"Роль сетевых образовательных проектов в развитии коммуникативной компетенции учащихся"

Автор: Зондуев Бабасан Доржиевич
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ "БРТАТ"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сетевых образовательных проектов в развитии коммуникативной компетенции учащихся"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Доминирующая роль сетевых образовательных проектов в развитии

коммуникативной компетенции учащихся
Зондуев Б.Д. преподаватель английского языка ГАПОУ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта» Главная цель обучения иностранному языку в школе – развитие коммуникативной компетенции, или обучение общению на иностранном языке. Благодаря сети Интернет, учащиеся получили доступ к богатейшим информационным ресурсам. Сегодня, наряду с традиционными формами освоения образовательных программ, становится актуальной реализация различного рода проектов в глобальной сети Интернет. Появилась возможность общаться со сверстниками из других городов, регионов и стран. Перспектива сотрудничества создает мощную мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Совместная работа стимулирует к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке собственных результатов. При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое, учится в сотрудничестве со сверстниками. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. Специфика сетевых проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Учащиеся стремятся расширить свой кругозор о странах изучаемого языка, их географии, истории, культуре, работая с разнообразными иноязычными источниками информации, и в то же время, рассказывают миру о своей стране, родном городе, школе. Включение моих учащихся в проектную сетевую деятельность начиналось постепенно: сначала это были школьные проекты, не требующие сотрудничества в сети Интернет («Тайны Рождества», «Легенды старой Англии»), а затем, по мере овладения проектными технологиями и средствами ИКТ,- проекты более высокого уровня. Участвуя в них на конкурсной основе, ребята могли сравнивать результаты своей исследовательской работы с результатами учащихся из других школ. Свой первый опыт работы подобного плана мои учащиеся приобрели, подключившись к сетевому межмуниципальному проекту «Discoverer-2012/ «Исследователь-2012»». Проект проводился по теме «Utah - the place we 'd like to visit/ «Юта – место, которое мы бы хотели посетить». Почему Юта? Дело в том, что Бурятия через содействие Российского Фонда мира укрепляет побратимские связи с двумя американскими штатами: Арканзас и Ютой, а город Улан-Удэ является городом- побратимом Беркли. Высокий уровень мотивации моих учеников поддерживался ещё за счёт обмена впечатлениями от моей недавней учительской стажировки в общеобразовательных учреждениях Беркли. Целями сетевого проекта «Discoverer-2012» были: - подготовка учащихся к межкультурному общению, формирование ценностно- ориентационных представлений учащихся о мире;
- социокультурное развитие учащихся средствами английского языка; - развитие коммуникативных компетенций обучающихся и повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений в области информационных технологий; - развитие умений самообразования, творческого поиска, самостоятельного подхода к образованию. В проекте участвовали ребята из 13 районов нашей области. Участие обогатило моих учеников опытом работы в команде, умениями планировать свою деятельность, работать с большим количеством информации, осуществлять её отбор и представление с использованием современных сервисов web2.0 . Так, ими были освоены технологии создания учебного фильма, on-line презентации с использованием сервисов Prezi, Stixy, работа в рамках веб-квеста. Конечно, лучше самих ребят никто об этом не скажет: « Работа над проектом дала нам возможность больше узнать о жизни в Америке и штате Utah. Очень важно, что мы научились работать в команде, хотя мы представляем учащихся разных групп. Считаем, что при работе над заданиями проекта у нас значительно улучшилось произношение английских слов. Особенно старались говорить красиво и выразительно при создании фильма, когда чувствовалась ответственность, что выступаешь перед зрителями и слушателями. Важно, что научились применять новые современные технологии. Рады, что приняли участие в подобной коллективной работе, хотя она учитывала личные интересы каждого». В этом году была продолжена работа над второй частью проекта, когда бурятские школьники делятся сведениями о культурно-исторических и экологических