"ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ."

Автор: Филипчёнкова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 27 "Ягодка "
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ."
Дата публикации: 19.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
В теории психологии различают два основных пути запоминания: 1).
Непроизвольное запоминание,
т.е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2).
Произвольное запоминание,
являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Необходимо учить запоминанию, именно учить, поскольку ребёнок раннего и младшего дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребёнку в трёх отношениях: * она помогает более бымтрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи; * интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; * укрепляет память — образную, связанную с воображением, и вербальную (словесную), связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти. Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в первой и второй младших гркппах и заканчивая более трудными в тематическом плане стихотворениями.
Как учить запоминанию?
Прежде всего детям обязательно нужно объяснять само значение (лексическое значение) слова
помнить, запомнить.
Вначале это слово выступает как синоним слова
повторить.


Например, воспитатель занимается с ребёнком младшего возраста, разучивает с ним потешку:  Димочка, давай позовём солнышко так: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко!» ( « Повтори, Димочка» или « Теперь ты скажи».)  Как ты хорошо запомнил! Или Ты уже почти запомнил! На следующем занятии, воспитатель просит:  Вспомните: как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко? Воспитатель хвалит тех, кому удаётся повторить. Тем, кто затрудняется, помогает, подбадривает.
Приёмы произвольного запоминания:
1). Повторение текста; 2). Припоминание текста. Но ребёнок может не хотеть повторять и тем более припоминать. К.Д. Ушинский характеризовал припоминание как
«труд, и труд иногда не лёгкий,

к которому должно приучать дитя прнемногу, так как причиной

забывчивости часто бывает « леность вспомнить забытое».
Необходимо поощрять припоминание, предотвращать «леность вспомнить забытое» для
воспитателя должна быть очевидной.
Для активизации детей в повторении и припоминании
в распоряжении воспитателя всегда есть
средства
и их надо учитывать:  художественное поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием;  оно должно доставлять эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворённость (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи;
Организация занятий по заучиванию художественных текстов.
В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми
одно-два

произведения в месяц.
В соответствии с программой для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты:  в младших и средних группах — в одну — две строфы,  в старшей и подготовительной к школе группе — в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка. Для запоминания текста, по данным психологов, ребёнку нужно 8-10 раз повторить его, но
не
на одном занятии, и раза 2-3 припомнить. Произведение заучивается всё сразу: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры, образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях недопустимо, так как разрушает его восприятие, а следовательно, мешает запоминанию.
При заучивании

большого по объёму произведения

допускается припоминание его по частям:
Занятие обычно строится по плану: 1). Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2). Чтение воспитателем всего текста; 3). Словарная работа (значение слов непонятных детям), если не была проведена ранее во внеучебной деятельности; 4). Повторение всего текста ребёнком с хорошей памятью; 5). Повторение всего текста ребёнком со слабой памятью. Детям со слабой памятью воспитатель помогает:  одобряет взглядом;  жестом;  подсказывает слова. Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу
элементы игры:
 « К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка, или другая игрушка). Прочти ещё раз стихотворение для неё!»  «Встань, Нина, за ширму так, чтобы тебе не видно было детей, и угадай, кто сейчас будет читать стихотворение».  «Научи читать стихотворение Петрушку из нашего кукольного театра».  « Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями»; «Давайте играть в игру «Магазин», продадим бублики (овощи, фрукты и т.д.),
которые слепили сегодня на занятии» и т.д.