"Применение системы ВОТУМ для контроля знаний учащихся в обучении английскому языку"

Автор: Сергеева Татьяна Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ гимназия №9
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Применение системы ВОТУМ для контроля знаний учащихся в обучении английскому языку"
Дата публикации: 03.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Применение системы ВОТУМ для контроля знаний учащихся

в обучении английскому языку.
Сергеева Т.И., учитель английского языка МОУ гимназии №9 г. Волгограда На сегодняшний день, одной из важных целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является формирования универсальных учебных действий:
личностных, регулятивных, познавательных

, коммуникативных
. Также стандарт устанавливает и четкие требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы:
личностным,

метапредметным и предметным.
В соответствии с этим большое внимание уделяется процедуре и механизму оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ, идет поиск надежных средств, методов и технологий оценивания результатов. В настоящее время существует система контроля результатов, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, результатов деятельности образовательного учреждения в целом. Использование системы тестирования позволит сформировать у школьников навыки работы с тестовым материалом, т.е. фактически начать постепенную подготовку к Единому государственному экзамену в качестве обязательного предмета. Тесты, как форма контроля, появились в образовании России сравнительно недавно, в отличие от зарубежных стран. При этом, роль тестирования постоянно растет. Данный интерес объясняется тем, что помимо своей основной функции – контроля знаний учащихся, оно может 1
служить средством диагностики трудностей языкового материала, мерой определения качества обученности и способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения. Исследователь А.А. Алексеева определяет тест как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное апробирование с целью определения его показателей качества, который позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистической и коммуникативной компетенций» [1, с. 93]. С.Р. Балуян отмечает, что «комплекс заданий теста существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Его отличает тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами, предварительная экспериментальная проверка, наличие таких характеристик эффективности, как валидность и надежность. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету» [2, с. 44]. Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Другим важным отличием является то, что «тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основании личного суждения проверяющего» [2, с. 44]. Для формирования положительного отношения к тестам и тестированию необходима, прежде всего, «конкретная информация для учащихся, разъясняющая им перспективность и преимущества метода тестов»[3, с. 54]. Эта информация должна быть направлена на: - нейтрализацию отрицательного отношения учащихся к контролю и оценке; разъяснению того, что тестирование позволяет снять проблему зависимости оценки от отношения учителя к ученику; - снятие тревожности, напряженности, стресса, обусловленного ожиданием отрицательных последствий контроля; 2
- подчеркивание объективности контроля и справедливости оценок, полученных в результате тестирования. Необходимо, кроме того, систематически и постепенно формировать у учащихся способность к самоконтролю и самоанализу. Возможности тестирования в этом случае - в плане предоставления разнообразной информации - в настоящее время используются очень слабо. Главным требованием методики составления теста является пригодность (соблюдение принципов адекватности теста характеру тестируемой речевой деятельности). При составлении теста нужно обязательно учитывать общий характер фактического материала, деталей, существенных для понимания учащимися, стремиться к тому, чтобы задания теста излагались ясно, просто, обеспечивали только однозначные ответы на них. Кроме того, задания должны быть посильными для учеников. А.Ю. Горчев справедливо подчеркивает что: 1. объём тестовой основы должен быть таким, чтобы учащиеся смогли удержать в памяти прочитанное; 2. текст должен быть законченным по содержанию отрывком; 3. вопросы должны содержать изученный лексико-грамматический материал; 4. каждое тестовое задание должно быть автономно [4, с. 28]. Тесты удобны для проведения как текущего, так и итогового контроля по следующим причинам: а) простотой процедуры выполнения; б) квалиметрическими качествами, т. е. удобством количественного выражения качества выполнения задания; в) мелкой дозировкой учебного материала; г) легкостью осуществления обратной связи; д) возможностью непосредственной фиксации результатов; е) стандартностью структуры. На этапе проведения тестирования необходимо требовать от учащихся строгого соблюдения инструкций и правил. Если подготовка проведена правильно, то не должно возникать особых проблем. Если же подготовка 3
была неполной, недостаточной или неадекватной, то возможны отклонения, которые требуют вмешательства учителя. Еще один важный этап в тестировании связан с обсуждением полученных результатов оценки с классом или отдельными учениками. Его смысл состоит, во-первых, в том, чтобы довести до каждого учащегося достоверную информацию о реальных его достижениях за определенный период. Другая задача состоит в том, чтобы объяснить учащемуся, какие ошибки и просчеты он допустил и почему он заслуживает именно ту оценку, которую получил. И, наконец, сообщение результатов, и их анализ позволяют учителю спланировать деятельность по исправлению ошибок и пробелов, т.е. скорректировать деятельность. Если тестирование завершается только сообщением результатов контроля, то его влияние на обучение, рост и развитие школьников минимально. Вместе с тем у учителя есть возможности для дифференцированного подхода к результатам тестирования. Б.