"Использование устного народного творчества в развитии речи детей".

Автор: Гревцева Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 258"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование устного народного творчества в развитии речи детей".
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование русского народного творчества

в развитии речи детей.
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» К.Д.Ушинский Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В современном мире ребенок все больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, поговорки и многие другие жанры малого фольклора) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшего дошкольного возраста. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек, называют одну - «Сорока – белобока…». Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. В нём, как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор – вот одно из действенных ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, вступить в общение с другими детьми, задать вопросы, договориться с партнерами об игре, обсудить действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая устная речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению к школе. Мы знаем, какими темпами увеличивается число детей, имеющих нарушения речи. Существует много средств по устранению недостатков речи и использование в логопедической работе малых фольклорных жанров является одним из них. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. На Руси, главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту народного фольклора страстно выступали такие писатели как Корней Иванович Чуковский, Самуил Яковлевич Маршак и другие писатели. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «…А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!...» Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это и задушевные, нежные колыбельные песни, которыми женщины убаюкивают своих детей; это и игры – забавы с маленькими детьми (такие
как “Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), а также потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, считалки, заклички, сказки, загадки, которые являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Включение малых жанров фольклора во все направления коррекционной работы предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:  развитие фонематического слуха;  коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков;  исправление нарушений слоговой структуры слов;  работа над просодическими компонентами;  развитие связной речи и лексико-грамматического строя;  развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики. Фольклор обладает ритмической организованностью склада речи, звучным ритмом и рифмой, выразительной интонацией. Дети младшего дошкольного возраста легко откликаются на звучащую народную речь. Все мы знаем, что первая встреча детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством начинается с потешек, песенок и хороводов. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, он певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух. Знакомство с потешками хорошо сопровождать рассматриванием картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривают игрушку, педагог рассказывает им о персонаже потешки, её особенностях, объясняет значения
новых слов. И как результат - дети с удовольствием включаются в процесс заучивания и рассказывания. При выборе речевого материала для автоматизации звука в чистоговорках, стихах, в коротких, а затем в длинных рассказах, и, наконец, в разговорной речи, как логопед, так и воспитатели используют различные фольклорные элементы: колыбельные песни, докучные сказки, детские народные песни, детские сказки, скороговорки, небылицы, перевертыши, дразнилки, загадки, былины. Они улучшают работу артикуляционного аппарата, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух, пробуждают у детей интерес к окружающему миру, развивают речь, логическое мышление, воображение, чувство юмора, носят воспитательный характер. Дразнилки и небылицы отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах, т.е. в дразнилках. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Немаловажную роль в работе с детьми играет изучение народных примет. С их помощью можно расширить словарный запас детей, автоматизировать звуки, развивать фонематический слух. Они помогают знакомить детей с ритмичностью народного календаря. Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. Приметы - • помогают расширить словарный запас детей; • способствуют развитию слуховой памяти;
• дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение; • развивают фонематический слух; • оказывают помощь в автоматизации звуков речи; • знакомят с ритмичностью народного календаря. Особый вид устной поэзии - пословицы и поговорки. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. Например: «А Васька слушает да ест». «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». Говоря о малых народных формах фольклора, нельзя не сказать и о скороговорках, чистоговорках. Учителя-логопеды используют на этапе автоматизации или дифференциации звукопроизношения скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий
повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Нет ни одного человека, который бы не знал что такое загадка. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью. Поэтому, каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка — это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. В старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, но они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Причины таких ошибок:  невнимательно слушают загадку;  не запоминают полностью содержание загадки;  при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;  не имеют достаточных знаний о загаданном;
 не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. Гениальными произведениями народа являются сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей на протяжении всего дошкольного возраста, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Уже дети среднего дошкольного возраста, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Лучшему пониманию сказок помогает их инсценирование с помощью театральной деятельности. Включение ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию просодической выразительности детской речи, поскольку именно просодическими средствами обеспечивается выразительность и эмоциональность звучащего слова. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие компоненты речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, модуляция голоса, логическое ударение, дикция. Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, быстро запоминается, поэтому легко воспроизводится детьми, что позволяет усиленно работать над интонационной выразительностью детской речи. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Он интересен своей доступной, понятной детям формой. И, в конце концов, решает проблемы, столь интересующие нас, а именно - преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Таким образом:  расширяются детские представления об окружающем их мире,  формируются первоначальные знания о национальной культуре своего народа,  обогащается лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
 речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,  усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением,  улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Следующие слова подведут итог всему вышесказанному: Если ребенок родился и рос, На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков он в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет.