"Методическая разработка оздоровительных мероприятий для детей с нарушениями зрения на основе здоровьесберегающих технологий"

Автор: Туголукова Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ (Детский сад №98 компенсирующего вида)
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методическая разработка оздоровительных мероприятий для детей с нарушениями зрения на основе здоровьесберегающих технологий"
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка оздоровительных мероприятий для детей с нарушениями зрения на основе здоровьесберегающих технологий группа детей с нарушениями зрения возраст с 5-6 лет Воспитатель: Туголукова Е.П. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально - экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье — один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст — это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это, прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников, комфортное пребывание ребёнка в детском саду, которое не вызывало бы повышения тревожности в работе с детьми с нарушениями зрения.
Задачи здоровьесбережения:
Оздоровительные — Развивать, укреплять, сохранять и поддерживать физически и психологически здоровье детей с нарушениямизрения. Создавать оптимальные педагогические условия пребывания детей с нарушениями зрения в ДОУ Образовательные — Направлять воспитательно-образовательный процесс на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование. Планировать и проводить комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года. Формировать навыки выполнения основных движений; прививать навыки правильной осанки, навыки гигиены, осваивать знания о своем организме, о здоровье; формировать представления о режиме, об активности и отдыхе.
Воспитательные задачи — Формировать нравственно-физические навыки; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитывать культурно- гигиенические качества. Формировать подходы к взаимодействию с семьей и развивать социальное партнерство.
Средства физического воспитания :
оздоровительные силы природы; полноценное питание; рациональный режим жизни; физическая активность самих детей и даже художественные средства — литература, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
I.

Здоровьесберегающие технологии.
Виды здоровьесберегающи х педагогических технологий Время проведения в режиме дня Методика проведения
1.

Технология стимулирования и сохранения здоровья
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др.в зависимости от вида занятий. Ритмопластика Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю. По плану муз.рук-ля, по возрастным особенностям Подвижные и спортивные игры Как часть физ.занятия – 3раза в неделю. Ежедневно – на прогулке; в группе – в малой и средней степени подвижности. См. программмы. Релаксация В зависимости от состояния детей. Использовать спокойную классическую музыку. Технология Занятия по См. рабочие программы
эстетической направленности ИЗОдеятельности. Посещение музеев, экскурсии. Оформление группы и муз.зала к праздникам. Пальчиковая гимнастика Ежедневно - индивидуально и по подгруппам. См. календарный план Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5мин. В любое свободное время. В зависимости от зрительной нагрузки Использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Перед проведением процедуры – гигиена полости носа и проветривание помещения. Гимнастика бодрящая Ежедневно – после сна, 5- 10 мин. Форма проведения: упражнения на кроватях; обширное умывание; ходьба по ребристым доскам легкий бег из спальни в группу. Корригирующая гимнастика В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения: Групповая: утр.гимнастика, физкультура; Индивидуальная: в режимные моменты. Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендации врача- ортопеда: детям с плоскостопием; профилактика болезней опорного свода стопы.
2.Технология обучения здоровому образу жизни.
Физкультурное занятие 3 раза в неделю: 2 раза – в зале; 1 раз – на улице; В соответствии плана физ.руководителя. Игротерапия В свободное время, во II-й половине дня Сюжетно-ролевые игры Игры-забавы. Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю, со старшего возраста По плану психолога
«Уроки здоровья» 1 раз в неделю. См. «Рабочие программы» Самомассаж В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводить под наблюдением медсестры. Точечный массаж В преддверии эпидемий, в осенне-весенний период, в любое удобное время, со старшего возраста Использовать наглядный материал. Проводить под наблюдением медсестры. Биологическая обратная связь От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 10-15 мин. В специальном помещении. Со старшего возраста. Соблюдать правила работы за компьютером. Занятия проводит специалист, по спецметодике «Тимокко».
2.

Коррекционные технологии.
Коррекционные занятия, игры и упражнения Ежедневно. По подгруппам и индивидуально. По плану учителя- дефектолога. Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц, со старшего возраста Психологическая, терапевтическая и развивающая помощь. Занятия проводит психолог. Технология музыкального воздействия 2 раза в неделю, на муз.занятиях или в свободное время. Снятие напряжения, повышение эмоционального настроя. Технология воздействия цветом Самостоятельная деятельность, занятия по ИЗОдеятельности, кружковая работа Снятие напряжения и повышение эмоционального настроя ребенка. Психогимнастика 1-2 раза в неделю, со старшего возраста. По спецметодике. Занятия проводит психолог.
3.

Медико-профuлактические технологии (под руководством

мед.персонала).
- Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья. - Организация и контроль питания детей. - Организация профилактических мероприятий в детском саду. - Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПин. - Организация лечебных процедур в кабинете зрения.

II.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей

1.

