"Урок как система. Модульные технологии в системе обучения".

Автор: Чабанова Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Клеповская СОШ
Населённый пункт: С. Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Урок как система. Модульные технологии в системе обучения".
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок как система.

Модульные технологии в системе обучения.
Каждый урок – это художественное произведение учителя, он должен иметь свою индивидуальную форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок. А это зависит от методической грамотности преподавателя, от его творческих способностей и уровня владения предметом. Учитель – это вечный ученик, который должен регулярно заниматься самообразованием. Новые образовательные технологии требуют особой организации учебного процесса, при которой богаче и разнообразнее становится контакт учителя с учеником. Для этого нужно избавиться от объяснительно- иллюстративного процесса обучения, от традиционного опроса, осуществляемого по формуле: «Прочитал? – Рассказывай!» Путь один – сменить преподавание учением! Как это сделать? Учение включает следующие элементы:  поиск способов решения учебной задачи,  определение плана действия,  отбор информации,  наблюдение,  сравнение,  группировка материала,  подбор аргументов,  формулировка выводов,  описание проделанной работы. Проблема обучения сегодня стоит под №1. Как учить? Поколение обучаемых сегодня совсем иное. Если прежнее поколение было послушным, исполнительным, привыкшим к диктату учителя, то нынешнее отличается пассивностью, падением интереса к учебе. Современные дети оказались в водовороте экономических, социально-политических событий в стране, они испытывают особую потребность в бережном отношении к себе со стороны взрослых и особенно учителей. Но несмотря ни на что, мы, учителя, должны сделать нашу школу домом творчества для учителя, домом радости для ученика и домом спокойствия для родителей. 1
Главная идея образования - развитие творческих способностей личности. Нужно перестать смотреть на «двойку» как на рабочий инструмент, а это невозможно, если не вырастим в себе безграничную любовь к каждому ребенку. Кроме того, сегодня выработаны основные положения, которые могут и должны изменить многое в системе образования. 1.
Педагогика сотрудничества
. В педагогике сотрудничества очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя не только учеником, но и в чем-то сравнялся со взрослым. Это дает уверенность в своих силах, дает ощущение того, что он уже что-то знает, на что-то может повлиять, то есть он причастен к освоению и преобразованию мира. Основным принципом в педагогике сотрудничества должен стать принцип
«радости

и не принуждения».
Этот принцип в школе реализуется через игру. Игра способствует развитию творческого воображения. Процесс обучения при педагогике сотрудничества основан на коллективном взаимодействии. Оно дает возможность познать самого себя. 2.
Нестандартные формы занятий.
По форме проведения можно выделить несколько групп уроков:  уроки, основанные на соревновании и на игровой основе: конкурс, турнир, эстафета, лингвистический бой, дуэль, КВН, викторина и т.д.  уроки, основанные на жанрах: формах и методах работы, известных на практике: исследование, интервью, репортаж и т.д.  уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: уроки мудрости, откровения и другие;  уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, телемост, устный журнал;  уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.;  уроки, основанные на имитации деятельности учреждений: суд, следствие, трибунал, цирк, ученый совет и т. д.  уроки, основанные на имитации культурных мероприятий: экскурсия, заочная экскурсия, литературная гостиная;  уроки, основанные на традиционных способах организации урока: лекция, парный опрос, урок-зачет, урок-консультация, урок-практикум… З.
Интегрированные уроки
; 2
Эти уроки позволяют обеспечить занимательность, учесть индивидуальные способности ученика, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества.
4.

Дифференциация и индивидуализация обучения
. В систему этой работы входит:  организация классов с углубленным изучением отдельных предметов;  учет индивидуальных различий и склонностей учащихся.
5.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса
включает следующие направления: разработка различных ФОПД (форм организации познавательной деятельности); разнообразие средств обучения (наличие видеоаппаратуры, магнитофонов, компьютеров, кодоскопов и т. д.) особенности управления речевой деятельностью учащихся с помощью различного вида опор, динамических пособий, игровых упражнений; различные виды нестандартных уроков.
6.

Изучение материала с использованием укрупненных дидактических

единиц (УДЕ).

7.

