Напоминание

"Люди рождены,чтобы жить"

Автор: Трухан Анжела Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31 им. А.П.Жданова"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Люди рождены,чтобы жить"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова» г.Братска Иркутской области Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
«Люди рождены, чтобы жить»
Разорвав себе все вены, я узнал что значит жить, Быть, надеяться ,любить, И очнувшись в ванне крови, захотелось страшно жить. Быть ,надеяться, любить. Но уже ведь было поздно, поздно что то изменить.. Александр Невинский Учитель начальных классов Трухан Анжела Егоровна
Г.Братск, 2015
Люди рождены, чтобы жить

Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидального поведения

среди детей и подростков

Цель:
Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросу профилактики деструктивного поведения детей и подростков.
Задачи:
 Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;  Определить варианты суицидальной превенции.
Контингент:
педагогический коллектив школы.
Ресурсы необходимые для реализации программы семинара:

Требования к месту проведения занятий:
 кабинет (актовый зал), удаленный от основных учебных классов;  столы (14 шт.);  комфортные стулья по числу участников;  достаточное электрическое и естественное освещение;  жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала;  достаточное количество электрических розеток.
Оборудование для проведения занятия:
 АРМ (автоматизированное рабочее место): компьютер, проектор, экран;  наборы фломастеров, цветных карандашей, ручек по числу участников;  бумага формата 4А;  планшеты по числу участников.  мусорная корзина.
Материалы:

 Буклеты с комплектом информационных материалов по теме.
Время реализации программы семинара:
1, 5 часа.
Этапы работы:
 Организация работы, постановка цели;  Практический блок: Предоставление теоретической информации по теме; Работа в группах.  Подведение итогов, рефлексия.
Предполагаемый результат:
Определение направлений суицидальной превенции в образовательном учреждении.
Ход мероприятия

(Презентация № 1 Слайд 1.)
— Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей и нашего общества в целом. Первым шагом погружения в темы мы хотим предложить вам посмотреть на этот слайд
(Презентация № 1 Слайд 2)
и ответить на вопрос: «Почему подобная социальная реклама стала так актуальна на сегодняшний день?» — Как вы считаете, почему подобные ролики и рекламные плакаты стали так актуальны в нашем обществе? (Дети не умеют решать конфликтные ситуации, проблемы отцов и детей, первая любовь и разочарования связанные с ней, самоутверждение в социуме, переживание детьми семейных конфликтов…) — Хорошо, что в подобных ситуациях рядом с детьми оказываются любящие, заботливые родители, учителя, друзья, которые поймут и смогут поддержать. Но в любом правиле бывают исключения. И когда ребенок не находит выхода, ему хочется убежать от проблемы или решить ее быстро и кардинально. Сегодня мы хотели бы поговорить об одном из таких вариантов поведения:
«умышленное

лишение себя жизни, как иллюзия выхода из проблемы»
— Речь пойдет о детском и подростковом суициде.
(Презентация № 1 Слайд 3. Определения по теме)


Суицид
(в узком, медико-биологическом смысле)

умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. В самом широком смысле, самоубийство — вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения, включающий злоупотребление алкоголем, наркотиками, перееданием и «спорт высокого риска». С точки зрения G. Zilboorg (1937), каждый суицидальный акт выражает не только бессознательную враждебность, но также необычайный дефицит способности любить других. По И. Пезешкиану (1996), любая попытка суицида — в меньшей степени стремление к смерти, в большей мере вызов окружающему миру. С понятием суицид связаны следующие понятия:
Суицидальное поведение
– это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидент –
человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Об актуальности этой проблемы свидетельствует статистика:
Статистика суицида

(Презентация № 1 Слайд 4. Статистические данные по России)
 Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире.  В России, согласно данным Госкомстата, самоубийство как причина смерти находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней сердечно- сосудистой системы, несчастных случаев и других заболеваний).  В настоящее время Российская Федерация занимает 2-е место, по уровню завершенных самоубийств, 1- по числу самоубийств среди подростков и пожилых людей.  За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. По словам Павла Астахова, в России ежегодно
происходит более 4 тыс. попыток самоубийств среди подростков. Около полутора тысяч из них – завершенные.  В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.  У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли.
(Презентация № 1 Слайд 5. Статистические данные по возрастам)

