"Проектная технология как средство формирования универсальных учебных действий"

Автор: Чернова Елена Леонидовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ Спасская СОШ
Населённый пункт: п. Спасский
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная технология как средство формирования универсальных учебных действий"
Дата публикации: 01.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МОУ Спасская СОШ Методическая конференция « Внедрение ФГОС» Проектная технология как средство формирования универсальных учебных действий
Выполнила: учитель немецкого языка Чернова Е.Л. май 2013 Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Одним из средств формирования универсальных учебных действий является проектная деятельность учащихся, т.к. в условиях работы над проектом формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.
Например, коммуникативных действий: • распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием проектной работы; • обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта работы; • взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность); • коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; • планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); • рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности. Метод проектов или проектная технология относится к активным технологиям обучения и приобретает в последнее время всё больше сторонников. Проектная форма работы, в которой, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным
организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям: • видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); • содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; • количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); • длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта; • дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами — примерно 20% обучающихся 8—9 классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы (например: «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде», «Эмоциональное благополучие» и др.). Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью). Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно: • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; • устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
• проводить эффективные групповые обсуждения; • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей; • адекватно реагировать на нужды других. В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса. Кроме того, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности
помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Для успешности выполнения проекта необходимо соблюдать ряд условий: • проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; • для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества; • обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта; • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство); • необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта; • необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; • результаты и продукты проектной работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. Например, работа с коллективным проектом имеет следующие этапы:
I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги: — Планирование учителем проекта в рамках тем программы. — Выдвижение идеи учителем на уро ке. — Обсуждение идеи учащимися; выдви жение ими своих идей; аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т. е. длитель ном проекте). II III. Завершающий этап: — Промежуточный контроль (при дли тельном проекте). — Обсуждение способа оформления проекта. — Документирование проекта. — Презентация результатов проекта всей группе (на пленуме) или на вечере в рам ках недели иностранного языка, на ро дительском вечере и т. д. — Подведение итогов выполнения про екта: обсуждение результатов, выставле ние оценок и т. д. IV. Этап практического использования результатов проекта (в качестве нагляд ных пособий, докладов на других уроках, выставки и т. д.).
Miniprojekt „Ferien"
Teilnehmerkreis: Alle Schüler einer Lern gruppe/Paar- oder Grup penarbeit, teilweise Indi-vidualarbeit. Schwierigkeitsgrad: Dieses Projekt ist für ver schiedene Stufen geeig net, eben für die 2—3 ersten Stunden nach den Ferien (außer dem Anfangsunterricht)
Materialien bzw. Jede Gruppe (d.h. Zwei- Hilfsmittel: er-oder Dreiergruppe) erhält ein Blatt Papier, 2 Buntstifte; Bilder oder Folie und Lesetexte zum Thema .Jugendliche rei sen"; Fotos. .Ansichtskarten, Mitbringsel. Ziele: a) Sprachlicher Bereich: Anwendung erworben er Sprackkenntnisse; Schilderung angefer tigter Collagen; — Interviews in Kleingruppen; — Teilnahme an der Dis kussion zum Thema anhand der Vorkennt nisse und der Lese texte; b) Pädagogischer Bereich: Auflockerung des Unterrichts durch Gruppenarbeit; Einbezug kreativer Fertigkeiten in den Unterricht; Handlungsorientiertes Erzählen.
