"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц 3 класс"

Автор: Дымбрылова Туяна Жимбаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "БСОШ"
Населённый пункт: с.Будулан Агинский район
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц 3 класс"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Самоанализ урока.

Характеристика

класса:
Класс по уровню обученности выше среднего. Наиболее высокие баллы: у Бадмаевой А., Дыжитова Б.Дамдиновой А.. неуспевающих нет . На уроках дети послушны, исполнительны, нет проблем с учебной дисциплиной, общительны, дружны. При планировании были учтены психофизические особенности обучающихся класса.
Цель:

Задачи:
Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]  образовательные: - познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; - освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];  воспитательные: - в оспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы. Развивающие: - развивать орфографическую зоркость, способствовать формированию таких универсальных учебных действий:
Метапредметные результаты::

Личностные :
- формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу; - осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; - готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватная оценка.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение, уметь работать по коллективно составленному плану.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
: - Уметь использовать в речи речевые единицы, - Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; - Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Ожидаемый результат:
умение правильно писать О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
Тип урока:
урок построения учебной задачи.
Основные методы
: наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа, здоровьесберегающая технология.
Основные формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, дифференцированный подход. На данную тему отводится 2 часа, этот урок первый. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Для того чтобы у учащихся появились интерес к уроку, настрой на активную работу, чтобы мобилизовать внимание всего класса, я начала с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно- коммуникативные технологии: было применение презентации, интерактивная доска. Слайды несли различную смысловую нагрузку: организационный, мотивационный, проблемный, закрепляющий,
контролирующий. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Этапы урока были взаимосвязаны между собой и работали на главную цель. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учащиеся работали по группам, парами. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Я старалась соблюдать валеологический подход (делала замечания по поводу осанки, проводилась физкультминутка ). На рефлексивно-оценочном этапе проводила дифференцированную работу. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3 класса. На уроке поддерживалась доброжелательная, комфортная, психологическая атмосфера. Учащиеся были активными, проявляли высокую работоспособность. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Я считаю, что поставленные задачи урока мне удалось реализовать.
15 марта 2016г., 3класс. Тема: «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после


шипящих и «Ц».

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I.

Мотивационно-ориентировочный этап:
I.1.
этап мотивации
. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

1.2.этап актуализации
Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Проговаривают ответы. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
Слайд 1

Слайд 2


Слайд 3
Организует актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание; Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.


А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это ж просто!

Лучик солнца - это вам!
Откройте тетради и напишите число. Посмотрите на слайд и угадайте слова, напишите их в тетрадь.
Карандаш, овощ, кирпич,багаж, заяц


Что объединяет все эти слова? ( существительные, м.р, 2 скл, словарные слова) Подчеркните буквы, на которые оканчивается основа этих слов.(ш,щ,ч.ж,ц) Какие это звуки? ( шипящие) ц-свистящий.
Развитие самоорганизации в учебном действии, (Личностные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
1.3 этап проблематизации:
Определение уч-ся собственного незнания Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Слайд 4
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Слайд 5

1.Постановка учебной проблемы.
-На слайде записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их) -А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит)
На слайде:
с багаж… с экипаж.. с задач. … с камыш.. под кож.. за куриц… Ученики записывают слова в тетради, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

1.4. этап целеполагания:
Формулировка уч-ся цели предстоящей деятельности
Формулируют тему урока Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока.
Слайд 6


Слайд 7
. Организует постановку цели урока. В каком месте возникло затруднение? -А как же быть со словом «курицей»? какую букву надо вставить? -Сколько же в классе мнений? Почему? -
Что особенного вы заметили в словах?

( Мы не можем объяснить написание)

Подчеркните основу данных слов.

- На какие буквы оканчивается основа.

(На шипящие и Ц)
-
Кто же сформулирует тему урока?
(Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц). (Вывешивается слайд с названием темы) - Какая цель урока? -
Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях сущ-х будем писать «Е» и «О»?

