"Складывание царской власти. Реформы XVIв."

Автор: Столярова Юлия Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КПК НИЯУ МИФИ
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: конспект
Тема: "Складывание царской власти. Реформы XVIв."
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация
Авторы урока: Столярова Ю.В. Предмет: история Класс: 10 класс Продолжительность урока: 90 минут с перерывом (45+45)
Методическая информация
Тема урока: Складывание царской власти. Реформы XVIв. Автор учебника: А.Н.Сахаров, В.И.Буганов Тип урока: комбинированный. Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса: Учащиеся 10 класса относятся к старшему школьному возрасту (16-17 лет) в этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от: - неустойчивости эмоциональной сферы; - особенностей высшей нервной деятельности; - высокого уровня ситуативной тревожности. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций. Цели урока/ занятия/ мероприятия: Дидактические: 1. Выявить основные черты централизованной царской власти, в России XVIв, че- рез рассмотрение реформаторской деятельности Ивана IV Грозного. Развивающие: 2. Учить обобщать, систематизировать и расширять знания об эпохе Ивана IV; Воспитательные: 3. Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. Задачи урока/ занятия/ мероприятия: 1.1. Познакомить учащихся с деятельностью Ивана I V, выявить предпосылки, причины и содержание его реформ; 1.2. Выяснить необходимость преобразований, проводимых царем для усиления централизованной власти в стране, оценить роль его реформ; 1.3. Познакомить учащихся с понятиями: опричнина, Земский собор, «местничество», «кормление», сто- глав, приказ, Судебник. 2.1. . Учить умению анализировать, делать выводы, искать причинно-следственные связи; 2.2. Развивать навыки работы с текстом документов; 2.3. Развивать умение защищать свою точку зрения. 3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 3.2. Организовать работу в парах. 3.3. Организовать работу в группах. 1
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия: Актуализируют – знания о периоде правления Ивана III и Василия III. Приобретут – представления о складывании централизованной царской власти в период правления Ивана IV Грозного (1533-1584гг.) Закрепят - знания и представления о процессе складывания централизованной царской власти в России XVIв.. Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно- представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России.
Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап Приветствие

«Назови ласково»

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

5 мин
(Учащиеся становятся вкруг. Учитель выдаёт одному из учеников свиток пергамента ). –Ребята, давайте поприветствуем друг друга, и зарядимся хорошим настроением на урок. Сегодня мы будем работать в командах, поэтому попрошу вас во время приветствия подумать с кем бы вы хотели оказаться сегодня в одной команде. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Ваша задача передать по кругу этот пергамент со словами «Сегодня на историю пришёл (имя ласково, например Ванечка)». Пергамент возвращается учителю. - Вот мы и поздоровались, а теперь садитель пожалуйста на выбранные вами места. Команды состоят из 4 человек.
2 этап Погружение в тему

«Зашифрованная фраза»

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока

7 мин
-Ребята, на ваших столах лежат карточки с зашифрованной фразой. Вы работаете командой и ваша задача на скорость решить игровое задание. Команда – победитель получает один балл, в конце занятия вы получите оценки в соответствии с количеством набранных баллов (личных – за активную работу на уроке и командных). Карточка: В цепочке из букв найдите спрятанные слова. ИQRВNIАWVНLDГFSРQYОRVЗSRНRЫDЙ Ответ: (убрать все латинские буквы) ИВАН ГРОЗНЫЙ. - Молодцы, вы отлично справились с заданием. Какие же ассоциации у вас вызывает это словосочетание? (на оборотной стороне доски учитель записывает ассоциации и закрывает доску). Спасибо, что высказали свое мнение. В конце занятия мы сопоставим ассоциации до урока и после, и выясним что изменилось. Давайте запишем тему урока: " Складывание царской власти. Реформы XVIв. ".
3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся «Билет»

5 минут
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в поезде времени, наша конечная станция XVIв.- время правления Ивана Грозного , сейчас я раздам вам билеты. (Учитель вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство.) Ваш билет состоит из двух частей, его нужно заполнить. (На одной части свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения.) -После заполнения, прошу оторвать часть «опасения» и передать её мне, а часть билета, на которой написаны ожидания, оставляет себе. Команды, пожалуйста прикрепите свои ожидания на планшет своей группы. (После этого учитель обобщает полученный результат.) 2
- Итак, вы сели в поезд времени, пора отправляться в путь!
Фаза 2 «Работа над темой»