Возрастные параметры:
Существует показательная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть случаев приходится на долю юношей и девушек в переходном возрасте. По мнению специалистов, подростковая психика предрасположена к суициду. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», то есть самоубийство, совершенное в пору полового созревания. В последнее время заметна явная тенденция к «омоложению» суицида, причем это характерно для всех стран мира, не только для России. Дети очень часто следуют примеру своего кумира или знакомого, уходя из жизни «за компанию». И именно в контексте детских суицидов стоит задуматься о приемлемости применения термина «добровольный» уход из жизни, едва ли маленькие существа в возрасте от 6 до 12 лет вообще понимают, что такое смерть, и что случится в результате их поступка. А несформировавшаяся психика несчастного, озлобленного на весь мир подростка не в состоянии контролировать тяжелейшие душевные переживания, выпавшие на его долю. Суицидальное поведение в детском возрасте носит более серьезный ха рактер, чем в подростковом возрасте. Нерасчетливость, незнание спо собов суицида могут создать повышенную угрозу смертельного исхода независимо от формы аутоагрессии. Тем более что детский организм, из-за особенной возрастной реактивности, более чувствителен к инток сикации, удушению (асфиксии), травмам. В детском возрасте нередко трудно дифференцировать самоубийство с несчастным случаем по неосторожности. Дети бросаются под автомобиль, глотают лекарства, прыгают вниз с домов, прыгают с лестниц, поджигают себя, тонут. Следует помнить, что любая суицидальная попытка чрезвычайна опасна! Во- первых, это может завершиться действительно смертью. Это может стать способом решения различных проблем. По сути, это манипулирование другими людьми. И любая проблема становится игрой со смертью. Это может быть также экстремальным, щекочущим нервы, своеобразным развлечением, снятием напряжения. И подростки, в данном случае делают порезы или излишне рискуют (например, встают на подоконник, демонстрируют желание выпить какие-то лекарства или токсические вещества). И, наконец, игры со смертью, могут перерасти
в постоянное саморазрушающее поведение, а это наркотики, алкоголь, постоянное стремление рисковать. Однако, статистика, как известно, наука относительно точная, и вот какие данные она предоставляет:  На одного подростка, который преуспеет в своем желании свести счеты с жизнью, приходятся 100 его сверстников, предпринявших неудачные аналогичные попытки (по мнению специалистов, единожды решивший расстаться с жизнью попробует предпринять эту попытку еще раз, скорее всего это произойдет в течение следующего года).  В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.  В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей.  70% суицидов совершают психически здоровые дети.  В 9-10 лет больше суицидов совершают мальчики, с 16 до 18 лет — девочки, возраст 13-14 лет одинаково опасен как для тех, так и для других.  80% детских суицидов — отравления, самые маленькие выбирают наиболее травматичные способы ухода их жизни — прыжки с большой высоты и повешение.  Подавляющее большинство самоубийств в возрасте до 10 лет дети совершают из-за жестокого обращения с ребенком в семье, игнорирования его как личности. При этом 70% суицидов совершают дети из внешне благополучных семей.  9 из 10 попыток самоубийства дети предпринимают дома. Изучая эту информацию, стоит задаться вопросом: «Имеет ли эта проблема отношение к детям. Нашей школы?». (Для обсуждения данного вопроса организаторы семинара заранее проводят анкетирование обучающихся и демонстрируют полученные результаты на слайдах в виде диаграмм. В основу анкеты положены основные мотивы суицидального поведения.
Анкета
Для каждого из утверждений отметь степень его актуальности для тебя по 10- бальной шкале, где:
0 б. – у меня нет этой проблемы 10 б. – очень сильно переживаю по этому поводу. № Вопросы баллы 1 Переживаю обиду, непонимание окружающих, одиночество. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 Не чувствую внимания и любви со стороны семьи. 3 Расстраиваюсь из-за частых ссор или развода родителей. 4 Чувствую вину, стыд, обвиняю себя за какие-либо слова или поступки. 5 Боюсь позора, насмешек или унижения. 6 Боюсь наказания, но не хочу извиняться. 7 Чувствую угрозу со стороны взрослых или сверстников. 8 Испытываю чувство злобы, мести или протеста 9 Хочу привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10 Сочувствую или поддерживаю товарищей, героев книг или фильмов. 11 Переживаю разочарование в любви. Для анкетирования берутся три группы школьников: 3-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Сопоставление результатов позволяет определить доминирующие проблемы для каждого возрастного периода. Кроме того, из всех респондентов стоит выбрать группу обучающихся, имеющих высокий балл по 5 и более утверждениям. При организации профилактической работы на эту группу школьников необходимо обратить внимание в первую очередь. После рассмотрения результатов анкетирования организуется беседа: — Как вы считаете, каким образом мы, как педагоги, должны отреагировать эту информацию? (Внимательнее относиться к настроению и самочувствию наших детей, призывать родителей к взаимопониманию с детьми…) На основе беседы формулируются задачи семинара:
(Презентация № 1 Слайд 6. Задачи семинара)
 Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;
 Определить варианты суицидальной превенции. Это и станет задачами нашего семинара.
(Презентация № 1 Слайд 7. Типы суицидального поведения)

