"Викторина "Нетрадиционные виды стихов"

Автор: Кустова Надежда Васильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики"
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Викторина "Нетрадиционные виды стихов"
Дата публикации: 03.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования и науки Челябинской области



ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»

(экономическое отделение)

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Викторина

«

Нетрадиционные виды стихов»

Разработчик: Кустова Надежда Васильевна

2015 г.

Цели:


1.

ОБУЧАЮЩАЯ:
информировать о существовании огромного разнообразия нетрадиционных видов стихов; познакомить с такими видами стихов, как центон, телестих, месостих, верлибр, белый стих, акростих, свободный стих, лимерик, триолет и т.п.
2.

Развивающая:
развивать умения а) определять по ряду видовых признаков жанры стихотворений как традиционных, так и нетрадиционных, б) анализировать и сравнивать, в) обобщать полученные данные и делать выводы;
3.

Воспитательная:
с пособствовать формированию а) познавательной активности; б) эстетического вкуса; в) широкого кругозора.


Пояснительная записка
Создание проекта «Нетрадиционные виды стихов» было запланировано в рамках работы Клуба любителей русской словесности «DIXI», действующего в нашем учебном заведении четвертый учебный год. Его члены после знакомства на занятиях клуба с видами стихов, о существовании которых они даже не подозревали, создали ряд презентаций, раскрывающих новые для студентов понятия: центон, верлибр, телестих, месостих, лимерик и т.п. В дни Недели комиссии естественно-научных и социальных дисциплин было проведено мероприятие, в ходе которого обучающимся напомнили о традиционных видах стихов, которые они изучали в средней школе, и познакомили с помощью презентаций, созданных членами Клуба, с нетрадиционными видами стихов. Студентам было предложено делать записи, которые им помогут во время последующей викторины. После просмотра презентаций все присутствующие приняли участие в викторине, в ходе которой они должны были определить жанры выведенных на экран с помощью проектора стихотворений как традиционных, так и новых для них, нетрадиционных. Ниже приводятся материалы, с помощью которых члены Клуба «DIXI» изучали нетрадиционные виды стихов. На их основе активистами Клуба были выполнены презентации.
Нетрадиционные виды стихов