Физическое развитие.
Вид деятельности Время и количество проведения Место проведения Подвижные игры Игры – эстафеты 1 раз в неделю На прогулке (в теплое время года), спортзал Командные игры 1 раз в неделю На прогулке (в теплое время года), спортзал (в холодное время) Соревнования, поединки 1 раз в неделю *** Игры с малым мячом ежедневно, по желанию между занятиями, на прогулке, в спортзале Забытые игры, типа: «Лапта», «Чиж», «Ямка», «Городки», «Попади в ямку», «Игра в камешки» по желанию детей на прогулке в теплое время года, физзал Групповые подвижные игры (без разделения на команды в теплую погоду на воздухе) ежедневно прогулка Групповые подвижные игры зимой на воздухе ежедневно прогулка Игры на ориентировку в пространстве ежедневно между занятиями, в утренний прием (как индивидуальная работа) Народные игры 1 раз в неделю на прогулке, в спортзале
Корригирующая гимнастика Упражнения на поддержание правильной осанки. ежедневно включаем в утреннюю гимнастику Фиксация правильной осанки около стены ежедневно *** Гимнастика для развития мелкой мускулатуры рук, свода стопы. ежедневно *** Дыхательная гимнастика ежедневно как заключительная часть утренней гимнастики Коррекционная гимнастика для глаз ежедневно Перед, после занятий, как снятие зрительного утомления. Пальчиковая гимнастика ежедневно Перед занятием, как дин.пауза. Профилактика плоскостопия Использование специальных упражнений с шариками, камешками, шишками, палочками для стоп ежедневно после сна Массаж стоп ежедневно после сна Массажная дорожка, хождение по аппликатору Кузнецова, ребристой доске, веревке с узлами ежедневно после сна перед и во время занятий, в вечернее время ежедневно Закаливание Облегченная одежда в весенне – летний период при проведении физкультурных занятий Босохождение ежедневно Обливание холодной водой по локоть Употребление чеснока, лука для профилактики ОРЗ, гриппа по мере необходимости, ежедневно
Точечный массаж для профилактикиОРЗ. Взаимомассаж ежедневно после дневного сна Сон на ароматизированных подушках (из трав) ежедневно Походы и экскурсии Экскурсия в школу октябрь, май Экскурсия в магазин ноябрь Экскурсия в библиотеку декабрь Экскурсия к проезжей части (закрепление правил дорожного движения) Сентябрь, январь Сезонные экскурсии в лес сентябрь, январь, май Экскурсия на лыжную базу февраль Экскурсия в краеведческий музей март Экскурсия к реке апрель Утренняя гимнастика в папке «Здоровья» Классическая сентябрь, январь, май на улице, в зале Танцевальная октябрь, декабрь в зале Игровая форма апрель, май на улице Оздоровительный бег сентябрь, октябрь, май на улице
II.

Праздники и развлечения.
«Дни рождения» «Здравствуй, Осень» ежеквартально октябрь с элементами спортивного соревнования по командам «Пока все дома». ноябрь в муз.зале «Быстрые сани» декабрь на улице «Наши папы - молодцы» февраль в спортзале «Наши мамы – лучше всех» март муз.зале «Весенние состязания» май на улице
III.

Лечебно-профилактические (по назначению врача, под

наблюдением медсестры).
вакцинопрофилактика- диагностика уровня в течение года
физического развития; диспансеризация детей детской поликлиникой; диагностика физической подготовленности; диагностика развития ребенка.
IV.

Музыкальная терапия
Физминутки, игры с любимыми игрушками, муз.инструменты. ежедневно на занятиях, вне занятий Релаксация под музыкальное сопровождение ежедневно вечером или как успокаивающий элемент после утренней гимнастики «Гимнастика ума» под муз.сопровождение 1 раз в неделю вечернее время Засыпание и подъем после дневного сна под классическую музыку ежедневно Целенаправленное прослушивание классической музыки, знакомство с композиторами ежемесячно На занятиях по плану муз.руководителя
V.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Уроки здоровья. 1 раз в неделю В группе, на прогулке.
VI.

Работа с родителями
Вид деятельности Время и количество проведения Место проведения Родительские собрания, информация (стенд) Содержание коррекционной работы в группе и её взаимосвязь с лечебно- восстановительной работой сентябрь Презентация на родительском собрании. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения октябрь Папка-передвижка
«Всё о витаминах» ноябрь Папка-передвижка «Наше здоровье в наших руках» Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ. декабрь Выступление ст.медсестры на родительском собрании «Упражнение для наружных мышц зрения» февраль Кабинет зрения. Советы офтальмолога Развитие взаимоотношений в творческих играх детей. март Презентация на родительском собрании Консультации Вид деятельности Время и количество проведения Место проведения Адаптационный период для каждого ребенка в группе сентябрь Индивидуальные Компьютер и дети. БОС. октябрь Кабинет учителя- дефектолога. Советы о снятии зрительного утомления ноябрь Кабинет зрения. Медсестра-ортоптистка Игры с детьми на свежем воздухе в выходные дни, их значение январь На лыжной базе. февраль . Грипп – острое заразное заболевание. Что нужно делать, если дома есть больной гриппом декабрь Группа. «Берегите зубы» апрель Папка-передвижка Открытые занятия Коррекционная гимнастика для глаз. ноябрь Безопасность дошкольника. Уроки ОБЖ. январь практические занятия
«Я умею выбирать» (полезная еда) март практические занятия Физкультура на воздухе. май Вид деятельности Время и количество проведения Место проведения Родительские собрания (часть собрания). Психологические особенности детей старшего возраста с нарушением зрения сентябрь Кабинет психолога. День открытых дверей Режимные моменты октябрь Группа. Занятие «Физкультура» апрель. На улице. Обобщение опыта работы семьи Задания для родителей: в тетради фиксировать поведение ребенка в выходные дни. «Что тревожит в поведении и здоровье ребенка». сентябрь-декабрь Кабинет учителя- дефектолога, психолога. Организация игр- тренингов для родителей, моделирующих отношений в семье (группы 4-5 семей) март Кабинет психолога. Недели творчества (по обмену опыта между родителями) по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дома. май Группа.