"Организация учителем рефлексивной деятельности учащихся при личностно-ориентированном подходе к обучению"

Автор: Зондуев Бабасан Доржиевич
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Организация учителем рефлексивной деятельности учащихся при личностно-ориентированном подходе к обучению"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ
»
Зондуев Бабасан Доржиевич, ГАПОУ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта», преподаватель английского языка В последние годы в педагогической практике рефлексии уделялось недостаточно внимания, и потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учащихся, в ней отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого идет закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу по-другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки. Я рассматриваю условия обучения выхода в рефлексию, а также, основываясь на личном педагогическом опыте и опыте коллег-учителей английского языка, приводит примеры некоторых возможных приёмов рефлексии на уроке. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия – способность осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.). Рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку своей деятельности и ее результатов. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы). Грамотно применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого-педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые "высвечиваются" из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях
бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на "знаниевых" продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов. Необходимое условие обучения выходу в рефлексию, в рефлексивную позицию - изживание широко бытующего в практике обучения "культа знаний", при котором знать - хорошо, а не знать – плохо. Необходим другой подход, при котором снимается атмосфера напряженности и страха не знать, не угадать "правильный ответ"; при котором "знание о своем незнании" становится ценностью большей, чем знание как таковое. Второе необходимое условие обучения умению и готовности выходить в рефлексивную позицию - это внедрение идеологии сомнения и критики. Эта идеология подразумевает всяческое поощрение и стимулирование несогласия и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны учеников. Необходимо обучать ребенка умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект с разных точек зрения. Необходимо всячески поощрять наличие собственного мнения, видения, в том числе и несогласие с общепринятой точкой зрения, с точкой зрения учителя. Помимо этого, необходимо формирование установки на "отчетность", готовности ответить в любой момент на вопрос "Что ты делаешь?", "Зачем ты это делаешь?", "Каким образом ты это делаешь?" и т.д. Сначала эти вопросы, как правило, приходится задавать учителю, но постепенно учащиеся начинают сами задавать их друг другу, а затем и самим себе. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это уроки рефлексии; элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. В основе коммуникации в процессе обучения должны быть соблюдены следующие основополагающие принципы диалога: свободный обмен мнениями между равноправными собеседниками; выявление позиции и аспекта видения каждого участника коммуникации; возбуждение самопознания (рефлексии) посредством целенаправленных вопросов; применение иронии и шутки как способа активизации мышления; применение аналогий; выявление противоречий на уровне схематизации. Важно также и постоянное поддержание повышенного эмоционального фона при интерпретациях, ролевых играх и дискуссиях. Активизирует рефлексию учащегося и прием «прогнозирования», поскольку для того, чтобы ответить на вопросы типа "Что будет дальше?", "О чем, по-вашему, текст с данным заголовком (начинающийся следующими словами)?", "Чем закончится данный рассказ?" и т.д., необходимо, прежде всего, ответить на вопросы типа "Что это?", "Что происходит?" и тому подобные, непосредственно выводящие обучаемого в рефлексивную позицию вопросы. Анализ текстов дает возможность перенести имеющиеся рефлексивные позиции на самих учащихся и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения. Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Вначале у школьников преобладают формальные цели ("хочу получить пятерку", "хочу выучить15 новых слов"). Учитель обращает внимание учеников на более важные смысловые цели ("хочу научиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова"), а также творческие цели ("хочу сочинить стихотворение", "хочу создать видеожурнал"). Под руководством педагога каждый ученик учится формулировать все три типа целей. Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.
Существует множество форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником. Можно выделить следующую классификацию видов рефлексии: • рефлексия настроения и эмоционального состояния; • рефлексия содержания учебного материала; • рефлексия деятельности. Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах [22,1-15]. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ. Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики. В конце урока можно провести такую "игру": На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – ( работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.) . Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Учителя часто пользуются цветовыми карточками для диагностики эмоционального состояния учащихся. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого. Каждому виду настроения соответствует определённый цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние. Если учитель хочет закончить урок на наиболее высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. Здесь уместны более глубокие варианты рефлексии. Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "На этом уроке меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; “Для меня стало открытием, что …” “Мне показалось важным …” "Меня удивило…" и т. п. Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. На уроке я работал… активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я… доволен / не доволен 3.Урок для меня показался… коротким / длинным/ легким / трудным 4.За урок я… не устал / устал 5.Мое настроение… стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был… понятен / не понятен/ полезен / бесполезен /интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется… интересным / неинтересным и т.д. Учитель иностранного языка может создать и использовать словарь настроений, содержащий перечень на английском языке различных эмоциональных состояний человека. Работа строится следующим образом: в начале урока дети выбирают определение, которое соответствует его настроению. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? • Что не оправдалось и почему? • Мои и наши перспективы? Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному - два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока. Для письменного выполнения ребятам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «+» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей, соотносящихся с содержанием урока. Афоризмы можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы. Целесообразно на этапе рефлексии еще раз вспомнить и акцентировать внимание учащихся на эффективности работы с использованием алгоритма, т.е. в определенной последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы (проблемы) учащиеся, работая над проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия, даны функциональные смысловые, содержательные опоры Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Приём "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется внимание учащихся. Можно привести ещё множество приёмов рефлексии, желательно, что бы любой рефлексивный вывод имел позитивную практическую направленность: СЧИТАЮ СВОЮ РАБОТУ УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи ( варианты этого вопроса) Как я этот подход применю в других видах деятельности. Как новое знание ( умение) изменило меня, как я буду применять его в жизни? МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить для того, что бы работа была удачной? Как я этот вывод применю при других видах работы? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду использовать в жизни? Если ребенок рефлексирует , что ему было ТРУДНО, то должен быть найден позитивный выход из трудности. ЕСЛИ НЕ ИНТЕРЕСНО, то как бы я хотел изучать материал так, что бы мне было интересно ? Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов. А разве не является нашей главной учительской задачей подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире? Главное, чтобы навык рефлексии вошёл в привычку: постоянно оценивать свои поступки - что я делаю, зачем.... Тогда вырастает Личность, способная к мышлению, а не человек, "делающий и живущий как все". Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, пожалуйста, сделайте ссылку на них в разделе «Литература». Не копируйте чужие доклады и материалы, так как авторы сегодня активно отслеживают свои права в интернете и предъявляют серьезные претензии. Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме
полужирного
и курсива, также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется. Пожалуйста, не меняйте колонтитулы и формат расположения текста. Ваш доклад точно должен вписаться в этот шаблон, чтобы при верстке ничего не поехало, и не создало дополнительных проблем. Если крайне необходимо вставить в текст схемы и таблицы, постарайтесь, чтобы они были в границах этого текста.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно– методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008. В.Г.Богин Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности school-1articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob.htm,