Stunde l
1. Schritt: Associogramm „Ferien" Jeder Schüler geht an die Tafel und sch reibt ein beliebiges Wort, dann kommentiert er es (eignet sich für Fortgeschrittene ) 2. Schritt: Evalution des Assoziograamis — Wie waren denn die Ferien? Die Schüler antworten spontan. Schritt: Jeder Kleingruppe werden Papier und Stifte ausgehändigt. Es wird auch die Aufgabe erklärt, Tiefpunkte und Höhepunkte der Ferien zu besprechen
und dies auf dem Blatt Papier darzustellen (in Form einer Collage), d.h. graphisch oder mit Zeichnun gen und Kommentar (Stichwortartig) Schritt: Berichten im Plenum. Einer von der Kleingrappe berichtet an hand der Collage. 3. Schritt: Jede Kleingruppe oder jeder Schüler (je nach der Zahl der Schüler) er hält einen Text zum Thema): „Jugendliche reisen" und erfüllt die Aufgabe, den Text durchzusehen und Fragen für die Diskussion vorzubereiten. Anschließend werden 2 oder l Diskussionsleiter von den Schülern gewählt. Denen oder dem werden Fragebögen abgegeben. 4. Schritt: Hausaufgabe. entweder eine Collage mit Fotos, Bil dern oder Zeichnungen anzufertigen oder einen Aufsatz über die Ferien schreiben; Fotos, Ansichtskarten, Mitbringsel mit bringen; sich anhand der verteilten Texte auf die Diskussion «Jugendliche reisen» vorbereiten.
Stunde 2
Schritt: Ausstellung der Materialien, die die Schüler mitgebracht haben: Fotos, An sichtskarten, Mitbringsel und Collagen. Schritt: Jeder Schüler präsentiert seine Collage, indem er über seine Ferien erzählt. Die anderen Schüler hören zu und füllen fol gendes Kaster aus: Die Schüler, die Aufsätze geschrieben haben, können sie dem Lehrer abgeben (für die Kontrolle) oder auch kommentieren! 5. Schritt: Diskussion: Reisegewohnheiten und beliebte Reiseziele der Jugendlichen in Deutschland (Folie oder Bilder) Diskussionsleiter (l oder 2) führen die Dis kussion durch, indem sie Fragen zum The ma stellen und jemand
antworten lassen und alles ausführlich kommentieren (das sind leis tungsstarke Schüler). 6. Schritt: Evaluation des Projekts. Die Schüler bekommen auch Noten für die in teressantesten Collagen und Kommentare für die Teilnahme an der Diskussion (nur die aktivsten), später auch für die Aufsätze. 7. Schritt: Hausaufgabe. einen Brief an ein Fremdenverkehrsbüro in D. schicken, mit der Bitte um Prospekte, (für Freiwillige!) oder: einen Brief an den Brieffreund nach D. schreiben (wenn es solchen gibt). oder (für alle anderen!): Bilder zum Thema „Ferien" beschreiben (Die Bilder wer den verteilt oder von den Schülern selbst ausgesucht). (Die gesammelten Prospekte später in einer Collage oder Ausstellung präsentieren).
Projekt „Mülltonnen"
Teilnehmerkreis: Alle Schüler einer Lerngru ppe: Individual bzw. Partnerarbeit. Schwierigkeitsgrad: Dieses Projekt eignet sich für Mittel oder Oberschüler. Materialien bzw. Hilfsmittel: Arbeitsblätter. Verlauf: Jeder Teilnehmer bekommt Arbeitsblätter A und B. Arbeitsblatt „A" enthält Bilder mit 3 Mülltonnen, die vor einem Mehrfamilienhaus stehen, und 3 Lis- ten von verbrauchten Sachen in jeder ein zelnen Tonne. Das Arbeitsblatt „B" enthält einen Auswertungsraster mit Fragen. Das Projekt wird schrittweise durchgeführt: Verteilung von Arbeitsblättern. Aufgabenstellung. Gruppenbildung (Jede Kleingruppe ar beitet anhand eines Bildes A, B oder C; oder: alle Kleingruppen arbeiten anhand eines des selben Bildes, z. B. C.)
