"Педагогические технологии в медицинском образовании"

Автор: Белисова Наталья Олеговна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ЧПОУ МК "Авиценна"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: "Педагогические технологии в медицинском образовании"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогические технологии в

профессиональном медицинском

образовании


Сущность педагогической

технологии
 ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Метод проблемного изложения в обучении  метод, при котором, используя самые различные источники и средства. Педагог перед изложением материала ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты становятся свидетелями и соучастниками научного поиска

Проблемно-поисковые

технологии
 это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами  преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.  проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия

Механизм процессов при

проблемном обучении
сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме:  выдвижение гипотез;  обоснование гипотез;  проверка гипотез.

Главные условия успешности

проблемного обучения
 обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;  обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);  значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;  необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентами.

Формы проблемного обучения:

Проблемное изложение учебного материала
на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, студенты мысленно включаются в процесс поиска решения. 
Частичнопоисковая деятельность
при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения и направлены на целенаправленный мыслительный поиск. 
Самостоятельная исследовательская деятельность
, когда студенты самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность - творчество

Последовательность действий на

учебном занятии проблемного

обучения

Постановка проблемы
. Преподаватель описывает проблемное поле (явление или процесс, которые необходимо объяснить). На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы. 
Осознание, обсуждение проблемы
в микрогруппах или парах, это не решение проблемы и даже не создание плана по ее решению, а лишь обеспечение плацдарма для обучения. Студенты формулируют гипотезу по решению проблемы. 
Распределение роли
в микрогруппах и фиксирование всех результатов работы. 
Обсуждение проблемы
в микрогруппах 
Выработка возможных путей решения
проблемы в микрогруппах. 
Выработка плана
решения проблемы. 
Работа по сбору материала
. 
Обобщение
собранного материала в микрогруппах. 
Систематизация знаний
, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

Имитационное моделирование
 Имитационное
моделирование
как разновидность моделирования в педагогике включает в себя имитацию не полного производственного процесса или задачи, а отдельных его элементов. Оно проводится с целью акцентировать внимание обучаемого на каком-то важном понятии, категории, предоставляет учащимся возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки производственного процесса.

Анализ реальных

производственных ситуаций
 Применение в учебном процессе , с которыми студент столкнется в своей будущей профессиональной деятельности помогает решить проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески преобразующего отношения

Игровые технологии
 характеризуются процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.  о возникновении игровой деятельности и специфического игрового отношения можно говорить только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предметом своей деятельности содержание и процессы.

Виды учебных игр
 Деловые игры;  организационно-деятельностные игры;  инновационные игры.

Деловая игра
 представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.  с помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. В деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая игра воссоздает
 предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики)  социальный контекст, в котором студент взаимодействует с представителями других ролевых позиций.

В процессе игры осваиваются:
 нормы профессиональных действий;  нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.  При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.

Организационно-

деятельностные игры
 комплекс взаимосвязанных методик или техник , обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Инновационные игры
 особенностью являются рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности.  участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки.  необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ продуктивное взаимодействие.  функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.

Симуляционные технологии
 Практико-ориентированные командные тренинги, воссоздающие типичную среду (цели, задачи, клиническая ситуация, риски и возможные осложнения, медицинская документация и т.п.)

В рамках данной технологии можно

использовать
 мультимедийные учебно-информационные блоки, включающие видеосюжеты, аудиоматериалы и слайды, в т.ч. Анимационные мультимедийные программы на основе алгоритмов действий при ликвидации медицинских последствий различного уровня  Опросники по выявлению пробелов в подготовке специалистов  Теоретический курс, ориентированный на современные рекомендации ведения пациентов в критических ситуациях  Симуляционные задачи

Алгоритм технологии развития

критического мышления
 Фаза вызова  Фаза осмысления новой информации  Фаза рефлексии
вызов 
Актуализация имеющихся знаний
, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и цели деятельности.  М
отивация,
пробуждение интереса к теме, побуждение к работе с новой информацией.
Работа ведется

индивидуально
,
в парах, в группах.

осмысление 
Знакомство
с новой информацией. 
Систематизация,
соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы. 
Выявление
затруднений и противоречий, корректировка целей.
Работа ведется индивидуально или в парах.

рефлексия 
Анализ, интерпретация
, творческая переработка новой информации. 
Рождение
нового знания. 
Анализ и оценка
собственной деятельности в процессе занятия.
Работа ведется

индивидуально
,
в парах, в группах.

«Инвентаризация» - составление списка известной информации Студенты записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
«Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения 
На стадии вызова
студенты, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
На стадии осмысления и рефлексии,
работая с новой информацией,проверяют правильность первоначального выбора.
Прием «ИНСЕРТ» I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking (самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления)
Содержание приема
:
1. Чтение текста с маркировкой: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы 2. Заполнение таблицы
28 Таблица «ИНСЕРТ»
y

+

-

?

Я это знал

новое

!

Конспект

нового

материала

Я думал

иначе

Непонятно,

нужно

разобраться

29 Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
Знаю

(на фазе вызова)

Хочу узнать

(на фазе вызова)

Узнал

(на фазе

осмысления или

рефлексии)

Работа в паре:

что я знаю о

теме урока?

Формулирова-

ние вопросов

(целей)

Запись ответов

на вопросы

(на основе

полученной

новой

информации)

30 Сводная таблица
Тем

а 1

Тема 2

Линия

сравн.

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Су

щес

тв..

Прилаг.



Глагол

Причаст.

Дееприч.

+

+

Род

В

прош.вр.

+

-

+

+

Число

+

+

-

+

+

Падеж

-

+

-

-

-

Время

+

+

-

-

-

Лицо

+

-

-

-

-

Вид

+

+

+

31 «Тонкие» и «толстые» (проблемные) вопросы
Толстые ?

Тонкие ?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете ...?

В чем различие ...?

Предположите, что будет,

если... ?



Кто ?

Что ?

Когда ?



Где?

Согласны ли Вы ...?

Верно ли ...?

32 Чтение с остановками (работа с текстом) Вызов: обсуждение названия текста, предположения о его содержании. Осмысление: остановки по ходу чтения с обсуждением прочитанного и предположениями о развитии сюжета. Рефлексия: выводы о правильности первичных предположений, подведение итогов обсуждения произведения в целом.
33 Кластер
Общес

тво

Система

динамичност

ь развития

люди

сферы

жизни

взаимоот-

ношения

Часть

живой

природы

Общее человека и животного

«
Царь природы»
«Винтик»

34 Синквейн
1

1 слово

Тема (предмет, герой)

Существительное

2

2 слова

Описание

Прилагательные,

причастия

3

3 слова

Действия

Глаголы

4

4 слова

Характеристика,

отношение к теме

1 предложение

5

1 слово

Сущность темы –

образный синоним 1-го

Существительное


Критерии выбора педагогических

технологий
Основанием для выбора технологий обучения является уровень самостоятельности студентов в учебной деятельности. Подбор технологий, направленных на обучение:  видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;  технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;  технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач;  технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;  технологиям по оцениванию ситуации,.