"Основные направления коррекционно- профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР"

Автор: Филичкина Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18 г.о. Новокуйбышевск
Населённый пункт: Самарская область, город Новокуйбышевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления коррекционно- профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР"
Дата публикации: 03.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Основные направления коррекционно- профилактической

работы по предупреждению оптических нарушений

письменной речи у дошкольников с ОНР
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма. У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности. Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс родителей детей с нарушениями речи. Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптической дислексии и дисграфии у дошкольников с ОНР.
Подготовительный период

1.Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на

материале предметов и геометрических фигур.
Можно использовать следующие виды заданий: • назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов; • найти ошибку в изображении предмета; • распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры; • геометрическое и цветовое лото;
• подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру; • найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету); • сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины; • найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т.д.), обвести или заштриховать их.
2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного

внимания.
Можно предложить такие задания: • проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими; • найти определенное число различий в изображении предметов; • медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры; • игра «Счет с помехой»: называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в зависимости от возможностей ребенка), одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т.д.). • «корректурные задания»: ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.
3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т.д. кроме того, можно предложить следующие упражнения: • на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т.д.), ребенка просят внимательно посмотреть на
фигуру в течение 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также; • ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур), написанный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти); • ребенку в течение 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка; • ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание; • запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10; • запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.; • разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись; • что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв).
4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-

пространственного анализа и синтеза, пространственных

представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе: 1.Формирование ориентировок ребенка в собственном теле. 2.Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного
расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами. 3.Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации. 4.Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений. 5.Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр. Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений: • назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на право, сверху вниз, снизу вверх; • выкладывание определенной последовательности; • определение последовательности предметов (что справа, слева) или цифрового ряда (1 2 _ 4 5 6 _ 8 9); • расположить предметы в пространстве по предложенной схеме; • начертить графическое изображение направления с помощью стрелок; • найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве; • найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом); • сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество; • самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим.