг.), председателя Союза театральных деятелей России (1991 -1996 гг.). Избирался народным депутатом СССР (1989 - 1992 гг.), являлся членом Центральной
ревизионной комиссии КПСС (1976 - 1990 гг.), членом ЦК КПСС (1990 - 1991 гг.). С 1996 г. является Почетным Председателем Союза театральных деятелей России Использованные материалы: Текст книги Михаила Ульянова «Реальность и мечта» Текст статьи: «Михаил Ульянов: Сочинение ко Дню рождения», автор И.Изгаршев Текст статьи «Маршал искусства», автор В.Оберемко Текст статьи «Четыре «Н» Михаила Ульянова», автор З.Игумнова Материалы сайта peoples Материалы сайта metlo Материалы сайта rusakters Материалы сайта ulianov