4 этап Закрепление изученного (обсуждение д/з) «

Мозговой штурм»

10 минут
- Перед нашей станцией « XVIв.» пограничный контроль под названием « XVв». Необходимо ответить на вопросы пограничника. (проверка домашнего задания на слайдах). 1) При каком правителе появился официальный титул «великий князь всея Руси»? Ответ: Иван III 2) Перед вами гравюра XVIIв. и современная фотография крепости, построенной в 1492г.(при Иване III) в Прибалтике, напротив Нарвы. Форпост русских войск в борьбе против шведов и ливонских рыцарей. Назовите крепость? (Ивангород) 3) Как называлась система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве при Иване III? Ответ: местничество. 4)Каким событием завершалась борьба Руси за свержение монголо-татарского ига? Ответ: Стояние на реке Угре 1480г. 5)Объясните понятие «юрьевская дань». Ответ: По перемирию 1503 г. Ливонский орден признавал право Москвы на город Дерпт (древнерусский город Юрьев). 6)В результате 2-х русско-литовских войн (1492-1494 и 1500-1503гг.) в состав государства Ивана III были возвращены десятки древнерусских городов. Перечислите некоторые из них. (пользуясь картой) Ответ: Вязьма, Дорогобуж, Брянск, Стародуб, Путивль, Гомель. Смоленск осаждали, но он остался за Литовским княжеством. 7)В правлении Ивана III произошло (ел): А) создание стрелецкого войска; Б) введение правила "Юрьего дня"(верный ответ); В) созыв Земского собора; Г) пресечение династии Рюриковичей. 8)Как назывались органы центрального государственного управления в Русском государстве, заве- довавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Ко времени Ивана III относит появление (?)
разрядного
,
холопьего
,
житного
,
Большого двора
,
казённого
,
постельного
,
конюшенного и др.
Ответ: приказ. 9)В период правления Ивана III имел (о) место: А) переход к республиканской форме правления; Б) присоединение Тверского княже- ства(верный ответ); В) созыв первого Земского собора; Г) впервые венчание на царство. 10)Назовите вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы. Ответ: кормление.
-
Кто желает обозначить итоги правления Ивана III и заработать для команды дополнительный балл? ( в случае затруднений помочь сформулировать итоги). Подводя итоги, правление Ивана III – завершающий этап образования Российского централизованного государства (конец XV-начале XVIвв). Иван III присоединил Псковское, Ярославское, Вятское, Новгородское княжества, таким образом, увеличил территорию Московии 3
почти в 3 раза. Окончательно освободил Русь от монгольского 240 летнего ига. Стал «великим князем всея Руси», ввел государственную символику (герб жены – племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог), Московское государство стало именоваться Россией (на византийский манер, объявив себя преемницей Византии 1453г), построил Московский кремль из красного кирпича. Формировал централизованную вертикаль власти (приказная система – прообраз современных министерств), единое правовое поле (судебник 1497г) . Его преемник Василий III продолжил политику отца присоединил Смоленск, Псков, Рязань. - Вы замечательно прошли пограничный контроль! Все, кто принимал участие в опросе, получают балл.
5 этап Инпут «

Своя игра

»

