ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
В теории психологии различают два основных пути запоминания:
1). Непроизвольное запоминание,
т.е. запоминание, происходящее без
волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности,
имеющей другие цели;
2). Произвольное запоминание,
являющееся результатом сознательного
намерения запомнить.
Необходимо учить запоминанию, именно учить, поскольку ребёнок раннего и
младшего дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для
произвольного, намеренного запоминания.
Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа,
полезная ребёнку в трёх отношениях:
* она помогает более бымтрому, чем при непроизвольном запоминании,
обогащению речи;
* интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство
прекрасного в языке;
* укрепляет память — образную, связанную с воображением, и вербальную
(словесную), связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является
самым совершенным видом памяти.
Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные
произведения несложных жанров, начиная с потешек в первой и второй
младших гркппах и заканчивая более трудными в тематическом плане
стихотворениями.
Как учить запоминанию?
Прежде всего детям обязательно нужно объяснять само значение
(лексическое значение) слова
помнить, запомнить.
Вначале это слово
выступает как синоним слова повторить.
Например, воспитатель занимается с ребёнком младшего возраста,
разучивает с ним потешку:
Димочка, давай позовём солнышко так: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в
окошечко!» ( « Повтори, Димочка» или « Теперь ты скажи».)
Как ты хорошо запомнил! Или Ты уже почти запомнил!
На следующем занятии, воспитатель просит:
Вспомните: как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко?
Воспитатель хвалит тех, кому удаётся повторить. Тем, кто затрудняется,
помогает, подбадривает.
Приёмы произвольного запоминания:
1). Повторение текста;
2). Припоминание текста.
Но ребёнок может не хотеть повторять и тем более припоминать. К.Д.
Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не лёгкий,
к которому должно приучать дитя прнемногу, так как причиной
забывчивости часто бывает « леность вспомнить забытое».
Необходимо
поощрять припоминание, предотвращать «леность вспомнить забытое» для
воспитателя должна быть очевидной.
Для активизации детей в повторении и припоминании
в
распоряжении воспитателя всегда есть средства и их надо учитывать:
художественное поэтическое произведение должно нравиться своей
музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием;
оно должно доставлять эстетическое удовольствие, приносить
нравственную удовлетворённость (дети должны полюбить героев, ждать с
ними новой встречи;
Организация занятий по заучиванию художественных текстов.
В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми
одно-два
произведения в месяц. В соответствии с программой для заучивания наизусть
выбираются небольшие тексты:
в младших и средних группах — в одну — две строфы,
в старшей и подготовительной к школе группе — в соответствии с
индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
Для запоминания текста, по данным психологов, ребёнку нужно 8-10 раз
повторить его, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить.
Произведение заучивается всё сразу: это необходимо для целостного
понимания его смысла, структуры, образов, гармонии созвучий. Дробление
стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях недопустимо, так
как разрушает его восприятие, а следовательно, мешает запоминанию.
При заучивании
большого по объёму произведения
допускается припоминание его по частям:
Занятие обычно строится по плану:
1). Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
2). Чтение воспитателем всего текста;
3). Словарная работа (значение слов непонятных детям), если не была
проведена ранее во внеучебной деятельности;
4). Повторение всего текста ребёнком с хорошей памятью;
5). Повторение всего текста ребёнком со слабой памятью.
Детям со слабой памятью воспитатель помогает:
одобряет взглядом;
жестом;
подсказывает слова.
Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст,
воспитатель включает в работу элементы игры:
« К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка, или другая игрушка). Прочти
ещё раз стихотворение для неё!»
«Встань, Нина, за ширму так, чтобы тебе не видно было детей, и угадай,
кто сейчас будет читать стихотворение».
«Научи читать стихотворение Петрушку из нашего кукольного театра».
« Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями»; «Давайте
играть в игру «Магазин», продадим бублики (овощи, фрукты и т.д.),
которые слепили сегодня на занятии» и т.д.