Г. Ананьев, в частности, отмечает, что «оценка достижений школьника может быть разной в зависимости от выбранного критерия оценки. Результат может сравниваться с образцом или с индивидуальными достижениями школьника. В этом случае, кроме сообщения объективного результата, учитель фиксирует внимание на динамике обучения. Кроме того, оценка в этом случае выполняет еще и стимулирующую функцию» [3, с. 55]. Значительно больший эффект тестирование будет иметь в том случае, если ученик будет получать наглядное представление о своих достижениях, при этом могут меняться как форма, так и контекст представления результатов. Например, информация может быть представлена в виде таблиц, графиков, гистограмм, как это и происходит в нижеописанной программе Вотум. В своей работе я использую технологию компьютерного тестирования с использованием системы интерактивного голосования «Вотум». Учащимся 5- 7 классов МОУ гимназии №9, в которых я работаю, предлагаются диагностические тесты с целью выявления уровня овладения учебным 4
материалом по пройденным модулям УМК “ Starlight” (см. фото 1). Подобные тесты предлагаются в течение года в конце каждой четверти для более полного представления об уровне сформированности умений и навыков учащихся по следующим видам речевой деятельности: аудирование, чтение, лексика, грамматика. В конце года учащимся предлагается итоговый тест по всему пройденному материалу за год, а также тесты по страноведению (см. фото 2,3). Редактор тестов VOTUM предлагает неограниченные возможности для создания тестов. Вот примеры типичных заданий: 1. выбрать правильный вариант ответа из предложенных; (см.фото 4,5) 2. впечатать нужную форму слова; 3. подобрать соответствие слов и картинок (см. фото 6,7) К вопросу можно присоединить файлы: картинки, видео, музыку. Тест можно провести в режиме «Оценка», который предназначен для проведения тестирования с целью выяснения уровня знания учащихся. Этот режим обладает следующими свойствами: 1. всегда включен таймер для ответа на вопрос, по истечении которого происходит переключение к следующему вопросу; 2. до получения отчета о прохождении теста нет возможности посмотреть, как отвечали ученики; 3. нет возможности посмотреть правильный ответ; 4. есть возможность посмотреть, кто уже ответил, а кто нет. Также возможно проведение тестов в режиме «Опрос», который является частным вариантом режима «Оценка» со своими свойствами: 1. таймер выключен; 2. ответ можно дать любой; 5
3. есть возможность просмотреть статистику ответов; 4. есть возможность просмотреть правильный ответ; 5. переход к другому вопросу только по команде руководителя опроса. Подробные отчеты системы голосования VOTUM по каждому классу или отдельному ученику помогают учителю контролировать уровень знаний всего класса и отследить проблемные области. После выполнения теста на экране появляются различные виды отчётов - таблицы, графики, диаграммы, из которых наглядно виден результат каждого ученика, его ошибки. В отдельном отчёте ученик может увидеть верные и неверные ответы и проанализировать их. Следует отметить, что автоматизированному контролю в системе Вотум могут быть подвергнуты не все виды коммуникативной деятельности в образовательной области Английский язык. Наиболее успешно с помощью Вотум тестируются навыки чтения, аудирования, знание лексических единиц и грамматических структур. Коммуникативные умения говорения и письма не могут быть протестированы в системе Вотум, Задача учителя – найти другие эффективные способы контроля этих коммуникативных умений. Работа по проведению автоматизированного контроля в системе Вотум показала, что такая форма тестирования, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Более того, учащимся очень нравится работать в этих системах, они получают возможность видеть свой результат, анализировать свои ошибки. В случае повторного прохождения теста после анализа ошибок тест приобретает
функции тренажёра
. Проанализировав опыт применения тестирования с использованием системы Вотум в гимназии №9, можно сказать, что тест во многих случаях 6
является оптимальной формой педагогического контроля уровня сформированности навыков и умений обучающихся, так как представляет собой быстрый и эффективный метод диагностики и проверки, отвечает принципу доступности и программным требованиям, позволяет увидеть уровень усвоения материала и даёт возможность управлять качеством знаний обучающихся. Использование системы интерактивного голосования Вотум позволяет за короткий промежуток времени протестировать большое количество учащихся, исключить человеческий фактор при выставлении отметки, т.е. объективно оценить, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Помимо индивидуальных ошибок тестирование помогает своевременно обнаружить сильные и слабые стороны знаний отдельных учащихся и учебной группы в целом, что может свидетельствовать о недостатках и просчетах в обучении. Результаты диагностических тестов и их анализ позволяет своевременно корректировать процесс обучения, так как тесты выявляют не только качество предшествующего обучения в целом, но и проверяют как учебные достижения учащихся, так и работу учителя. В условиях ФГОС технология тестирования позволяет вести мониторинг, который информирует учащихся об уровне их продвижения в предмете, повышает мотивацию учеников к процессу образования, становится стимулом для познавательной активности. Использованная литература: 1. Алексеева А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А.А. Алексеева. – М: Изд-во МГУ.198 с. 7
2. Балуян СР. Обеспечение эффективности устных тестов // Известия ТРТУ. 1999. №2.- С. 228. 3. Володин Н.В. К методике составления тестов. // Иностранные языки в школе. 1992, №1. С.51-58 4. Горчев А.Ю. О тестовом контроле иноязычных речевых навыков школьников (начальный курс обучения) // Опыт тестового контроля по иностранным языкам в школе. М., 1977. - С. 5-27. 5. Богданова О.С. О контроле речевых поступков учащихся. // Актуальные вопросы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе: Межвуз. Сб. науч. Трудов. М: Изд-во НИИ школ МП РСФСР, 1986. 8