Передача информации

30 минут
- Ребята перед вами представлены перепутанные ячейки, в команде, вам необходимо выстроить их в нужном порядке. Известно, что замыкающая ячейка называется: «Политическое устройство Русского государства в XVIв.» Названия ячеек: «Церковная реформа 1551г» «Земский собор 1549г» «Венчание на царство 1547г» «Опричнина 1565-1572гг» «Избранная Рада (1549-1560гг)» «Судебник 1550г» «Военная реформа 1555-1556гг» «Регенство Елены Глинской и борьба боярских группировок (1533-1547гг)» «Политическое устройство Русского государства в XVIв.» - Вы справились с заданием, а сейчас заглянем в ячейки и выясним, что же скрывается в них. (каждая ячейка по очереди раскрывается и выдаётся теоретический материал). Ячейка№1 «Регенство Елены Глинской и борьба боярских группировок» (на слайде изображение Ивана Грозного (реконструкция М.Герасимова) и годы правления (1533- 1584). Когда умер его отец Василий III, Ивану было всего 3 года. Власть перешла к матери - Елене Глинской. После её кончины в 1538 году (отравлена), начинается период борьбы за власть бояр (1538-1547). Обычным делом при московском дворе стало отравление, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи, раздача земель и привилегий. Такая обстановка наложила отпечаток на личность Ивана IV, воспитывая в нём подозрительность, жестокость, мстительность, в то же время это был человек незаурядного ума, образованнейший для своего времени. Ячейка№2 «Венчание на царство 1547г» 1547г. Иван IV был коронован по «чину венчания» на царство в Успенском соборе Московского кремля. Составил «чин» митрополит Макарий. Титул царя подчёркивал, что его власть имеет божественное происхождение. Ячейка №3 «Избранная Рада (1549-1560гг)» 4
(1549-1560гг.)- Период правления «Избранной рады»- период реформ. В избранную раду вошли приближённые Ивана Грозного, составляющие правительство. Рада нарушала принцип местничества, т.к. происхождение её членов было различно: священник и духовник царя Сильвестр, дворянин А. Ф. Адашев, князь А.М.Курбский, дьяк Иван Висковатый. Реформы Избранной Рады - упорядочена система приказов. Более чётко распределили круг обязанностей; - «Земская реформа - в 1550 году были изданы и уставные грамоты местного самоуправления. Грамота вводила выборные земские власти:  Излюбленные старосты  Излюбленные головы  Земские старосты  Выборные старосты  Излюбленные, выборные судьи Кроме права собственного суда через выборных судей, всем общинам, как городским, так и во- лостным, правительство предоставляло право собственного управления, раскладки податей и над- зора за порядком. Наместники (руководитель крупной административно-территориальной едини- цы – города, уезда) и волостели (представитель царской власти в волости), поставленные прави- тельством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших лю- дей местной крестьянской общины. Во всё продолжение царствования Ивана IV общины свободно могли просить освобождения от на- местников и волостелей, и их просьбы постоянно удовлетворялись, только с условием — вносить положенные на наместников оброки в казну. Выборные начальники во всех общинах избирались всеми членами общины. Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных русских землях, где преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников, хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники. Ячейка №4 «Земский собор 1549г» Земский собор – новый государственный орган, собрание представителей всех русских земель. Избирался населением и включал в себя представителей духовенства, дворянства, верхушку горожан, черносошных (государственных) крестьян. Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). Первый Земский собор состоялся в 1549 г. и продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. Ячейка № 5 «Судебник 1550г»
-
рост платы за проживание на земле феодала – «пожилое». Продолжилось закрепощение крестьян; - введено наказание за взятки; - право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Московский рубль стал основной денежной единицей страны, до этого в хождении так же был новгородский рубль; 5
- упорядочена налоговая система. Установил налоговую единицу – большая соха, которая составляла от 400 до 600 га земли, в зависимости от плодородности почвы; -сами налоги назывались тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей; Ячейка № 6 «Церковная реформа 1551г» - 1551 г. церковный (стоглавый) собор, т.к. решения этого собора состояли из 100 глав; - составлен список общерусских святых; - вводились единые церковные обряды; - было ограничено церковное землевладение ( монастырское). Ячейка №7 «Военная реформа второй половины XVIв.» - 1550г – создание постоянного стрелецкого войска. До этого по мере необходимости собиралось народное ополчение; - 1555-1556гг. «Уложение о службе» - и вотчинники и помещики служили с 15 лет и передавали службу по наследству; - с каждых 100 четвертей земли служилый человек обязан был выставить воина на коне и с вооружением; - на период военных походов отменялось местничество; Ячейка № 8 «Опричнина 1565-1572гг» Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «вне», «снаружи», «отдельно», «за пределами», «особый», «окроме». 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы в Александровскую слободу. Через месяц он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного ца- ревича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Иван Грозный выдвигает условие своего возвраще- ния учреждением в государстве «опричнины». В 1565 году, когда был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.); прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также тысяча из- бранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Условием принятия чело- века в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей со знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опрични- ны; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Всё остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, причём с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю. 6
Поход против Новгорода (1569—1570) В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно совершившего самоубийство по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намере- нии передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода, было убито более 10 тысяч человек. Страну захлестнула волна террора. Конец опричнины В 1571 году на Москву вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Опричники не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял реше- ние отменить опричнину. С 1572 г разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили — «горо- да и воеводы дворовые и земские».
Последствия опричнины
 уничтожены остатки феодальной раздробленности, подорваны основы боярско-княжеской независимости;  На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских;  Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды и отказывались их возвращать;  В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву;  Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (бар- щина). Итак, основная цель опричнины была достигнута - снижении боярско-княжеской власти и укреп- ления централизации государства, через конфискацию феодального имущества и земель в пользу государства. Но форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок привела к глубокому экономическому, а затем и политическому кризису. Ячейка №9 «Политическое устройство Русского государства в XVIв.» (на слайде представлена схема) Центральное управление подчинялось царю. Состояло из Боярской думы – законосовещательный орган при царе; Земского собора – непостоянного сословно-представительного органа, собирался по особо важным вопросам; Приказов – Посольский (иностранных дел), Разбойный, Челобитный, Земский, Поместный, Печатный (канцелярия, хранил гос. печать) и т.д. Местное управление состояло из городских и земских старост ; излюбленных голов – выборных судей. Кормления отменены.
6 этап Проработка темы "Кубик"

