Автор: Батожапова Сурэна Самдановна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Булжамуур"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Здравствуй, русская Матрёшка!"
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Булжамуур»
670049, Республика Бурятия г. Улан-Удэ
п. Силикатный, ул. Забайкальская, 3а; т. 8 (3012)55-47-49,
Проект в ДОУ
«Здравствуй, русская матрешка!»
Батожапова С.С.,
старший воспитатель
1 категории
г..Улан-Удэ
октябрь 2015г.
Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является
сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации
развития детей, амплификация детского развития и т.д.
С конца ХХ века в последнее воскресенье осени в России отмечают один из самых
трогательных праздников - День Матери. Это праздник не только для мам, он
олицетворяет образ Родины-матери, Земли-матушки, традиции русского народа. Одним из
символов материнства является образ Матрёшки. Именно эта расписная куколка – яркая,
красивая, знакомая и любимая с детства является талисманом семьи и символом
материнства.
I. Тип проекта
1. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой.
2. По времени проведения: краткосрочный (в течение месяца, с 12.10.2015г.-30.11.2015г.)
3. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
4. Участники проекта: дети дошкольного возраста от 4-7лет, родители, педагоги.
II. Актуальность
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались
ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку
вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше
наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин).
Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению
предметов, познанию их особенностей и значения.
Прикоснуться к энергетике русской матрешки, как символу материнства, плодородия,
символу России, завоевавшему весь мир.
Повышение педагогической грамотности и культурно – образовательного уровня
родителей.
Новизна:
Рассказать и показать народный символ в разных видах, что он может выполняться не
только из дерева, но из бумаги, соленого теста, ткани.
III. Цель проекта:
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на
примере русской национальной игрушки
IV. Задачи проектной деятельности:
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему
и прошлому своего народа.
Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи.
Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в
семье.
Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления
матрешки.
Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки.
Формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе
разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и
игровой;
Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою
маму, любовь и уважение к образу материнства.
Выяснить в чем секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является
символом России за рубежом.
Подготовительный этап:
Сбор информации, изучение литературы, подготовка наглядного материала.
Составление плана работы.
Анкетирование родителей.
Основной этап:
Работа с детьми, с родителями, оснащение развивающей среды, рекомендации родителям,
мастер класс для родителей.
Заключительный этап:
Создание мини-музея в группах «Символ русской семьи – матрешка».;
Выставка аппликаций, в технике оригами матрёшек «Матрёшки бывают разные!»;
Итоговое анкетирование родителей.
Итог реализации: Мини-фестиваль Матрёшки «Мы матрёшки разные, мы матрёшки
классные!», выставка- защита семейных творческих работ «Семейная матрешка».
Праздник ко Дню Матери «Матрёшка-русская душа!». Награждение.
V. Предполагаемый результат
Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний
детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие
детей в различных видах деятельности, конкурсах. Создание в группах мини-музеи
«Символ русской семьи – матрешка».
VI. Методы проекта
Познавательно-игровые занятия, слайдовые обучающие и познавательные презентации,
встреча с муниципальной библиотекой, наблюдения, беседы, цикл НОД по
художественно-эстетическому развитию, мастер-классы для родителей, мониторинг.
VII. Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамах педагогической системы детского сада с детьми
среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
с детьми - в различных видах деятельности, специально организованных НОД;
с педагогами – в условиях проведения методической работы;
с родителями – в совместной деятельности.
VIII. Этапы управления проектом
1. Концептуальный
(октябрь 2015)
Обоснование актуальности темы, мотивация её
выбора. Формулирование задач и цели проекта
2. Исходно-диагностический
(октябрь 2015, ноябрь 2015).
Разработка диагностического инструментария.
3. Формирующий
(октябрь – ноябрь 2015)
Деятельность в соответствии с тематическим
планированием.
4. Итогово- диагностичекий
(ноябрь 2015).
Оценка уровня сформированности нравственно-
патриотических и гражданских чувств,
общественных отношений. Защита семейных
творческих работ.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 2 «Булжамуур»
___________О.Н.Бурлакова
«____» ____________ 2015 г.
План работы по проекту «Здравствуй, русская матрёшка!»
№
Содержание проектной деятельности
Дата
Ответственный
1
Анкетирование родителей.
Тема НОД с ИКТ «Здравствуй, русская
матрёшка!». Познавательная презентация
«История возникновения матрешки».
Беседа «Знакомство с русским народным
искусством. Росписи нарядов матрешек»,
презентация.
Конкурс прикладных творческих работ
«Семейная матрёшка»
В течении
недели
12.10.15
До
12.11.15
Воспитатели
Батожапова С.С.
2
Прослушивание русской народной песни «Мы
веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз.
Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой),
14.10.15
Муз.руководитель
Киселева Е.А.
3
Чтение, заучивание стихотворений А. Гришин
«Матрешки»; Л. Громова «Подарили Маше».
Этическая беседа с включением пословиц,
поговорок о маме.
Воспитатели
4
Разучивание танца в средней группе «Русские
матрёшечки»
Вторник,
четверг
Муз.руководитель
Киселева Е.А.,
Волкова М.Л.
5
НОД «Матрешки бывают разные!»
Лепка из солёного теста. (средняя гр.)
Аппликация матрёшки из круп, макаронных
изделий. (старшая гр.)
Конструирование матрешки методом оригами.
(подгот.гр.)
По сетке
занятий
Воспитатели
6
Консультация для родителей
«В какие игры можно играть с
матрешками?»
Советы родителям «Как детям играть с
матрешкой».
Мастер- класс для родителей с презентацией
«История возникновения матрешки».
Гр.№1,
Гр.№2,
Воспитатели всех
групп
Изготовление книжки-малышки «Приключения
матрёшки».
Гр.№3-
7
Самостоятельный рассказ детей «Какая моя
мама» (видеосюжеты, фото),(речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие).
Дидактическое упражнение «Вспомни ласковые
слова про свою маму».
Воспитатели
8
Целевая встреча с библиотекой. Рассказ
библиотекаря о профессиональном художнике
С. Малютине.
Маланова Е.С.
МАУ ЦБС, Филиал
библиотеки №12
9
Совместное сочинение сказок о матрёшках,
например: «Русские матрёшечки», «Моя мама -
похожа на русскую матрешку».
Воспитатели,
родители
10
Создание мини-музея в группах «Символ
русской семьи – матрешка».
Воспитатели,
родители
11
Мини-фестиваль Матрёшки «Мы матрёшки
разные, мы матрёшки классные!»,
выставка- защита творческих работ «Семейная
матрешка».
Праздник ко Дню Матери «Матрёшка-русская
душа!».
Награждение.
С 16.11.-
30.11.15г.
27.11.15г
Нач.10.00ч
Жюри,
Батожапова С.С.
Муз.руководитель
Киселева Е.А.,
Бурлакова О.Н.
Батожапова С.С.
12
Итоговое анкетирование родителей
30.11.15
Воспитатели
Батожапова С.С.