памятниках региона со сверстниками. Новый проект регионального уровня “Our region: Known and Unknown”проходит по адресу: Создавая условия для мотивации учащихся к изучению истории своего родного города и развития лингвистической, речевой и языковой компетентностей учащихся средствами сетевых информационно-коммуникационных технологий, мы обеспечиваем достижение воспитательных целей. Проект нацелен на воспитание чувства патриотизма, формирование интереса к стране изучаемого языка и историческому наследию своей малой родины, воспитание толерантности к иноязычным государствам, воспитание культуры общения. В качестве развивающих целей рассматриваем развитие эрудиции учащихся, развитие навыков самостоятельной поисковой работы и навыков работы в интернет-сервисах. Все, без исключения, участники первого проекта изъявили желание заниматься продолжением исследовательской работы. Имея уже начальный опыт работы над сетевым проектом, моим ребятам было несложно распределить роли и обязанности внутри группы, скоординировать свою деятельность (разве не эти умения требуются от современного школьника?). В рамках нового проекта дети пробуют себя в разных социальных ролях: менеджер туристического агентства, гид-экскурсовод, участник экологической экспедиции “Green Earth”. Они рассказывают об экологических проблемах своей местности и предлагают пути их решения, ведут поисковую работу об известных памятниках природы на территории Республики Бурятия, разрабатывают экскурсию с включением информации об исторических, географических фактах и экологических факторах развития своего города. Продуктами проекта являются буклеты, сайты, веб-квесты, публикации. Но главное – не это! Главное – это освоение нового, овладение новыми знаниями и умениями.
Ребята освоили технологии создания интерактивного плаката в сервисе Glogter: и электронной книги в сервисе Zooburst. Т.к оба проекта проходили при тесном сотрудничестве с Бурятским отделением Российского Фонда мира, то я не мог оставить без внимания празднование международного Дня мира 21 сентября. РМО учителей иностранных языков, был разработан и реализован сетевой проект «Мир глазами детей». Целью этого проекта было привлечение внимания учащихся к проблеме мира на Земле, повышение уровня их творческого мышления. Поскольку проект явился первой подобной инициативой в районе, в нём участвовало не так много образовательных организаций. Команды-участники прошли 4 этапа конкурса: 1. “Let us introduce ourselves./ Давайте познакомимся” - Создание визитной карточки команды с презентацией места, где они проживают 2. Конкурс эссе учащихся "Каким я вижу мир" 3. Создание галереи " Celebrate the World Peace Day with us!/ Празднуйте с нами Международный день мира!” 4. Создание интерактивной газеты «Peace today and peace tomorrow./ Мир сегодня и мир завтра” Ребята на практике поняли важность изучения английского языка, изучив деятельность таких организаций, содействующих укреплению мира, как Oxfam, Peace One Day и др. Мы даже сами присоединились к международному проекту “Pinwheels for Peace/Флюгер мира”, и стали второй российской школой-участницей этого движения. Ребятами было сделано около 150 вертушек с написанными на них словами о мире, которые дети установили возле мемориала «Молчащий колокол», чтобы привлечь внимание общественности к проблеме мира на Земле. Команда учащихся БРТАТ «Starkids» стала победителем муниципального проекта, заняв 1 место. Впоследствии ребята отправили видеофильм о себе и городе на международный конкурс видеороликов «Welcome to my city/Добро пожаловать в мой город». Их радости не было предела, когда они узнали, что их работа заняла 1 место в конкурсе такого высокого уровня, и каждый участник получил именной диплом. Я, в свою очередь, как учитель, рад, что могу помочь своим учащимся узнавать новое не только в языковом плане, но и гораздо больше: помочь в освоении современных информационных технологий, быть не просто учителем, а наставником. Итак, опыт практической работы по обучению английскому языку с помощью сетевых технологий позволяет сделать вывод о том, что проекты способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию интеллектуальных умений учащихся; естественным образом формируют у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом и дают возможность получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями; содействуют индивидуализации и дифференциации процесса обучения; обеспечивают доступ в открытое общество и, следовательно, осуществляют социализацию и актуализацию личности учащегося.