"Атопический дерматит у детей"

Автор: Белисова Наталья Олеговна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ЧПОУ МК "Авиценна"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Атопический дерматит у детей"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ преподавателей
по предмету: Сестринская помощь в педиатрии

специальность: «Сестринское дело»

на тему:

«Атопический дерматит у детей»

Работа выполнена

преподавателем

________________

2016 г.
3

Содержание:
1. Титульный лист 2. Введение 3. Организационно-методический блок - тип занятия - цели занятия - ход занятия - оснащение занятия - литература - схема межпредметных связей - опережающие задания на дом - задания для внеаудиторной самостоятельной работы 4. Блок материалов для обучения 5. Подведение итогов 4
5
I. Введение

I. Введение


Уважаемые коллеги!
Количество людей, страдающих аллергическими заболеваниями, увеличивается в последние годы с катастрофической скоростью. Аллергия – болезнь равных возможностей. Она угрожает каждому человеку вне зависимости от пола, расы или социально- экономических факторов. Причина «взрослой» аллергии кроется в детстве, поэтому так важно обращать самое пристальное внимание на питание малыша и то, что его окружает в первые годы жизни. Аллергию гораздо легче предупредить, чем лечить – об этом должны знать и помнить все медицинские работники! Основным методом работы с пациентом, страдающим аллергическим заболеванием, является консультирование. На сегодняшний день степень участия средних медицинских работников в обучении пациентов неоправданно низка. Именно поэтому все задания методической разработки направлены на совершенствование коммуникативных навыков и умения грамотно обучать родителей маленьких пациентов. Один известный аллерголог заметил, что выявление причинно-значимого аллергена более всего похоже на детективное расследование. Именно поэтому и родилась игра-детектив «Найти и обезвредить!». Опыт применения активных методов обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов, средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками для профессиональной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, совершенствуется умение решать проблемы, развивается речь студентов. На занятиях с использованием игровых технологий осуществляется разностороннее воздействие на личность обучающегося. Игра реализует не только функцию обучения, но и специфические функции: воспитания, педагогической коррекции, педагогического руководства. Цели создания методической разработки:  развить у обучающихся навыки консультирования пациентов;  продемонстрировать возможности игровых методик;  обменяться опытом. Следует понимать, что внедрение активных методов обучения не означает полную отмену традиционных способов организации учебного процесса. Те и другие должны использоваться в комплексе, в оптимальных сочетаниях. Авторские задания, представленные 6 «Надо стараться сделать и предмет учения, и самое учение привлекательными, возбуждая любопытство, владея вниманием, питая воображение, говоря сердцу, - словом, сколько можно действуя на всего человека».

В.А.Жуковский
в методической разработке, могут применяться и вне контекста игры. Они многократно апробированы автором и позволяют сделать обучение более живым и интересным. Для этого случая все задания снабжены пояснениями и примечаниями. Автор надеется, что игра-детектив «Найти и обезвредить!» вызовет интерес, положительные эмоции и приведет в конечном итоге к повышению качества медицинской помощи.
Цветовая схема и обозначения, используемые в методической разработке:
7
Зеленый цвет шрифта сопровождает комментарии автора для

преподавателя.

Зеленый цвет шрифта сопровождает комментарии автора для

преподавателя.
/ /
Синим шрифтом обозначены задания для студентов (аудиторная

самостоятельная работа).

Синим шрифтом обозначены задания для студентов (аудиторная

самостоятельная работа).
/
Бордовым шрифтом и соответствующим символом обозначены

задания для студентов (внеаудиторная самостоятельная работа).

Бордовым шрифтом и соответствующим символом обозначены

задания для студентов (внеаудиторная самостоятельная работа).
/ Курсивом выделены комментарии и пояснения.
8
II. Организационно-

методический блок

II. Организационно-

методический блок

1.
Тип занятия:
комбинированный
. Вид занятия:
практическое.
Продолжительность:
2 часа.
2. Цели занятия:

студент будет знать
:  этиологию, патогенез, клинические проявления, последствия и профилактику атопического дерматита у детей;
студент будет уметь
:  выявить наследственную предрасположенность к аллергическим заболеваниям;  обучить маму правилам ведения пищевого дневника;  обучить маму выбирать продукты для гипоаллергенной и элиминационной диет;  предложить способы устранения аллергенов в окружающей обстановке.
3. Ход
занятия


Этап

занятия

Вре-

мя,

мин

Методы

обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента
1. Организа- ционный момент 5 Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. Записывают в тетради тему и цели занятия. 2. Мотивация 5 Интервью Задает вопросы, обобщает ответы студентов. Отвечают на вопросы, формулируют свое мне- ние, участвуют в обоб- щении. 3. Игра- детектив «Найти и обезвре- дить»
70
Интер- активные Инструктирует студентов, объясняет игровые задания, следит за соблюдением правил, помогает обобщить результаты, подводит итоги игры, награждает победителей Выполняют игровые задания, соблюдают правила, обобщают результаты. 4. Рефлексия 5 Проблем- ный Предлагает студентам обоб- щить изученное на занятии, проанализировать допущен- ные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. Обобщают изученное, анализируют допущен- ные ошибки, оценивают индивидуальную сте- пень достижения целей, причины возникших затруднений и достигну- тых успехов. 5. Подведение итогов 5 Оценивает работу группы, выставляет отметки за за- нятие и комментирует их, дает задание на дом. Записывают задание на дом.
Всего

