"Экспериментальная деятельность как развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет с ЗПР"

Автор: Пикалова Ольга Васильевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: город Первоуральск
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность как развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет с ЗПР"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Экспериментальная деятельность как развитие познавательного интереса

у детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет с ЗПР

(из опыта работы)
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Проблема развития ребёнка, подготовка его к школе сложна и актуальна, её решение неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса, одним из значимых условий которого выступает детское экспериментирование. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Осуществляя экспериментальную деятельность с детьми, мы, педагоги старшей группы для детей с задержкой психического развития, создавали в группе условия, как в лаборатории: дети сидели за лабораторными столами, одетые в белые халаты, использовали специальное оборудование: прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения, воронки, палочки, фильтровальную бумагу. А чтобы экспериментальная работа детей, проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, мы всегда помнили и соблюдали следующие правила:  перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи;  вместе с детьми найти пути достижения цели;  любой опыт включает специально организованное наблюдение;  после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о результатах опыта;  необходимо обеспечить связь опыта с реальной жизнью детей. Перед собой мы ставили следующие задачи:  развивать познавательный интерес к изучению живой и неживой природы;  расширить и обогатить знания для осмысленной самостоятельной экспериментальной деятельности;  способствовать овладению общей стратегией осуществления экспериментальной деятельности в определённой последовательности;  совершенствовать исследовательские умения и навыки, значимые для изучения конкретных и обобщенных явлений (вслушиваться, всматриваться и др.);  развить социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;  развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Осуществление экспериментальной деятельности с детьми проводили, используя ряд принципов:  стимулирование любознательности ребёнка;  передача инициативы от взрослого ребёнку;  безоценочность;
 поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;  эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. В практической работе с детьми мы использовали такие темы, как: 1.
«Свойства льда». «Лёд — «твёрдая» вода».

Цель:
Познакомить детей со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твёрдый). Учить искать ответ практическим путём. 2.
«Вода и лёд».

Взаимодействие воды и льда»; «Взаимодействие снега и льда».

Цель:
Формировать знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни. Выявить особенности взаимодействия воды и льда. Выяснить природу образования инея. Учить искать ответ практическим путём. Развивать стремление к самостоятельному познанию. 3.
«Вода - растворитель».

«Вода - растворитель». «Всегда ли вода—растворитель?»

Цель:
Развивать представления о свойствах воды. Показать, что не все вещества растворяются в воде, вода прозрачная, но может изменять свою окраску. Учить искать ответ практическим путём. 4.
«Объём воды».

«Где воды больше?»; «Узнаем какая вода?»

Цель
: Выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объёме воды. Выявить, имеет ли вода форму. Развивать любознательность, стремление к самостоятельному познанию.
5. «Почва». «Свойств песка». «Свойства глины».

Цель
: Дать представление о свойствах песка и глины. Учить искать ответ. практическим путём. Развивать стремление к самостоятельному познанию.
6. «Воздух. Как его обнаружить».

Цель:
Развивать представления о свойствах воздуха. Показать, что вокруг нас есть воздух, он не видим, но его можно обнаружить. Учить искать ответ практическим путём. 7.
«Движение воздуха - это ветер».

«Ветер в комнате»; «Определение направления и силы ветра».

Цель
: Дать представление о ветре. Показать, что движение воздуха
-
это ветер, что направление и силу ветра можно определить с помощью приборов. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Учить искать ответ практическим путём. 8.
«Солнце»
.
«Какие предметы нагреваются на солнце быстрее?»

«Когда солнце греет сильнее?»

Цель:
Установить зависимость теплопроводности предметов от материала, из которого они изготовлены. Учить искать ответ практическим путём. Развивать стремление к самостоятельному познанию.
Предусмотренная экспериментальная деятельность осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап.
Познавательная задача для детей существовала в скрытом виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждала к действиям. Для достижения «открытия» нового предмета деятельности необходимо было разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными «волшебными» предметами и явлениями. Основная роль здесь отводилась взрослому (учителю – дефектологу, воспитателю), которые демонстрировали предметы и показывали их возможности. На этапе открытия предмета деятельности дети проявляли интерес, внимательно следили за действиями экспериментаторов, помогали им. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы: наблюдение на прогулке, за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?» для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый). Педагоги вместе с детьми разбирали предлагаемую ситуацию и описывали выбранные предметы, их особенности и различные возможности действия с ними, направлял мысли детей так, чтобы в результате они из всех названных признаков предмета, выделили основные. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации. Дети выдвигали готовые словесные решения без обращения к практическим действиям. На этой основе у них возникали вопросы, с помощью которых они стремились познать то, что им ещё не было известно и не совсем понятно.
Второй этап.
Осуществлялась совместная деятельность родителей и детей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Через различные виды наглядной агитация, индивидуальные беседы, консультации, мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, домашние задания которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке, потом проверяли, беседовали с родителями и детьми. Как показал опыт, взрослые, исследуя материал вместе с ребёнком, помогали ему справиться с возникающими трудностями, но в целом старались сделать так, чтобы ребенок работал самостоятельно.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). В результате выполнения экспериментов, дети пытались анализировать предметы, находили в различных предметах сходство и на основе этого делали образное сравнение. Вопросы детей носили познавательный характер и свидетельствовали о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.
Третий этап.
Заранее подготовленная подгруппа детей демонстрировала полученные навыки проведения эксперимента ребятам из другой подгруппы. Это в наибольшей степени стимулировало детей к поиску новых возможностей в различных поисковых ситуациях. Показ различных способов действия позволял воспитанникам воспользоваться новой возможностью обращения с материалом. Во время проведения экспериментов дети общались, задавали друг другу вопросы, высказывали свои догадки, которые являются показателями интереса ребёнка к тому, что он делает. Эксперименты вызвали большой интерес у детей, они активно придумывали ответы, приходили к общему мнению. Данный этап подразумевал самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребёнка. Роль взрослого заключалась в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок. На этом этапе у детей проявились яркие индивидуальные предпочтения. Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом. На новом уровне проявлялась инициатива, а, следовательно, и познавательный интерес. Обязательным условием эффективности работы в организации опытно- экспериментальной деятельности является диагностика. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.