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке ( Регулятивные УУД)
2)Операционно-содержательный этап

1.1.этап моделирования:
Построение образовательного объекта, оформление его виде модели, отражающей его внутреннее устройство. Проводится коллективно! Организует составление совместного плана действий.
Слайд 8
(правило работы в группе)
Слайд 9.
-Чтобы решить проблему и не ошибиться, мы будем работать в группах
(повторить правила работы в группе
)
Составление плана работы

1. Прочитаем слово.

2.Найдем ударную гласную, поставим знак ударения.

3 Выделим окончание и основу.

4. Обратим внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркнем букву.

5. Делаем вывод.

Добывать новые знания: свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
1.2.этап конструирования:
Создание уч-ся собственных образовательных «продуктов» Цели: - реализовать работу в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание - устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.

1.3.этап презентации
: Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Выполняют задание на карточках. Проговаривают тему урока.
Составляют алгоритм Организует реализацию работы в соответствии с планом. Организует групповую работу и сопоставление версий решения проблемы. Организует уточнение темы урока.
Слайд 10

(
на интерактивной доске пишет ребёнок ответ)
Слайд 11




Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока)

Проверка
Один человек от каждой группы даёт ответ. (После ответа групп, делается общий вывод.) Это открытие? Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм. Какое же новое знание мы открыли?
1 группа
Перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой, за тучей, над рощей.
2 группа
За ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем, над чертежом, с малышом.
3 группа
За перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом, под сердцем.
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Регулятивные УУД
.

Первичное закрепление.
Цель:
-
организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Физкультминутка
Выполняют задание, проговаривая новые понятия. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слайд 12-13

Слайд 14

Работа в парах.
- Вставьте пропущенные окончания.
Храбрец..м,встреч..й,мяч..м, чертеж..м, крыш..й, удач..й, продавц..м, экипаж..м, пейзаж..м
Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку выполненной работы. - Как можно разделить на 2 группы? (по написанию О и Е)
Вывод: под ударением О,

Без ударения Е.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь высказывать своё предположение (Коммуникативные УУД) Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.
Самостоятельная работа по группам.
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание по группам - организовать проверку последующей оценкой результатов; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют задание самостоятельно по группам. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Слайд 15-17
Защита работы. .
Выполнение работы в группе: Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Выделите окончания существительных
1 группа.
Мой друг доволен своей удачий. Герасим стал боком перед дверью, толкнул её плечём и ввалился в дом со своею ношой.
2 группа.
Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой.
3 группа.
Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно - любить народ, Родину-служить ей сердцим и душёй. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
3. Рефлексивно-оценочный этап
Цели:
- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Выполняют задания на карточках.. Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в творительном падеже с опорой на правило. Разноуровневые задания на карточках
Слайд 18-19


1 уровень.

Спишите, раскрывая скобки:
Играл мяч..., Стоял под крыш… Затянуло туч… Выложил кирпич…
2 УРОВЕНЬ

Вставьте пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных
. Над трудным чертеж…, под тяжелой нош…, с опытным врач…, гордиться столиц…,
3 УРОВЕНЬ
Перепишите, вставив пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных. Лучше биться орлом, чем жить зайц..м. Долг платеж..м красен. С хитрец..м водиться
1
– в оба глаза глядеть. От огня вода ключ..м кипит, а водою и огонь заливают. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД

Д. задание: выборочно делать упр:135 или 136, с.66
Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Какую цель ставили? Достигли цели? Какая тема урока была? Оцените свою деятельность на уроке. работу в группе фразеологизмом. Спасибо за урок.
Открыл ключ… Вышел со свеч… Сад перед больниц.. Суп с лапш… любоваться пейзаж..м, уехать с товарищ..м, наблюдать за птиц..й, играть с мяч..м. Калач.. , малыш…, Наташа…, Маша…, душ.., ландыш…, царевич…, Королевич…, карандаш.., врач…, Саша…, туча…, роща…, сердце…. с (орлица) – перед (Сережа) - с (борщ) – за (рубеж) – под (кожа) – за (плащ) – за (больница) – с (меч) – перед (малыш) прибежал с плач.м достал ковш.м играл с малыш.м сосиски с горчиц.й


Выполнение работы в паре
(Поставьте данные имена существительные в форме творительного падежа. Запишите.