90
9

4. Оснащение занятия

ТСО:
кодоскоп и кодослайды, мультимедийная установка методическое : рабочие конспекты для студентов, раздаточные материалы, методическая разработка для преподавателя. презентация PowerPoint материальное : доска магнитная или флип-чарт, микрофон, игровые фишки, бейджи для команд, цветные маркеры для пленок, лазерная указка, мяч, образцы сладостей и детского прикорма
5. Литература
1. Научно-практическая программа «Атопический дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика», Москва, 2014. 2. Вачков И.В., Дерядо С.Д. Окна в мир тренинга, СПб, Речь, 2014. 3. Геппе Н.А., Ревякина В.А. Аллергия у детей. Образовательная программа, Москва, 2013. 4. Ильина Н.И., Сидоренко И.В. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями. Москва, 2014. 5. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия, Москва, Просвещение, 2015. 6. Мухина С.А., Соловьева А.А. «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении», Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. 7. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения, Москва, Академия, 2014. 8. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога, Москва, Академия, 2014.
6. Междисплинарные и внутридисциплинарные связи
10
Тема:

«Атопический

дерматит у детей»

Тема:

«Атопический

дерматит у детей»

Терапия
Аллергические заболевания Бронхиальная астма ЗУН: консультирование пациентов по вопросам элиминации аллергенов, диеты
Будущая

профессиональная

деятельность
ЗУН: консультирование пациентов по вопросам элиминации аллергенов, диеты, дифференциальная диагностика атопического дерматита у детей
Синдромная патология
Синдром аллергии Синдром дыхательной недостаточности ЗУН: дифференциальная диаг- ностика кожной сыпи, кон- сультирование пациентов по вопросам элиминации аллергенов, диеты
Основы сестринского дела
Питание и кормление пациента Обучение в сестринском деле ЗУН: правила обучения, консультирование пациентов по вопросам диеты
Дерматовенерология
Аллергические заболевания кожи Псориаз ЗУН: дифференциальная диагностика кожной сыпи, консультирование пациентов по вопросам элиминации аллергенов, диеты
Инфекционные болезни
Рожа Сыпной, брюшной тиф Инфекционный мононуклеоз ЗУН: дифдиагностика кожной сыпи при инфекционных и аллергических заболеваниях
Педиатрия
Бронхиальная астма Краснуха, корь, скарлатина ЗУН: дифференциальная диагностика кожной сыпи, консультирование пациентов по вопросам элиминации аллергенов, диеты
Анатомия
Строение кожи АфО детей ЗУН: строение кожи, анатомо-физиологические особенности детского возраста, предраспола- гающие к аллергии

7. Опережающие задания на дом

8.1. Схема «Ромашка симптомов»
11
Заполните лепестки «ромашки симптомов», вписав патологические

изменения кожи, которые характерны для атопического дерматита у

детей. Используйте материалы лекции и учебника. Эти знания будут

необходимы для успешной работы на практическом занятии!

Заполните лепестки «ромашки симптомов», вписав патологические

изменения кожи, которые характерны для атопического дерматита у

детей. Используйте материалы лекции и учебника. Эти знания будут

необходимы для успешной работы на практическом занятии!
/ /
Здоровый человек
Афо детей Беременность Кормление ребенка до 1 года ЗУН: грудное и смешанное вскармливание, питание беременной, АФО детей

7.2. «Генеалогическое дерево»
1. Генеалогическое дерево должно включать не менее 3-х поколений (можно больше). 2. Составляйте генеалогическое дерево по правилам, известным вам из дисциплины «Генетика»: мужчины обозначаются квадратиком, женщины кружочком (см. пример генеалогического дерева). Родственники одного поколения располагаются на одной линии. 3. Около каждого символа, обозначающего того или иного члена семьи, обозначьте возраст и хронические заболевания, если они имеются. 4. Символы всех лиц, страдающих аллергическими заболеваниями или имевших в анамнезе аллергические реакции на что-либо, заштрихуйте красным цветом. 5. Выводы вы будете формулировать под руководством преподавателя на практическом занятии.
Пример
12 Игорь 18 лет здоров Сергей Петрович 40 лет Хр. бронхит Иван Петрович 49 лет здоров Петр Иванович 71 год ИБС Вера Андреевна Умерла в 62 года от инсульта Лидия Васильевна 39 лет мигрень Василий Егорович умер в 56 лет от рака желудка Мария Григорьевна 62 года Сахарный диабет, аллергия на пенициллин (сыпь) Алина 13 лет нейродермит
Вам предстоит составить генеалогическое дерево своей семьи, чтобы

на практическом занятии выявить наличие или отсутствие

предрасположенности к развитию аллергических заболеваний, а также

проанализировать риск развития таких заболеваний у своих детей.

