Технологическая карта урока "Географические координаты"

Автор: Бюльгер Юлия Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г.Полярный Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Географические координаты"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая

карта

урока

по

теме

«

Географические

координаты

:

широта

и

долгота

».

1.

ФИО: Бюльгер Юлия Николаевна

2.

Место работы:
МБОУ «Гимназия» г.Полярный
3.

Должность:
учитель географии
4.

Предмет:
география
5.

Класс:
6
6.

Тема и номер урока в разделе:
«Изображение земной поверхности». Урок 12-13 «Географические координаты: широта и долгота».
7.

Используемые учебник и учебные пособия:
-Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. М.: Дрофа. 2014 г. -Т. А. Карташева, С. В. Курчина. География. Начальный курс. . 6 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2014 г.
-
Атлас. География» 6 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
-
Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
-
Электронное приложение к учебнику.
8. Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
9.

Цель урока:
формирование умений определения географических координат по географическим картам и глобусу.
10. Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
11. Планируемые результаты. Предметные
результаты обучения: учащийся должен уметь - объяснять значение понятий: «географическая широта», «географическая долгота»; определять (измерять) географические координаты точки, местоположение географических объектов; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
Метапредметные
результаты обучения: учащийся должен уметь - ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

Личностные результаты обучения
: учащийся должен обладать - ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
12. Методы обучения:
наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
13. Приемы обучения:
анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
14. Оборудование:
глобусы ученические, настенные карты полушарий и России, атласы по географии для 6 класса, ПК и интерактивная доска.
15. Используемые ЦОР:
Электронное приложение к учебнику географии 6 класса. Презентация «Географические координаты»,
ресурс

Анимация "Определение географических координат"
files.school-collection.edudlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif
16. Продолжительность урока:
40 мин.
17. Структура и ход урока:

Технологическая карта



Этап урока

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативн

ые

Личностные
1. Организационный момент (1мин.) Включение в деловой ритм: оценка чувства комфортности учеников, готовности рабочего места, создание ситуации успеха. (слайд 1) Подготовка необходимого оборудования (атлас, линейка, контурная карта). Формирован ие норм и правил поведения в социуме. 2. Проверка выполнения д.з.
Индивидуальный опрос
– работа с карточками (3 – 4 Ответы учащихся на поставленные вопросы, работа Формирование географических
Познавательные

УУД:
подведение Самоопредел ение.
по теме «Глобус- модель Земли. Меридианы и параллели». (5 мин.) ученика);
фронтальный опрос
: 1.Что такое глобус? Чем он отличается от карты? 2.С какой целью на глобусе и карте указывают масштаб? Приведите примеры карт с различным масштабом. Что он означает? 3.Для чего нужны параллели и меридианы? 4.Объясните географическое значение слова «ориентироваться». Найдите на карте объект диаметрально .противоположный
г.

Мурманску

5.
Покажите на карте экватор и нулевой меридиан. Найдите их место пересечения. (слайды 9,10) у карты полушарий и с глобусом. знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач. под понятие. 3. Установка познавательной задачи и целеполагание. (1 мин.) Стихотворение о карте и географических координатах (слайд 11,12) Слушают стихотворение и определяют проблему (как найти адрес объекта на карте?); планируют дальнейшую работу.
Познавательные

УУД:
логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы Самоопредел ение. 4. Изучение нового материала. (21 Введение понятий географические Умение формулировать
Познавательные

УУД
Формирован ие
мин.) координаты, широта и долгота. • Вспомните, какая параллель находится в центре?
Глобус делит ровная

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг.

Назови границу, друг.
• На какие полушария она делит? Памятное место в Эквадоре!!!
Правила определения

широты.

Практические задания на

определение

географической широты

(
учитель оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы). Отвечают на поставленные вопросы, работают с картой полушарий. Выступают с индивидуальным заданием. Слушают учителя, формулируют определения и правила, читают их вслух, записывают в тетрадь, находят необходимую информацию в учебнике. Выполняют у доски и в тетради практическую работу (вслух проговаривают «Определяя широту…., я делаю так….»). Отвечают на поставленные вопросы, работают с картой определения географические координаты, широта и долгота.
1.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2.
Работать с различного рода информацией.
3.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
4.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, про- изводить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. коммуникати вной компетенции в общении и умении слушать.
 Какой меридиан является начальным?  На какие полушария он делит Землю?
Правила определения

долготы.

Практические задания на

определение

географической долготы

(
учитель оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы).
(
слайды 13-26) Показ анимации «Определение географических координат» полушарий. Слушают учителя, формулируют определения и правила, читают их вслух, записывают в тетрадь, находят необходимую информацию в учебнике. Выполняют у доски и в тетради практическую работу (вслух проговаривают «Определяя долготу…., я делаю так….»). Просмотр анимации 5. Физкультминутка. (2 мин.) Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться , разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, пять - руками помахали, шесть - на место тихо сели. 6. Закрепление. Итоги. (6 мин.) Практическая работа в игровой форме Выполняют практическую работу в контурной карте с Умение выполнять
Регулятивные

УУД
Формирован ие
«Получены сигналы SOS. Известны их координаты. Определите на карте тот район, где люди терпят бедствие. Какие меры вы бы предприняли, если бы руководили спасательной службой? Нанесите эти объекты на контурную карту.» •
1) 55° ю ш, 14° в д

2) 56° с ш, 38° в д

3) 60° с ш, 30° в д
Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы. Проверяет выполнение работы. (слайд 27) взаимопроверкой. учебные действия в соответствии с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой
1.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. ответственно го отношения к учению. 7. Домашнее задание. (1 мин.) (слайд 28)
Познавательные

УУД
: настрой на структурирование Формирован ие ответственно
знаний, поиск информации го отношения к учению 8. Рефлексия. (3 мин.) Даѐт задание учащимся на листочках оценить свою дея- тельность на уроке. Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.
Регулятивные

УУД:
умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат Самоопреде ление в дальнейшей деятельност и.
Литература:
1. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 3. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 4. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 . 5. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 6. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г