Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР III уровня по теме "Транспорт"

Автор: Хамитова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №12 "Детский сад комбинированного вида "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР III уровня по теме "Транспорт"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект фронтального занятия в старшей логопедической

группе для детей с ОНР III уровня по теме «Транспорт»

Задачи:
Коррекционно-образовательные: - закрепление словаря и знаний по теме «Транспорт»; - познакомить с разными видами транспорта (железнодорожный, водный, воздушный, наземный); - познакомить с новыми словами (железная дорога, машинист, локомотив, товарный поезд, пассажирский поезд); - упражнять в согласовании числительных и существительных; - учить образовывать приставочные глаголы; - учить правильно употреблять сравнительную степень прилагательных; - упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом для того чтобы. - учить составлять описательные рассказы по плану-схеме. Коррекционно-развивающие: - развивать память, внимание, мышление; - развивать фонематические процессы; - развивать мелкую и общую моторику. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к различным видам транспорта; - воспитывать чувство товарищества, доброты, взаимопомощи. Предварительная работа: наблюдение за транспортом, проведение различных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; организация сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр по теме; разучивание стихотворений и загадок, блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему по темам: фрукты, овощи, игрушки, одежда.
Оборудование:
костюм Гнома, игрушки по теме, детский велосипед, фланелеграфы, наборы геометрических фигур, план-схема, диск со звуковыми отрывками, предметные картинки, макет поезда.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. - Сегодня замечательный день и настроение у меня тоже замечательное. Я хочу поделиться этим настроением с вами. (Легкое сжатие руки передается детям по цепочке.) 2. Основная часть. Стук в дверь. Входит ребенок в костюме гнома. - Здравствуй, Гном! Как ты здесь оказался?
Гном:
- Я впервые оказался в городе и увидел здесь много интересного и удивительного. - Что же удивительного ты увидел в городе?

Гном:
В городе я увидел большую гусеницу. В нашем лесу таких гусениц нет. Послушайте, как она поет. Включается фонограмма звука движущегося поезда. - Что же это за гусеница? (ответы детей) Выставляется поезд. - Поездом управляет машинист. Первый вагон поезда называется локомотив. В нем находится машинист и управляет поездом. - Поезд передвигается по железной дороге. Это железнодорожный транспорт. Наш поезд повезет груз. Выставляются картинки: автобус, танк, лодка, велосипед. - Что повезет наш поезд, назовите одним словом. (Транспорт.) - В первом вагоне поедет транспортное средство, в котором один слог, во втором слово с двумя слогами, в третьем с тремя, в четвертом с четырьмя. Дети делят слова на слоги и загружают поезд. - Наш поезд повезет груз, значит он товарный. А если поезд перевозит пассажиров, он какой? (Пассажирский.)
Гном:
А еще я в городе видел огромную белую черепаху. Она плыла по реке и пела песенку. В нашем лесу таких черепах не. Послушайте, как она поет. Звучит фонограмма гудка парохода. - Что это? (ответы детей.) - А что еще Гном мог увидеть на реке? 3.Игра «Сосчитай и называй». Выставляются картинки : пять лодок, два плота, один парусник, два катера, пять кораблей. - Эти транспортные средства передвигаются по воде, значит это какой транспорт? (ответы детей.)
Гном:
- А еще я в городе видел огромную птицу. Она летит и поет. В нашем лесу таких птиц нет. - А как вы думаете, что это за птица? (Выслушиваются предположения детей.) - Давайте послушаем ее песенку и проверим ваши предположения. Включается фонограмма звука летящего самолета. - Что это за птица? - Давайте сравним птицу и самолет. 4.Игра «Добавь слово». Птица летит высоко, а самолет еще … выше. Птица летит далеко, а самолет еще … дальше. Птица летит быстро, а самолет еще … быстрее. Птица поет громко, а самолет гудит еще … громче. У птицы крылья большие, а у самолета еще … больше. У птицы крылья мощные, а у самолета еще … мощнее. - А каких транспортных средств не было в небе, когда Гном гулял. По картинкам: не было вертолетов, ракет, воздушных шаров, самолетов. - Этот транспорт передвигается по воздуху, значит он какой? (ответы детей)
- Давайте вместе с Гномом полетаем на самолетах. Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.) Значит мы кто? (Пилоты, летчики.) 5.Физкультурная минутка. Собираюсь я в полет (Шагают на месте.) Полетит мой самолет. (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.) Правое крыло отвел, (Правую руку в сторону.) Левое крыло отвел, (Левую руку в сторону.) А потом мотор завел. (Круговые движения руками перед грудью.) Полетали, покружились (Изображают полет самолета.) И на место приземлились. (Садятся на корточки.)
Гном:
- В городе я увидел много больших жуков. Они быстро ползают по улицам и поют песенки. В нашем лесу таких жуков нет. - Как вы думаете, что это за жуки? - Давайте послушаем их песенку. Включается фонограмма звука проезжающих машин. - Что это? (Машины.) - Как вы думаете, какие машины Гном мог увидеть в городе? (Пожарную машину, грузовик, скорую помощь … .) - Давайте построим эти машины из геометрических фигур и расскажем о них Гному. 6.Конструирование из геометрических фигур. - Что ты построил? - Я построил пожарную машину. (Грузовик, скорую помощь, такси ... ) - Для чего нужна пожарная машина (Грузовик, скорая помощь, такси … ) - Эти транспортные средства передвигаются по земле, значит это какой транспорт? (Наземный.) - Давайте покатаемся на этих машинах. Кто управляет машиной? (Водитель,шофер.) - Значит кем мы будем? (Водителями, шоферами.) - Заводим машины: жжжжжж и поехали. Дети изображают езду на автомобиле. - Стоп! Мы приехали в гараж. Давайте понаблюдаем за машиной. 7.Игра «Подбери нужное слово» по демонстрации действий. Машина в гараж … (заезжает), машина из гаража …(выезжает), машина вокруг гаража …(объезжает), машина к гаражу …(подъезжает), машина от гаража …(отъезжает), машина на мост …(въезжает), машина с моста … (съезжает).
Гном:
Мне уже пора идти домой. - А где твой дом?
Гном:
Далеко в лесу. - А на каком транспорте Гном сам может быстро доехать до дома. (На велосипеде.)
Гном:
- А что такое велосипед? Вывешивается картинка с изображением велосипеда и план-схема. - Давайте расскажем Гному о велосипеде по плану-схеме.
Дети отвечают на вопросы полными предложениями. Как называется транспортное средство? Из каких частей состоит? Чем приводится в движение? Вид транспорта. Кто управляет этим видом транспорта? Какую пользу приносит человеку? -Повторите весь рассказ о велосипеде, используя план. - А вот у нас есть настоящий велосипед. Он такой же, как на картинке? (Нет.) - Расскажите о нем по нашему плану. Рассказ о детском трехколесном велосипеде по плану-схеме. Гном: Спасибо вам ребята за помощь. Я от вас узнал много интересного о транспорте. Мне пора, меня ждут дома. До свидания! Гном садится на велосипед и уезжает. 8. Итог. -Как вы думаете, какое настроение у Гнома? Почему? - О чем мы ему рассказывали? - Понравилась вам встреча с Гномом? - Что вам понравилось больше всего? - Вы хорошо занимались. Я вами очень довольна.