Вам предстоит составить генеалогическое дерево своей семьи, чтобы

на практическом занятии выявить наличие или отсутствие

предрасположенности к развитию аллергических заболеваний, а также

проанализировать риск развития таких заболеваний у своих детей.
/

Генеалогическое дерево семьи Ивановых

Генеалогическое дерево семьи___________________________
13 /
Ваши выводы о предрасположенности к аллергическим заболеваниям в следующем поколении _______________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________
8. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

8.1. «Кроссворд – головоломка»
1 – животное – друг человека, враг аллергика. 14 /
Решите кроссворд – головоломку. После того как отгадаете все

термины по горизонтали, в заштрихованных клетках по вертикали Вы

сможете прочесть название противоаллергического препарата, а

также повторите и закрепите основные термины. Удачи!

Решите кроссворд – головоломку. После того как отгадаете все

термины по горизонтали, в заштрихованных клетках по вертикали Вы

сможете прочесть название противоаллергического препарата, а

также повторите и закрепите основные термины. Удачи!

1

2

3

4

5

6

7

8
/ /
2 – фактор, провоцирующий аллергическую реакцию. 3 - может быть и аллергологическим, и семейным. 4 – школьный предмет, давший кличку языку. 5 – исключение. 6 – овощ, годный в суп аллергику. 7 - совокупность устойчивых свойств человека или основной закон страны. 8 – медиатор аллергических реакций. 8.2.
Пищевой дневник

Дата,

время

Меню

(блюда, продукты, количество)

Примечания
15 /
Н

а практическом занятии Вы уже научились заполнять пищевой

дневник. А теперь внесите в предлагаемый формат всю еду, которую

Вы ели в течение дня. В последнюю графу выпишите продукты из

вашего меню, которые являются аллергенами. Помните о правилах

заполнения дневника!

Н

а практическом занятии Вы уже научились заполнять пищевой

дневник. А теперь внесите в предлагаемый формат всю еду, которую

Вы ели в течение дня. В последнюю графу выпишите продукты из

вашего меню, которые являются аллергенами. Помните о правилах

заполнения дневника!


8.3.«Дегустация»
1. Обсудите свой вариант с коллегами. Блюда должны быть разнообразными и обеспечивать потребности растущего организма ребенка необходимыми питательными веществами, витаминами и микроэлементами. 2. Рецепт с и способ приготовления запишите в предлагаемом формате. 3. Вам предстоит доказать, что приготовленное блюдо подходит ребенку, страдающему аллергическими заболеваниями. 4. Для выполнения задания вы можете воспользоваться подсказкой, справочниками по диетическому питанию, поваренными книгами, а также помощью мам, бабушек, сестер. 5. Предложенные студентами группы рецепты могут быть объединены на практическом занятии в сборник «Питание ребенка при аллергических заболеваниях». Этот сборник будет полезен при изучении других клинических дисциплин, а также в практической деятельности. 6. Вы попробуете блюда гипоаллергенной диеты и будете точно знать – можно ли кормить ребенка полезно и вкусно! Рецепт
Ингредиенты

Способ приготовления

Подсказка: пищевые продукты по степени аллергизирующей активности
16 / /
Вам необходимо приготовить блюдо для ребенка, страдающего

атопическим дерматитом. На следующем практическом занятии будет

проводиться дегустация.

Вам необходимо приготовить блюдо для ребенка, страдающего

атопическим дерматитом. На следующем практическом занятии будет

проводиться дегустация.

Высокая Средняя Слабая Коровье молоко, рыба, яйцо, куриное мясо, клубника, малина, земляника, черная смородина, ежевика, виноград, ананасы, дыня, хурма, гранаты, цитрусовые, шоколад, кофе, какао, орехи, мед, грибы, горчица, томаты, морковь, свекла, сельдерей, пшеница, рожь Свинина, индейка, кролик, картофель, горох, персики, абрикосы, красная смородина, бананы, перец зеленый, кукуруза, греча, клюква, рис Конина, говядина, баранина (нежирные сорта), кабачки, патиссоны, репа, тыква (светлых тонов), яблоки зеленой и желтой окраски, белая черешня, белая смородина, крыжовник, слива, арбуз, миндаль, огурец 17
III. Блок материалов

для обучения

III. Блок материалов

для обучения


1.

Интервью

Интервью
– это своеобразный диалог с целью получения оперативной, личностной, эмоциональной информации по актуальной и значимой проблеме. Этот метод используется для знакомства с аудиторией, помогает снять психологическое напряжение, определить исходный уровень аудитории, актуализировать междисциплинарные связи, выделить ключевые вопросы и мотивировать обучающихся к дальнейшей работе. Для применения метода желателен достаточный опыт преподавателя, так как часто приходится по ходу действия корректировать содержание вопросов, быть готовым к неожиданным ответам, быстро реагировать на нестандартные ситуации. Перечень вопросов примерный и в каждом конкретном случае (разные преподаватели, различные потенциальные возможности студентов), он может быть дополнен, изменен или расширен. 1. Как Вы считаете количество людей, страдающих от аллергии, уменьшается или увеличивается? 2. Почему количество пациентов постоянно растет? 3. Можете ли Вы назвать свой образ жизни здоровым? Почему? 4. Какие аллергические болезни на Ваш взгляд встречаются наиболее часто? 5. Есть ли среди Ваших родственников и знакомых пациенты с такой патологией? 6. Покупая продукты питания, читаете ли Вы этикетку? Если нет, то почему? Если да, то на что обращаете внимание? 7. Как вы думаете, какие психологические проблемы могут возникнуть у пациентов с распространенным дерматитом? 18
Уважаемые студенты! Вам предоставляется уникальная возможность

почувствовать себя звездами, дающими интервью! Надеюсь, ваши ответы

будут искренними. Мы также отработаем умения: слушать других,

высказываться кратко, емко и по существу, толерантно относится к

чужому мнению.