Проработка учебного материала

10 мин
- Все ячейки раскрыта, пришло время поработать в командах. Немного поиграем с кубикам. (Учитель объясняет правила игры. Команды бросают друг другу кубик и раскрывают тему, которая оказалась на верхней грани кубика. В зависимости от раскрытия темы, команда получает от 0 до 2 баллов.) Темы соответствуют названиям ячеек. 1 грань: 7
«Регенство Елены Глинской и борьба боярских группировок (1533-1547гг)» «Венчание на царство 1547г» 2 грань: «Избранная Рада (1549-1560гг)» «Земский собор 1549г» 3 грань: «Судебник 1550г» «Церковная реформа 1551г» 4 грань: «Военная реформа 1550, 1555-1556гг» «Опричнина 1565-1572гг» - Итак, давайте подведем некоторый итог пройденного и перечислим о сновные черты царской власти в России XVIв: - наличие атрибутов царской власти; -создание постоянного стрелецкого войска (в подчинении царя); - отсутствие конституции или суда над царём. Выше царя только Бог; - усиление роли церкви в политической жизни (представители духовенства присутствовали на Земских соборах, входили в состав Избранной Рады); - наследственный характер власти; -введение царём опричнины и уничтожение политических противников; -самый крупный землевладелец;
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

7 этап Разминка «Замены»

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

5 мин
- Что ж, XVI век – это увлекательная страница нашей истории, но пора отправляться в обратный путь. (Учитель объясняет правила. Каждому студенту выдаются карточки с ответами. Вопросы общей эрудиции и по пройденным темам. Студенты задают друг другу вопросы, если отвечают верно, то меняются местами. Кто отвечает неверно - остаётся на своём месте и отвечает на следующий вопрос. Задача студентов переместится всей командой на места соседней команды.) Примеры вопросов: -При каком правителе появился официальный титул «великий князь всея Руси»? Ответ: Иван III -Как называлась система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. (местничество) - В каком году произошло «Стояние на реке Угре» (1480г.) -Назовите вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы. (кормление) -При каком русским правителе появился герб – двуглавый орел? (Иван III) -При каком царе был Московский Кремль был выложен красным кирпичом? (Иван III) - Первый русский царь? (Иван IV) -Неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 годах (Избранная Рада) -Платы за проживание на земле феодала называлась..? (пожилое). - Под каким названием вошёл в историю церковный собор 1551 года? (стоглавый) -Как называлось постоянное войско, созданное в1550г? (стрелецкого войска) -Непостоянный сословно-представительный органа, собирался по особо важным вопросам (Земский собор) 8

8 этап Рефлексия

Лесенка успеха. Что нам стоит дом построить

Время 5 минут
- Вот мы с вами и сошли с поезда времени, но у нас остались билеты (ожидания). Пожалуйста, обратите на них внимание. Взгляните на ваш билет и на эту лестницу (нарисована на доске). На- рисовать лестницу- нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получи- лось; - средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; - верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. На какой ступеньке вы были в начале нашего урока и на какой ступеньке находитесь сейчас?
Домашнее задание

Время 3 минуты
- А чтобы подняться ещё на ступеньку выше, вам потребуется поработать самостоятельно. Используя различные источники информации: учебник, интернет и др. заполнить таблицу «Внешняя политика Ивана IV» Направление внешнеполитической деятельности Намеченные цели События Достигнутые результаты 9