БЕЛЫЙ СТИХ
– стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… (Н.А. Некрасов) Далёким предком белого стиха был т.н.
БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ
, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха: О том, что ждёт нас, брось размышления, Прими, как прибыль, день нам дарованный Судьбой, и не чуждайся друг мой, Ни хороводов, ни ласк любовных. (Гораций) Т.о. белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.
ВЕРЛИБР
(свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости. Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй. (А. А. Блок)
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
- небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)
Триолет
– это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют первую, а восьмая – вторую, причем всё стихотворение написано
на две рифмы. Триолет обязан своим происхождением и названием французским поэтам, которые в 13-ом веке стали использовать для шутливых посланий и эпиграмм однострофное стихотворение особой формы. Классический триолет - это восьмистишие, в котором первые две строки точно воспроизводятся в конце строфы, а первая строка, кроме того, повторяется в четвeртой. Таким образом, заглавная строка повторяется трижды, а вторая, она же заключительная, - дважды. Например: Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В. Брюсов)
МОНОРИМ
(греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма: Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат. (Омар Хайям) Напишем, братцы, монорим! Раз двести рифму повторим! Насочиняем, натворим, От вдохновения сгорим. И мы сегодня покорим Москву, Самару, Лондон, Рим. И будет этот монорим Прекрасен и неповторим!
Пример старинного европейского монорима:
Холодеет жар камина, Смолкли звуки пианино, Отзвучала каватина... Где ж иных небес картина, Белый лебедь Лоэнгрина?
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи)
– оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения
строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.
АКРОСТИХ
(греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья.
В
ночной тиши сижу один.
Д
авно уж за полночь. Не спится!..
О
стыл и спит во тьме камин.
Х
олодный чай. Перо.. Страница...
Н
очная тьма глядит в окно.
О
на лукаво обещает: "
В
от-вот - и явится ОНО!
Е
го ты жди! Не опоздает!"...
Н
о нет!.. И чистый лист не тронут.
И
сон объял, как темный омут...
Е
му придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко)
ТЕЛЕСТИХ
- стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов. Произнося чудесный чистый звуК, Вишу на колокольне. ВысокО! Неоднократно сам звенеть хотеЛ, Разлиться песней сердца далекО, Но мой язык во власти чьих-то руК. Вздохнул бы я свободно и легкО, Когда бы сам, не по заказу, пеЛ. (И. Чудасов КОЛОКОЛ)
ЦЕНТОН
(от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина. Я помню чудное мгновенье - Три сестрицы под окном. Зима!.. крестьянин торжествуя, Всё ходит по цепи кругом, Гонимый вешними лучами. Уж солнце меркнет за горами... Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей. Во глубине сибирских руд Горит восток зарёю новой. Не пой, красавица, при мне, Подруга дней моих суровых. Прощай, свободная стихия, Гусей крикливых караван… Мороз и солнце! День чудесный! Храни меня, мой талисман! Под небом голубым есть город золотой с фашистской силой темною, с проклятою ордой. Муха, муха, цокотуха, позолоченое брюхо, На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами! То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя!
ТАВТОГРАММА
(от греч. tauto – то же самое) - стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы. В толковом словаре В.И. Даля приводится следующий пример: Пётр Петрович пошёл погулять. Поймал попугая - понёс продавать. Просил полтину – получил половину. Старинная считалка: Петр Первый пошел погулять, Поймал перепелку - понес продавать... Просил полтинник, получил подзатыльник. Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, Молчаньем манит мутный мрак... Мне метит мели мировые Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк. ("Мой маяк" Валерия Брюсова) Снесли сарай старых соседей сверху свисал свиток столетий стулья сломали соты спалили сник самовар снизу сдавили синие сгустки соленых созвездий срезаны стебли сочных соцветий
смелые сгинули сильные сплыли снесли сарай старых соседей. (Данила Алин)
РЕВЕРС -
стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка. Глаза зелёные твои Мне будут снова сниться и Слеза как чистый образ твой Весне запомнится шальной. Шальной запомнится весне Твой образ чистый как слеза И сниться снова будут мне Твои зелёные глаза.
БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ –
стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих: «У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни: …Сидел на ветке Как-то глупый попугай. И взлетая очень редко, Он смеялся с птичьих стай: «Будет дымка голубая, Красивее облака, Вот тогда и полетаю Выше всех, наверняка!» И решил он вниз спуститься, Сэкономить больше сил. Только ж надо так случиться: Он в силки и угодил. И теперь в красивой клетке Всё твердит: Сидел на ветке попугай…
ШАРАДА
(от франц. charade - беседа, болтовня) – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово. Начало слова – зверь морской, В лесу растёт конец шарады, Отгадку в швейной мастерской Сошьёт портной вам, если надо. (кит + ель = китель)
Лимерик -
это такая форма стиха, названная в честь одноименного города в Ирландии. Это пятистишье, чаще всего юмористическое. Первая в истории книга лимериков "Книга Нонсенса" Эдварда Лира, вышедшая в 1846м, была переведена почти на все языки мира (на русский не
менее трех раз) и дала начало так называемой литературе нонсенса. Лимерики юмористические, сатирические, неприличные и прочие появились позже. Как-то раз с островов Океании Папуас переехал в Испанию. Сунув руку в карман, Он вздыхал: "О, шарман! Обожаю испанцев в сметане я." (Лена Зусманович)
Ход мероприятия

1.
Вступительное слово преподавателя: Задача нашего сегодняшнего мероприятия, ребята ,- вспомнить основные понятия, термины, которые вы узнали, изучая стихи и в школе, и здесь, в техникуме. Это были разные жанры: лирические стихотворения, оды, сонеты, баллады, элегии, басни. Но кроме этих традиционных и хорошо вам известных жанров существует множество необычных видов стихов, которые вы в школе не изучали, и термины, обозначающие их, вы даже не слышали никогда. Знакомы ли кому-нибудь из вас такие слова, как центон, верлибр, телестих, месостих, лимерик, монорим, реверс, триолет? Да, как правило, в ответ на этот вопрос учащиеся отвечают: нет, не знакомы. Сейчас вы узнаете, что каждое из этих слов обозначает. Вы увидите презентации, которые объяснят вам значение этих мудреных слов. Авторы этих презентаций, члены Клуба любителей русской словесности «DIXI», перед вами, и они готовы дать любые пояснения, если вы чего-то не поймете. Вы можете задать им в процессе просмотра вопросы. Рекомендую делать записи в тетрадях, которые помогут вам оказаться на высоте в конце нашего мероприятия, когда я предложу вам поучаствовать в викторине «Виды стихов». В ходе викторины каждому верно ответившему на вопрос участнику будет выдаваться жетон. В конце мероприятия (оно рассчитано на полтора часа, т.е пару) по количеству полученных жетонов определится победитель викторины, тот, кто лучше других может определить жанр стихотворения.
2.
Просмотр презентации «Акростих» 5 слайдов (Автор – Зубова Елена (гр.1Д)
3.
Просмотр презентации «Центон и телестих» 6 слайдов (Автор – Волкова Анастасия (гр.1Д )
4.
Просмотр презентации «Лимерики» 6 слайдов (Автор – Патракова Полина (гр.1П)

5.
Просмотр презентации «Нетрадиционные виды стихов» 17 слайдов (Авторы –Ризванова Алина (гр.1Т ) и Патракова Полина (гр. 1П)
6.
Просмотр презентации «Триолет и верлибр» 9 слайдов (Автор – Патракова Полина (гр.1П)
7.