Уважаемые студенты! Вам предоставляется уникальная возможность

почувствовать себя звездами, дающими интервью! Надеюсь, ваши ответы

будут искренними. Мы также отработаем умения: слушать других,

высказываться кратко, емко и по существу, толерантно относится к

чужому мнению.
/
8. Могут ли высыпания на коже снизить привлекательность человека для противоположного пола? 9. Если бы Вы узнали, что можно посоветовать этим пациентам и их родителям, пригодились бы Вам эти знания?
2. Игра – детектив «Найти и обезвредить!»

2.1.

Формирование команд
Студентам предлагается разделиться на 2 команды. Названия команд могут придумать сами студенты или предложить преподаватель. В команде надо определить лидера, который будет организовывать работу команды и следить за соблюдением правил, а также эксперта (экспертов) для оценки ответов соперников.
2.2.

Цели

2.3.

Правила игры
Для успешного проведения игры и получения результата игрокам необходимо соблюдать определенные правила. Правила сообщаются всем участникам, а также присутствуют на столах команд или на доске (стене). 1. Активность. 19
Акцентируйте внимание на том, что проблема аллергии касается любого

человека, а новые ЗУНы понадобятся не только пациентам, но и друзьям,

родственникам, будущим детям.

Акцентируйте внимание на том, что проблема аллергии касается любого

человека, а новые ЗУНы понадобятся не только пациентам, но и друзьям,

родственникам, будущим детям.
/


Основная цель
: научиться консультировать пациентов и их родителей по вопросам профилактики аллергических заболеваний и предупреждения обострений.


Игровые цели
:  выявить личностные характеристики игроков;  совершенствовать коммуникативные навыки;  развивать умение принимать решение коллегиально;  стимулировать внимание и познавательную активность студентов. Выявление причинно-значимого аллергена более всего напоминает детективное расследование… Утверждение аллергологов
2. Внимание к мнению каждого участника. 3. Говорит только один, остальные слушают. 4. Соблюдение регламента. 5. Уважительное отношение друг к другу. 6. Корректность высказываний.
2.4.

Сценарий игры-детектива «Найти и обезвредить»



этапа

Последовательность заданий

Регламент,

мин.
Введение в игру
5
I этап «Изучение обстоятельств дела и опрос свидетеля»
10
II этап «Загадка генеалогического древа»
10
III этап «Осмотр места происшествия»
15
IV этап «Опознание братьев меньших»
5
V этап «Дело о кормлении»
10
VI этап «Экспертиза продуктов питания»
10
VII этап «Завершение дела»
5

ИТОГО: 70 минут

2.5.

Графическая схема игры
20 /
Следите за соблюдением правил ролей. Правила можно предложить

готовыми или сформулировать вместе с участниками.

Следите за соблюдением правил ролей. Правила можно предложить

готовыми или сформулировать вместе с участниками.

Загадка

генеалогического

дерева

Изучение

обстоятельств

дела

Опрос

свидетеля

Завершение

дела
/ / /

1 этап. Изучение обстоятельств дела
Этот этап позволит погрузить участников в атмосферу игры, мотивировать их, а также сообщить им необходимую информацию.
Статистика знает все!
Аллергические болезни в XXI веке превращаются в глобальную проблему человечества. По статистике, сегодня ей страдает каждый пятый житель нашей планеты: каждый шестой американец, каждый четвертый немец, от 5 до 30% россиян, 17% москвичей. Эти люди вынуждены ежедневно отказывать себе в простых удовольствиях - не могут полакомиться апельсинами и шоколадом, прогуляться по весеннему лесу или погладить домашнего любимца. Международная статистика говорит о том, что за последние два десятилетия заболеваемость аллергией возросла в 3-4 раза, причем заболевание часто протекает в тяжелой форме. И если XX век был веком сердечно- сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения станет веком аллергии. Ничего не предпринимать – значит потерять контроль над ситуацией, и тогда аллергия может остаться с ребенком на всю жизнь и даже перейти в более 21
Осмотр места

происшествия

Опознание братьев

меньших

Дело о

кормлении

Экспертиза

продуктов

питания
/ / / / / / /
Уважаемые студенты! Внимательно слушайте и конспектируйте основные

статистические данные, их можно будет использовать в качестве аргументов для

убеждения беспечных и недальновидных родителей.

Уважаемые студенты! Внимательно слушайте и конспектируйте основные

статистические данные, их можно будет использовать в качестве аргументов для

убеждения беспечных и недальновидных родителей.
Красные щечки малыша – это тревожный сигнал. Пищевая аллергия – это не безобидный недочет раннего детства, который проходит сам собой. Не зря ведь говорят:
“Скажи, что ты ешь, и

я скажу, чем ты болен”.