Различают следующие типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение: В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Аффективное суицидальное поведение. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев, — затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. Истинное суицидальное поведение. Характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Самоубийство — слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
(Презентация № 1 Слайд 8. Динамика суицидального поведения)

Динамика развития суицидального поведения:
Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Признаки:  Снижение адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);
 Формирование пассивных суицидальных мыслей («надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.); Вторая стадия — это суицидальные замыслы. Признаки:  Разработка плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства;  Высказывания о своих намерениях. Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Длительность развития суицидального поведения может исчисляться как минутами, так и месяцами. При острых формах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
(Презентация № 1 Слайд 9. Причины суицидов в детском и подростковом

возрасте)

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть

следующее:
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть. 1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. 2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии. 3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям . При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. 4. Дисгармония в семье . Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации.
5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества). 6. Реакция протеста , причиной которого становятся нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. 7. Депрессия. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье.
(Презентация № 1 Слайд 10. Признаки готовящегося суицида)

Сочетание признаков, сообщающих о готовящемся суициде.
1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. 3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. 4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике) или словесные указания или угрозы. 5. Вспышки гнева у импульсивных подростков. 6. Потеря близкого человека, дома, за которыми следуют вышеперечисленные признаки. 7. Бессонница. — Мы постарались лаконично изложить информацию по данной теме. Давайте вместе с вами найти те факторы, которые помогают любому человеку найти смысл жизни, другими словами – факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения.
Задание:
Постарайтесь в группах в течение 5 минут определить и прописать эти факторы. (В ходе работы группам предлагается слайд-шоу «Оптимистичный настрой» -
Презентация № 2 )

— Давайте выслушаем мнение каждой группы и сопоставим его с теорией суицидологи.
(Презентация № 1 Слайд 11.)

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у

подростков:
 эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;  выраженное чувство долга, обязательность;  концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;  учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;  убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;  наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;  наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;  психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.  наличие актуальных жизненных ценностей, целей;  проявление интереса к жизни;  привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;  планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;  негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
(Презентация № 1 Слайд 12.)

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов

обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая

защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный

барьер.

— Мы уверены, что теперь вы более профессионально будете наблюдать и оценивать эмоциональное состояние и реакции детей. Как вести себя в ситуациях. Если у вас возникла тревога за ребенка? Вы всегда можете обратиться в службы сопровождения школы, а также на первоначальном этапе оказать им поддержку. А как это сделать, вы можете прочесть в буклете, который мы вам предлагаем. (Раздача буклетов педагогическому коллективу). Литература: 1. И.Пезешкиан «Попытки суицида». 2. Сайт - И.Лопатухина «Суицид. Как отличить угрозу от намерения» 3. Сайт - Р.Дюсметова « Как распознать скрытые намерения?» 4. «Человек и Закон» (2014 г.,январь) статья «Детские суициды.Как научить детей просить о помощи?», Е. Мухаметшина. 5. Сайт «Суицид- актуальная проблема совеременности» 6.Сайт «Проблема суицида в подростковом возрасте»