Викторина « Виды стихов».

На экран проецируются отрывки из стихотворений. Задача

участников мероприятия - определить его жанр.

1.

Жуковский В. А.
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
2.

ПУШКИН А.С.
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
3.

ПУШКИН А.С.
Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.

4.

ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ
Осел увидел Соловья И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, ............... .................... Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави, Бог, и нас от этаких судей. 5. Один старикашка с косою Гонялся полдня за осою. Но в четвертом часу Потерял он косу И был крепко укушен осою.
6.

Мирра Лохвицкая (Тэффи)
В моeм аккорде три струны, Но всех больней звучит вторая Тоской нездешней стороны, В моeм аккорде три струны: В них детства розовые сны, В них вздох потерянного рая. В моeм аккорде три струны, Но всех больней звучит вторая.
7. Лермонтов М.Ю.
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе
8.

Шолохов

В
ночной тиши среди Лубянки
Ч
ерез туман издалека
К
ровавым светом блещут склянки,
Алеют буквы:
ВЧК.

В
них сила сдержанного гнева,
В
них мощь раскованной души,
В
них жуть сурового напева:

борьбе все средства хороши!"
Ч
арует взор немая сила,
Ч
то льют три алых огонька,
Ч
то массы к битве вдохновила,
Ч
ем власть Советская крепка.
К
чему сомненья и тревога?
К
чему унынье и тоска?
К
огда горит спокойно, строго
К
ровавый вензель: ВЧК.
9.
Это вовсе не пустя
К
, И склероз мой не забав
А
: Завинтить забыл я кра
Н,
Прибежал сосед мой Слав
А
, И, конечно, был он пра
В
: Старость хуже, чем отрав
А

10.
Мой дядя (самых честный правил) - У врат обители святой. Он уважать себя заставил, Как будто в буре есть покой. Пусть не решит нам всех проблем - Кто был никем - тот станет всем! Я помню чудное мгновенье -
11.
Муха, муха, цокотуха, позолоченое брюхо, На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами! То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя!
12.
Глаза зелёные твои Мне будут снова сниться и Слеза как чистый образ твой Весне запомнится шальной. Шальной запомнится весне Твой образ чистый как слеза И сниться снова будут мне Твои зелёные глаза.
13.Мила Предущенко

Барабанщик из-под Барнаула Все кричал: "Попадись мне акула!", А увидел ерша – Убежал, чуть дыша, Храбрый малый из-под Барнаула.
14.
Еду я и вижу мост. Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил ее на мост: Пусть ворона сохнет. На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил ее под мост: Пусть ворона мокнет… и т. д.
15. Я. Козловский
Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю…» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала б рысь!
16.
Завтра – суббота, Сегодня – работа: Встречи, заботы, Разборы полетов, Сонливость, зевота, Обед, анекдоты, Короче, работа! А завтра – суббота.
17.
Однажды в студеную зимнюю пору Сижу за решеткой в темнице сырой. Гляжу - поднимается медленно в гору Вскормленный неволей орел молодой...
18.А.С.Пушкин.
Приди — открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и темной, И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» А далеко, на севере — в Париже — Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос, Я требую, чтоб улыбнулся ты...
19. М. Горький.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
20. Гоголь. Н.В.
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи.
21. Пушкин А.С.
Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
22. Вильям Шекспир
Люблю твои глаза за то, что в них Участье вижу я к моим страданьям; Они как будто из-за мук моих Не расстаются с черным одеяньем. Не лучше солнца юного лучи Востока красят серые ланиты, Не лучше красит небеса в ночи Луна, плывущая со звездной свитой, Чем эта пара скорбных глаз - твой лик. О, если б жар такого же участья И в сердце черствое твое проник И овладел бы каждой тела частью! Тогда сказал бы я: нет красоты В тех женщинах, что не черны, как ты.
23.Ф.И.Тютчев
Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою...
24.
Одна старушонка из Лоха
Себя развлекала неплохо: Все утро сидела И в дудку дудела На кустике чертополоха
25.
Холодеет жар камина, Смолкли звуки пианино, Отзвучала каватина... Где ж иных небес картина, Белый лебедь Лоэнгрина?
Ответы:
1. Баллада 2. Элегия 3. Ода 4. Басня 5. Лимерик 6. Триолет 7. Белый стих 8. Акростих 9. Телестих 10. Центон 11. Центон 12. Реверс 13. Лимерик 14. Бесконечный стих 15. Лимерик 16. Монорим 17. Центон 18. Белый стих 19. Белый стих 20. Поэма 21. Поэма 22. Сонет 23. Элегия 24. Лимерик 25. Монорим.