серьезную форму. Есть такое понятие «атопический марш» - сначала развивается аллергический дерматит, потом аллергический ринит и ОРЗ, а затем бронхиальная астма. Правильное питание и уход за ребенком в первые годы жизни существенно снижают вероятность проявления серьезных аллергических заболеваний во взрослом возрасте.
ТЕСТ «Есть ли у вас склонность к аллергии?»
1. Живете в мегаполисе? 2. Часто принимаете лекарственные препараты? 3. Среди ваших родственников есть аллергики? 4. Курите или окружающие делают это в вашем присутствии? 5. Чувствуете стеснение в груди, выходя зимой на улицу? 6. Склонны к повторным простудным заболеваниям? 7. Много нервничаете? 8. Красите волосы примерно один раз в 3-4 недели? 9. Готовите на газовой плите? 10. Соблюдаете посты или периодически сидите на различных голодных диетах? 11. Вам еще нет 30 лет? 12. Контактируете с лаком, красками, бытовой химией? 13. Спите на перьевых подушках, укрываетесь одеялом на пуху? 14. В детстве у вас не было домашних животных, но теперь вы их завели? 15. Чихаете «залпами», когда заправляете порошком стиральную машину или входите в пыльное помещение? 16. В квартире много книг, ковров, мягкой мебели, плюшевых игрушек? 17. Во время цветения деревьев и трав у вас нестерпимо чешется в носу? 18. Не переносите некоторые продукты? 19. В детстве страдали сильным диатезом? 20. Комариные укусы краснеют, распухают и долго зудят?
От 1 до 6 ответов «да»
. Вероятность стать аллергиком у вас небольшая. Но бывают критические ситуации, когда даже абсолютно здоровые люди начинают реагировать на определенные вещества или физические факторы (холод, жару). Учтите это. Если что, сразу же обращайтесь к врачу. 22
Каждое игровое задание завершайте обобщением. Выводы записывайте на

доске, флип-чарте или прозрачной пленке для кодоскопа. В конце игры

обратите внимание студентов на сформулированный ими перечень

рекомендаций родителям.

Каждое игровое задание завершайте обобщением. Выводы записывайте на

доске, флип-чарте или прозрачной пленке для кодоскопа. В конце игры

обратите внимание студентов на сформулированный ими перечень

рекомендаций родителям.

Попробуйте протестировать своих родственников, друзей, знакомых

и оцените полученные результаты. Сравните свою статистику с

международной.

Попробуйте протестировать своих родственников, друзей, знакомых

и оцените полученные результаты. Сравните свою статистику с

международной.


От 7 до 14 ответов «да»
. Вы предрасположены к аллергии. Чтобы она не нанесла сокрушительный удар по вашей иммунной системе, избегайте стрессов и сигаретного дыма.
От 15 до 20 ответов «да»
. У вас высокий риск пополнить ряды аллергиков. А возможно, это уже случилось. Пора менять окружающую обстановку, привычки и образ жизни!
1 этап. Опрос свидетеля
23
Уважаемые студенты! Определите, какие симптомы появились у малышки?

Назовите элементы сыпи, которые вы видите на рисунках? Для выполнения

задания воспользуйтесь уже заполненной вами схемой «Ромашка симптомов».

Уважаемые студенты! Определите, какие симптомы появились у малышки?

Назовите элементы сыпи, которые вы видите на рисунках? Для выполнения

задания воспользуйтесь уже заполненной вами схемой «Ромашка симптомов».

Результаты тестирования могут лечь в основу исследовательской работы

студентов.

Результаты тестирования могут лечь в основу исследовательской работы

студентов.

Здравствуйте!

Меня зовут Елена.

Моей маленькой дочке

Ксюше исполнилось 5

месяцев.

Все было хорошо, и вдруг

появилась какая-то сыпь:

щеки покраснели, на голове

корочки….

Помогите нам, пожалуйста!

№ 1

№ 3


Это интересно!
Если во время беременности женщина ест яблоки и рыбу, то это сокращает риск возникновения у ребенка астмы и аллергических заболеваний, к таким выводам пришли ученые Великобритании . Положительное же влияние яблок они объяснили наличием в них флавоноидов, а рыба своими удивительными свойствами обязана жирным кислотам омега-3. Это исследование, по сути, совет беременным женщинам придерживаться здоровой, сбалансированной диеты с использованием качественных продуктов. 24
№ 2

№ 4

Уважаемые студенты! Определите, когда Елене следовало начинать

профилактику аллергических заболеваний дочери. Выбранное на схеме место

отметьте каким-нибудь символом.

Уважаемые студенты! Определите, когда Елене следовало начинать

профилактику аллергических заболеваний дочери. Выбранное на схеме место

отметьте каким-нибудь символом.


2 этап. Загадка генеалогического древа

Информация к размышлению
Важным фактором риска для развития аллергии является наследственность. Риск развития атопического дерматита выше в семьях, где родители имеют аллергические заболевания или реакции: если оба родителя здоровы, риск развития у ребенка атопического дерматита составляет 10-20 %, если болен один из родителей - 40-50 %, если больны оба родителя - 60-80 %. 25
Уважаемые студенты! Отметьте символы родственников, страдающих

аллергией. Проанализируйте риск развития аллергических заболеваний у

Ксюши и оцените его в процентах, используя информацию к

размышлению.

