"Исследовательский метод на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Автор: Попова Марина Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №103
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательский метод на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-познавательной компетенции"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Исследовательский метод в преподавании истории как средство

формирования учебно-познавательной компетентности.
Попова Марина Ивановна, учитель истории и обществознания. Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Современное образование основывается на развитии и саморазвитии личности человека. Такой подход призван обеспечить не только усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и максимально развить в каждом человеке его генетически детерминированный потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов, профессионального роста в будущем. Современная образовательная система России ориентируется на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, личности обладающей достаточными навыками и психологическими установками для самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования полученной информации, а также способной решать личностно значимые познавательные проблемы. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно- познавательной деятельности можно определить как учебно- познавательную компетентность. Данная образовательная компетентность является ключевой, т. к. она обладает интегративной природой, то есть вбирает в себя ряд однородных по своей сути умений, навыков, знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, исследовательской, правовой и др.). Владение данной компетентностью позволит выпускникам школы в дальнейшем достичь результатов в профессиональной сфере, реализовать себя как личность. Важнейшими задачами в формировании учебно- познавательной компетентности являются: 1
1) развитие навыков исследовательской деятельности у обучающихся, овладение знаниями и умениями по нахождению, обработке и применению различной информации; умение ставить образовательную цель, планировать работу, используя навыки творческого поискового мышления; 2) формирование навыков проектной деятельности, усвоение обучающимися способов творческого решения конкретных познавательных задач; 3) усвоение навыков решения социально – актуальных и личностно значимых для обучающихся познавательных проблем, развитие коммуникативных навыков. В процессе модернизации системы российского образования перед современным учителем стоит задача: максимально обеспечить развитие в каждом ученике его способностей, развивать критическое мышление, вооружить не только знаниями современной науки, но и научить познавать. Исследовательский подход в обучении – это путь усвоения обучающимися методов научного познания, важное средство развития мышления и познавательной самостоятельности, а также средство формирования у них научного мировоззрения. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и факторами, целостную картину развития человеческого общества и его перспективу. Ведущими в составе исследовательского подхода при изучении истории и обществознания являются такие организационные формы проведения урока как урок-семинар, урок-практикум, урок-дискуссия, урок решения познавательных задач и др. Элементы исследовательской деятельности можно применять на уроках изучения нового материала, уроках повторения, уроках-конференциях. Исследовательский метод в обучении истории - это способ организации поисковой и творческой деятельности учащихся по решению проблем, нередко уже решённых обществом или учёными, но предусматривающий личное отношениеученика к исследуемой проблеме. 2
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: 1) мыслительные умения и навыки - анализ, сравнение, обобщение и систематизация знаний; 2) умения и навыки работы с книгой, документальными источниками, справочниками и другими источниками информации; 3) выдвижение собственных суждений и их аргументация, культура ведения дискуссии; 4) понимание и оценка предложенной проблемы, формулирование проблемы или гипотезы; 5) представление результатов своей творческой деятельности в виде рефератов, докладов, рецензий, схем, таблиц и др. Уже в 6-9 классах основной школы целесообразно и методически обоснованно использование на уроках истории таких общедидактических приёмов как анализ и сравнение исторических фактов и явлений, обобщение и выявление на основе этого причинно-следственных связей, работа с фрагментами исторических документов, решение познавательных задач и др., что способствует формированию у школьников первых навыков самостоятельной работы и культуры исследовательской деятельности. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с различными источниками знаний будет более успешной, если в её основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определённой дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учётом подготовленности обучающихся. Метод учебного проекта- это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики. Кроме того метод проектов- это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию- умению находить способы решения различных проблем, которые постоянно возникают у человека, занимающего активную жизненную позицию 3