Kleingruppenarbeit. Dokumentation der Ergebnisse (Aus füllung des Arbeitsblatts B)/Zeichnungen, Collagen usw.) Präsentation im Plenum (falls die Kle ingruppen an demselben Bild gearbeitet haben, worden die Ergebnisse verglichen, argumentiert und besprochen). 8. Auswerten des Projektes. Vor einem Mehrfamilienhaus stehen drei Mülltonnen. Lies genau durch, was sich in jeder einzelnen Tonne befindet:
Tonne A:
14 Glückwunschkarten zum zehnten Hochzeitstag von Frank und Renate eine leere Flasche Süßstoff eine Broschüre über Ferienhäuser in Irland eine defekter Fußball ein leeres Waschpulverpaket eine Rechnung einer Mercedes-Werk statt ein Stapel bedrucktes Computerpapier zwei Paar Kindergummistiefel mehrere gebrauchte Papierwindeln ein abgelaufenes Los der Fernsehlot terie zwei leere Dosen Katzenfutter ein altes Geo-Heft ein Beutel Erdnußschalen ein leerer Papierbeutel mit der Auf schrift „Vollkornmehl"
eine volle Tüte Gummibärchen
Tonne B:
ein alter Eisehockey-Puck eine leere Kartoffelchips-Tüte ein Katalog für Bergsteigerausrüstungen ein Stundenplan für das 3. Schuljahr zwei Kinokarten eine Flasche Haargel ein alter Federball ein leeres Paket Fischstäbchen eine alte Illustrierte mit aufgeschlagen er Sportseite ein kaputter Fahrradreifen mehrere alte Micky-Maus-Hefte einige alte Zeitungsanzeigen mit der Überschrift: Zimmer zu vermieten eine alte Glühbirne ein defekter Radiowecker, der zertrüm mert wurde ein paar alte Jogging-Schuhe
Tonne C:
eine leere Packung Tabletten gegen Re isekrankheit eine Telefonrechnung über 730 DM
eine Ketchupflasche drei Briefumschläge mit Briefmarken aus den USA eine fast neue schwarze Lederjacke mit Nieten ein Paar fast neue Cowboystiefel eine Popzeitschrift mit dem Titel: „Heavy Metal" ein angefangener Brief ein leeres Glas Pulver-Cafe ein Exemplar einer Illustrierten eine Plastiktüte mit der Aufschrift „Duty-Free New York" eine Monatskarte für die U-Bahn ein alter Studentenausweis ein Heft mit Schnittmustern eine alte Blockflöte Arbeitsblatt B enthält einen Auswertungs raster: Fragen: Tonne A: Tonne B: Tonne C: Wer lebt in diesen Wohnungen? Beschreibe die Leute so ausfuhrlich wie möglich. Welche Gewohn heiten haben die Bewohner? Welche Hobbies haben sie? Wo verbringen sie ihren Urlaub? Was essen sie am liebsten? Gibt es Haustiere in dem Haus?
Was ist dir noch aufgefallen? Особенности оценки индивидуального проекта: Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Выполнение индивидуального итогового проекта в условиях введения ФГОС обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося должен быть разработан план, программа подготовки проекта
,
которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам: • организация проектной деятельности; • содержание и направленность проекта; • защита проекта; • критерии оценки проектной деятельности. Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта 1 ; тема проекта должна быть утверждена. Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности. В разделе о требованиях к содержанию направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 1
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. В состав материалов , которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности , представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников 3) краткий отзыв руководителя , содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна
подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Критерии оценивания индивидуального проекта: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и
пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. При оценивании целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный . Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Примерное содержательное описание каждого критерия Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована
понимания изученного способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
обучающегося Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения. При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных
уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»). Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированности умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание. В результате проектной деятельности выпускник научится: • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Проектная деятельность поможет учащимся осознать роль знания в жизни, это прекрасная площадка для развития навыков сотрудничества. Очень важно создать для ученика ситуацию успеха, чтобы ребёнок смог показать себя, самоутвердиться в самом себе и в глазах окружающих. Важно оценивать не только продукт, но и текущую деятельность в проекте, важно сравнивать проектную деятельность ученика в рамках его нескольких проектов, а не с проектами других учеников для выявления динамики развития личностных, метапредметных, предметных результатов. И здесь роль учителя весома и значима. Очень важно сейчас измениться и самому учителю, всё зависит от его инициативы, активности, стремления к саморазвитию, т.к. современные дети стремятся к интересным и творческим учителям.