Уважаемые студенты! Отметьте символы родственников, страдающих

аллергией. Проанализируйте риск развития аллергических заболеваний у

Ксюши и оцените его в процентах, используя информацию к

размышлению.
Сергей Иванович 51 год ИБС Вера Андреевна 52 года язва желудка Василий Егорович умер в 46 лет от рака желудка Мария Григорьевна 82 года аллергия на пенициллин (сыпь) Иван Алексеевич 60 лет умер от инфаркта Ирина Ивановна 45 лет погибли Евгения Петровна 48 лет поллиноз нет сведений нет сведений
Обсудите возможность оценки состояния здоровья будущих детей до

заключения брака (в том числе с помощью генетического

консультирования), а не только антенатальной профилактики.

Обсудите возможность оценки состояния здоровья будущих детей до

заключения брака (в том числе с помощью генетического

консультирования), а не только антенатальной профилактики.


3 этап. Осмотр места происшествия

Информация к размышлению
26
Уважаемые студенты! Рассмотрите фотографию комнаты Ксюши. Определите

места скопления домашней пыли. С помощью справочных материалов

составьте рекомендации для мамы Елены. Помните, что какие–то аллергены

мы можем убрать полностью, а действие некоторых можем только уменьшить,

но и это даст результат.

Уважаемые студенты! Рассмотрите фотографию комнаты Ксюши. Определите

места скопления домашней пыли. С помощью справочных материалов

составьте рекомендации для мамы Елены. Помните, что какие–то аллергены

мы можем убрать полностью, а действие некоторых можем только уменьшить,

но и это даст результат.
Алексей Сергеевич 25 лет сыпь на ампициллин Иван Сергеевич 30 лет здоров Елена Васильевна 24 года дерматит на латекс Ксения 5 мес Анна Сергеевна 16 лет диатез в детстве Олег Васильевич 18 лет слезотечение весной
Обратите внимание студентов на то, что пациенты могут не знать

диагноза, так как не обращались к врачу. Следует спрашивать не только о

диагнозах, но и о симптомах. На этом этапе каждый студент составляет

прогноз для собственной семьи по результатам опережающего задания

«Генеалогическое дерево».

Наследуется не конкретное заболевание, а предрасположенность к

аллергии!

Обратите внимание студентов на то, что пациенты могут не знать

диагноза, так как не обращались к врачу. Следует спрашивать не только о

диагнозах, но и о симптомах. На этом этапе каждый студент составляет

прогноз для собственной семьи по результатам опережающего задания

«Генеалогическое дерево».

Наследуется не конкретное заболевание, а предрасположенность к

аллергии!

Элиминация
– удаление причинно-значимого аллергена.
Задача медработника
– составление индивидуального плана элиминации.

Справочные материалы для элиминации аллергенов домашней пыли

и клещей домашней пыли

Постель
 Надеть на матрац, подушки, одеяла гипоаллергенные чехлы.  Тщательно проветривать и просушивать на солнце постельные принадлежности.  Использовать постельные принадлежности с искусственными наполнителями, которые легко стираются.  Смена постельного белья (не реже 1 раз в неделю) и стирка при t не менее 60 0 С .  Кровать в течение дня необходимо закрывать покрывалом, чтобы не скапливалась пыль.  Не отправляться в постель сразу после ванны (влажность).
Спальня
 Не хранить что-либо под кроватью.  Дверь в спальню закрывать в течение дня.  Количество диванных подушек и обитых тканью стульев свести к минимуму.  Не развешивать одежду на стульях и не раскладывать на кровати.
Шторы
 Заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся.  Чаще стирать шторы и занавеси в горячей воде.
Ковры
 Ковры и ковровые покрытия следует убрать (особенно из комнаты пациента).
Книги,

украшения
 Убрать в застекленные полки.  Чаще протирать влажной тканью и пылесосить.
Мягкие

игрушки
 Уменьшить их количество.  Чаще стирать при t 60 0 C.  Если игрушки нельзя стирать, то упаковать в полиэтиленовый пакет и убрать на ночь в морозильник (зимой на балкон).
Уборка
 Ежедневная влажная уборка (лучше вечером).  Использование современных пылесосов со специальным фильтром.  Виниловые или деревянные полы легче мыть и содержать в чистоте, поэтому клещам труднее найти там убежище.  Химическая обработка специальными средствами. 27
Напомните студентам, что пациенты не всегда готовы к кардинальным переменам

и не следует торопиться советовать избавиться от каких-либо предметов.

Напомните студентам, что пациенты не всегда готовы к кардинальным переменам

и не следует торопиться советовать избавиться от каких-либо предметов.


Это интересно!
Исследователи выдвинули теорию, что содержание жилища в максимальной чистоте, вполне может стать косвенной причиной учащения аллергии у детей. «В то время как мамы наводят стерильную чистоту, их дети лишаются возможности получить иммунитет естественным путём, - говорит детский аллерголог Мичиганского Университета здравоохранения Марк Макморрис. - Во всём нужно знать меру». Выполнение этого игрового здания можно организовать разными способами:  на кодослайде с интерьером преподаватель отмечает ответы обеих команд маркерами разного цвета (победит команда, пометок которой окажется больше);  каждая команда получает кодослайд со своим вариантом интерьера, отмечает на нем проблемные места, составляет рекомендации и представляет свой ответ (оценивает ответ эксперт соперников). Вне игры используются варианты задач с интерьерами по числу студентов (можно для пары студентов). В этом случае желательно варьировать интерьеры (комната, ванная и т.п.) и задания по элиминации аллергенов (домашняя пыль, плесень и т.п.). В качестве заданий можно использовать цифровые фотографии домашних интерьеров студентов.
4 этап. Опознание братьев меньших

Информация к размышлению
28
Уважаемые студенты! Какое домашнее животное лучше завести Елене:

гладкошерстное (или совсем без шерсти) или лохматое? Свой ответ обоснуйте.