В процессе изучения истории учащиеся овладевают навыками выделения главного, анализа и систематизации материала, а также оформления его в таблицу, происходит постепенное формирование компонентов исследовательской культуры школьников. Большое значение имеет такой вид деятельности как обобщение на основе сравнения, составление системно – структурных характеристик изучаемых объектов. Значение такого вида деятельности определил ещё известный русский педагог Ушинский К. Д., отмечавший, что всё в мире познаётся не иначе, как через сравнение, что сравнение есть основа всякого понимания. Не менее эффективна для формирования исследовательских навыков групповая учебная работа, которая предполагает деление класса на несколько временных групп с учётом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их интересов и характера взаимоотношений. Такая организация учебной деятельности содействует ещё и формированию коммуникативных навыков, умению работать в команде, укреплению взаимоотношений в коллективе, учитывать мнение одноклассников, аргументировано отстаивать свои суждения, предоставляет учителю широкие возможности для сочетания индивидуальной, фронтальной и групповой работы. На уроках по истории России в 10 классе часто использую познавательные задачи следующего типа: сравнить различные оценки исторического события или исторической личности. Подобные задания ориентированы на творческий подход к решению исторической проблемы, способствуют формированию навыков выполнения познавательных заданий различной степени сложности, развитию исторического мышления. Применение исследовательской деятельности в обучении истории предусматривает проведение уроков на основе принципа проблемности, который предполагает создание на уроке ситуации конфликта между знанием и незнанием. Например, на уроке Советская Россия в годы нэпа постановка основной проблемы («Почему нэп в Советской России был обречен, 4
несмотря на очевидные успехи?») происходит в процессе вводной беседы, а также в ходе урока перед обучающимися выдвигается несколько проблемных заданий, ставятся различные познавательные задачи.. Изучая фрагменты высказываний большевистских лидеров, анализируя статистические данные, отражающие восстановление экономики в период новой экономической политики, ученики делают вывод о противоречии принципов нэпа и большевистской экономической доктрины. Использование принципа проблемности на уроках истории позволяет применять различные формы сравнения, организовать работу с фрагментами исторических документов, творчески усваивать метод системно- структурного анализа, обобщать ход дискуссии. На таком уроке познавательная деятельность старшеклассников приближена к научным методам исследования; изучая фрагменты первоисточников, работая с «сырым» материалом ученик идёт к своему открытию тем же путём, что и учёный. С целью формирования навыков исследовательской деятельности целесообразно использование различных организационных форм обучения: вводная лекция с постановкой проблемной или познавательной задачи, урок- семинар, урок-конференция, проблемный урок, урок – экскурсия (при изучении краеведческого материала), урок защиты творческих и исследовательских проектов, что оказывает положительное воздействие на развитие познавательной активности как необходимого условия формирования образовательно-познавательной компетентности и развития социально-активной личности. Уроки-семинары предполагают самостоятельное изучение обучающимися программного материала, содействуют конкретизации и углублению основных положений темы, выдвинутых на вводной лекции и обсуждение на занятии результатов познавательной деятельности школьников. 5
На семинаре ребята учатся публично выступать, отстаивать свои суждения, дискутировать, что способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений. Дидактически обоснованным является предварительное информирование обучающихся об изучении темы или раздела с применением исследовательского подхода. Обучающиеся в соответствии со своими интересами и индивидуальными возможностями выбирают задания, темы сообщений, рефератов, подбирают литературу, фиксируют результаты своей деятельности в виде рефератов, сообщений, или тезисов выступлений, используют выписки, планы, конспекты, аннотации, заметки. В процессе такой работы происходит формирование комплексных умений по поиску, отбору и анализу исторической информации, развивается критический подход к различным источникам информации, без чего невозможно и формирование образовательно-познавательной компетентности. При исследовательской деятельности важно сформировать у школьников мотивацию для исследования той или иной проблемы, она должна стать для них значимой и интересной. Мотив проведения исследования должен стать внутренней потребностью ученика. Задача учителя - постоянно «держать» ученика в состоянии творческой активности. Одной из ведущих форм по приобщению школьников к исследовательской деятельности является урок-практикум, цель которого заключается в том, чтобы достичь образовательной цели на основе работы с различными источниками знаний: учебником, исторической картой, фрагментами исторических документов. Именно такая деятельность способствует формированию у будущих выпускников ряда ключевых компетентностей: учебно-познавательной и информационной. Основные формы проведения такого урока – практическая и лабораторная работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в применении полученных знаний и умений. Различают установочные, 6
исследовательские, творческие и обобщающие уроки – практикумы. На них возможны парная, групповая и индивидуальная формы работы. Необходимо уделить особое внимание развитию умений и навыков рефлексивной деятельности, т.е. способности учащихся самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: постановка цели, планирование, подбор соответствующей литературы и работа с ней, а также оценить результаты своей деятельности, причины возникших трудностей и пути их устранения. Формирование познавательной компетентности невозможно без свободного поиска информации, без анализа и критики различных источников информации. Система методов и приёмов по формированию исследовательской культуры школьников очень разнообразна. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, поэтому требует внимательного изучения педагогами и рационального применения различных методов на практике. 7
8