Уважаемые студенты! Какое домашнее животное лучше завести Елене:

гладкошерстное (или совсем без шерсти) или лохматое? Свой ответ обоснуйте.
Сочетание нежной любви к нашим меньшим братьям по разуму и аллергии на них - ситуация неприятная, иногда трагическая. Аллергены содержатся в перхоти, чешуе, шерсти, перьях, пухе, а также в моче, слюне, секрете потовых желез, экскрементах.

Это интересно!
Медики из Национального центра гигиены окружающей среды в Мюнхене выяснили, что если в семьях есть домашние животные, дети вырастают более устойчивыми к аллергии. Дело в том, что постоянный контакт с домашним любимцем является тренировкой иммунной системы, активизирующей ее защитный потенциал. Свои выводы исследователи подкрепляют солидными статистическими данными. Российские эксперты согласны с выводами западных коллег с некоторыми оговорками. Постоянное общение с домашними животными тренирует иммунную систему лишь в том случае, если изначально у человека нет сильных аллергических реакций.
5 этап. Дело о кормлении

Информация к размышлению
29
Напомните студентам, что

чешуйки эпидермиса животного (независимо от

длины шерсти) могут вызвать аллергию, а с

амым "агрессивным аллергеном"

среди домашних животных является не кошка и не собака, а лошадь.

Напомните студентам, что

чешуйки эпидермиса животного (независимо от

длины шерсти) могут вызвать аллергию, а с

амым "агрессивным аллергеном"

среди домашних животных является не кошка и не собака, а лошадь.

Уважаемые студенты! Зачеркните продукты, которые не желательно включать в

питание Ксюши в первые годы жизни? Свой ответ обоснуйте.

Уважаемые студенты! Зачеркните продукты, которые не желательно включать в

питание Ксюши в первые годы жизни? Свой ответ обоснуйте.
Первый год жизни для ребенка с генетической предрасположенностью к атопии является наиболее критическим для развития пищевой аллергии. В настоящее время обостренную чувствительность к различным продуктам питания проявляют около 10% детей первого года жизни.
Выполнение этого игрового здания можно также организовать различными способами (см. задание по созданию гипоаллергенной обстановки).
«Пищевой дневник»
У каждого аллергика свой набор продуктов, ему противопоказанных. Очертить круг своих пищевых аллергенов - задача вполне посильная, хотя и непростая. Аллерголог посоветует маме вести пищевой дневник. Та, возможно, поморщится: память-то на что? Попробуйте вспомнить, что вы ели за обедом три дня назад? Сложно? А симптомы заболевания могут проявиться в сроки от 10 минут до 24 часов и более, часто через 2-3 суток после приема аллергена.
Пример заполнения пищевого дневника

Дата,

время

Меню

(блюда, продукты, количество)

Симптомы

Лек.

преп.

Примечания

(предположе-

ния)

13.00

16.00

Суп овощной (картофель, капуста, морковь) –

100 мл или половина порции.

Пюре картофельное на молоке со сливочным

маслом – 50 гр.

Тефтеля паровая из говядины – 30 гр.

Сок яблочный – ½ стакана

Печенье овсяное – 1 шт.

Кефир 1% - ½ стакана, печенье овсяное – 1 шт.,

груша.

Зуд кожи

усилился.

Овсяное

печенье?

Правила ведения пищевого дневника
. В графе «
Меню
» необходимо записывать всю еду в течение дня, причем важны все ингредиенты блюда, так как аллергию иногда вызывают продукты на первый взгляд довольно безобидные. В графу «
Симптомы
» можно добавить 30
Уважаемые студенты! Внимательно изучите правила и пример заполнения

пищевого дневника. Теперь Вы легко сможете найти ошибки в дневнике,

который заполняла Елена.

Уважаемые студенты! Внимательно изучите правила и пример заполнения

пищевого дневника. Теперь Вы легко сможете найти ошибки в дневнике,

который заполняла Елена.

столбцы по числу основных симптомов пациента. При заполнении дневника имеет смысл отмечать динамику симптомов. В графу «
Лекарства
» вносятся все лекарственные препараты (с указанием дозы и кратности приема), которые принимает в данный момент пациент не только по поводу аллергии, но и для лечения других заболеваний. Графа «
Примечания
» служит для записи соображений и выводов мамы о подозреваемом пищевом аллергене.
Фрагмент пищевого дневника Ксении Новиковой 10 мес

9.00

12.00

15.00

18.00

22.00

Молочная смесь «НАН» - 200 мл

Каша рисовая – 150 мл

Фруктовое пюре – 50 мл

Суп (кабачки. картофель, лук) – 100 мл

Каша гречневая на овощном отваре – 100 мл

Творог детский – 30 гр, печенье – 1 шт.

Кефир «Агуша» – 150 мл

Молочная Смесь «НАН» - 200 мл

Покраснение

щек

Покраснение

щек

Покраснение

щек

Кларитин

6 этап. Экспертиза продуктов питания

Информация к размышлению
Людям с предрасположенностью к аллергии нужно знать маркировку пищевых добавок. К ним относятся:  красители (тартразин, куркумин, кошениль, атоцианин);  консерванты (бензоат натрия, нитрит и бисульфит натрия);  ароматизаторы;  усилители вкуса (глютамат натрия, аспартам, ванилин);  эмульгаторы;  загустители;  заменители сахара и т.п. 31
Ошибки: нет динамики симптома и дозы лекарства; не указано, на чем сварена

рисовая каша и приготовлен суп, из каких фруктов сделано пюре, какое именно

печенье съела девочка. Закрепить умения поможет внеаудиторная работа.

Ошибки: нет динамики симптома и дозы лекарства; не указано, на чем сварена

рисовая каша и приготовлен суп, из каких фруктов сделано пюре, какое именно

печенье съела девочка. Закрепить умения поможет внеаудиторная работа.
Европейская комиссия исследует влияние пищевых красителей и консервантов на детский организм. Помимо провокации аллергии и хронических заболеваний пищеварительного тракта ученые говорят о гиперактивности, беспокойстве и агрессивности, которые может вызвать даже самый незначительный процент синтетических добавок. Ученые призывают родителей воздержаться от покупки цветных лакомств и заменить их свежими овощами и фруктами.
Уважаемые студенты! Внимательно изучите состав продуктов на упаковках

с конфетами. Обратите внимание на наличие пищевых добавок. Дайте

рекомендации маме Елене, можно ли будет покупать эти конфеты для

Ксюши?

Уважаемые студенты! Внимательно изучите состав продуктов на упаковках

с конфетами. Обратите внимание на наличие пищевых добавок. Дайте

рекомендации маме Елене, можно ли будет покупать эти конфеты для

Ксюши?




7 этап. Завершение дела

Итак, детективное расследование успешно завершено.

Давайте подведем итоги и дадим окончательные рекомендации маме

маленькой Ксюши.
1. Профилактика аллергии начинается с момента зачатия и продолжается после рождения ребенка. Беременной женщине и кормящей маме необходимо питание из здоровых, качественных продуктов, не вызывающих аллергии. Курение матери повышает риск развития аллергии! Вскармливать ребенка необходимо грудным молоком. 2. Аллергическая наследственность – не приговор! Правильное питание и уход за ребенком в первые годы жизни существенно снижают вероятность проявления серьезных аллергических реакций во взрослом возрасте, а иногда сводят их к нулю. 3. С возрастом в спектре аллергенов ведущими становятся ингаляционные аллергены: клещевые, пыльцевые, плесневые, пылевые и т.п. Необходим постоянный контроль за окружающей средой. 4. Вопрос о заведении домашних питомцев следует решать вместе с врачом- аллергологом. 32
Зайдя в супермаркет, поупражняйтесь в устном счете: сколько в

среднем пищевых добавок содержится в продуктах, популярных среди

детей? Обсудите результаты на занятии.

Зайдя в супермаркет, поупражняйтесь в устном счете: сколько в

среднем пищевых добавок содержится в продуктах, популярных среди

детей? Обсудите результаты на занятии.
Почему не тает драже «М-энд-М»? В составе конфет в качестве глазирующего вещества указан воск карнаубский. Он применяется в производстве средств по уходу за обувью и в производстве декоративной косметики, чтобы тушь не сыпалась и помада не растекалась. Специалисты в области безопасности продуктов питания советуют родителям немедленно исключить из рациона своих чад сомнительные красители и консерванты.
5. Бороться с пищевыми аллергенами на самом деле не так трудно. До трех лет питанию детей-аллергиков следует уделять самое пристальное внимание – при соблюдении рекомендаций есть шансы навсегда победить пищевую аллергию. 6. Приобретая продукты питания для ребенка-аллергика, необходимо изучать состав, указанный на этикетке, обращая внимание на наличие консервантов, красителей, ароматизаторов, эмульгаторов и т.п. 33
СПАСИБО!

СПАСИБО!

IV. Подведение итогов

IV. Подведение итогов


1.

Рефлексия

2.

Подведение итогов

Большинство медицинских работников, так или иначе, имеют дело

с больными аллергическими заболеваниями.

Вы можете изменить ситуацию. Помогите преодолеть аллергию!
Древнегреческий историк и философ Геродот сказал: «Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко даются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят». 34
При проведении рефлексии особое внимание следует обратить

на те моменты, которые студенты отметят как сложные, для того

чтобы отработать их на практическом занятии «Бронхиальная астма

у детей».

Следует также обсудить активность студентов, их впечатления

от работы. Удалось ли почувствовать чувство локтя в команде?

Заинтересовала ли их подача материала? Есть ли критические

замечания?

При проведении рефлексии особое внимание следует обратить

на те моменты, которые студенты отметят как сложные, для того

чтобы отработать их на практическом занятии «Бронхиальная астма

у детей».

Следует также обсудить активность студентов, их впечатления

от работы. Удалось ли почувствовать чувство локтя в команде?

Заинтересовала ли их подача материала? Есть ли критические

замечания?


Действуйте, и все задуманное осуществится!

Действуйте, и мир вокруг вас удивительным образом изменится!

Действуйте, и даже ошибки будут приближать вас к победе!
35