Гуманизация контроля знаний, умений и навыков учащихся
. Гуманизация контроля предъявляет особые требования к личности учителя, и главное из них – доброе отношение к ученику, высокая эрудиция и справедливая требовательность в сочетании с уважением к ученику. Гуманизация напрямую связана со здоровьем детей. Вот каковы данные, характеризующие здоровье детей: Из 100 учащихся: 60 приобретают в школе нарушение осанки; 20 –50 - близорукость, 30 – 40 – отклонения в сердечно-сосудистой системе, 20 – 30 – дидактогенные неврозы. Одна треть наших учащихся интеллектуально и психологически не способны закончить среднюю школу. Одна десятая - могут обучаться только в спецшколах, а 2% не могут обучаться вообще. 3
Поэтому очень важно, чтобы учитель соблюдал принцип гуманизма. Больше всего учащиеся страдают от необъективного оценивания их знаний. Да, существуют критерии оценок нормативные, но должен еще существовать критерий личностный, а от сопоставительного нужно отказываться. Уже существуют классы выравнивания для детей с ЗПР. Контрольные работы должны идти по графику, дети должны предупреждаться, на стендах должны вывешиваться образцы. В гуманизированном контроле ученик имеет право: - выбирать форму и время контроля (опроса); - не сдавать зачет, если не готов; - исправить оценку, если не удовлетворен; - сдавать зачет в два этапа; - иметь две попытки выполнения контрольной работы и выбирать лучший результат. Ученик может выбирать учителя с учетом психологической несовместимости. Оценки в журнал ставятся с согласия ученика. Оценка ставится только за знания.
Незнание не оценивается!
Модное выражение «педагогические технологии» до сих пор встречает внутреннее сопротивление некоторых учителей. Однако первая часть слова «
технология
» в переводе с греческого означает «
искусство, мастерство, умение
». В БСЭ это понятие определяется как «
совокупность

приемов и способов получения
»
определенного результата.
В этом смысле вполне правомерно говорить о технологии урока, о тех приёмах и способах, которые помогают сделать его педагогически эффективным. А таковым урок может быть только при условии, что учитель, и начинающий и опытный, в совершенстве владеет основами «традиционной» методики, на которую все инновационные технологии лишь «нанизываются». В композиции урока принято выделять
динамические элементы
(то есть дидактические этапы), количество и расположение которых зависит от поставленных задач, особенностей изучаемого материала, от выбора методов, форм ведения урока
и

статические
, обязательные для любого классного занятия: организационный момент, введение темы и эпиграфа, постановка цели в начале и ее разрешение в конце, объявление и мотивация оценок, домашнее задание с его комментарием. 4
Вместе динамические и статические элементы составляют столь известные нам
дидактические этапы
. Поэтому, как мы видим, новые технологии урока – это хорошо изученные и умело используемые старые методы и формы обучения, приспосабливаемые ко дню сегодняшнему. Любой учитель перед тем, как написать поурочный план, должен хорошо знать, что урок – это
СИСТЕМА
.
Под системой обычно понимают совокупность взаимодейственных и

взаимосвязанных всех элементов урока
(методов обучения (МО), форм организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД), дидактических этапов и моментов, связанных с содержанием учебного материала (СУМ), направленных на достижение целей урока (ЦУ) и его конечный результат (КРУ). Традиционная дидактика выделяет 5 основных членений урока.
ПЕРВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ УРОКА.
Определяются внешние составляющие урока. Это
ЦУ – УРОК – КРУ
Урок находится между желаемым результатом и задачей, которую поставил учитель. Главная цель –
образовательная
– знания, умения, навыки. Затем
воспитательная
– воспитание нравственности, трудолюбия, патриотических чувств, эстетических и т.д. И
развивающа
я – развитие речи, логики, мышления, моторики, памяти и т.д. Эти задачи решаются на основе предлагаемого детям учебного материала, при выборе МО и ФОПД, необходимо учитывать познавательную активность учащихся, создавать положительную атмосферу урока. КРУ – это конкретный результат урока. Его легче установить на уроках русского языка, математики, а труднее выделить КРУ на гуманитарных предметах. Для их анализа следует опираться на 2-3 урока.
ВТОРОЕ ЧЛЕНЕНИЕ УРОКА.
В уроке выделяются этапы:
ЦУ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – КРУ
Как правило, в методике найдено 8 этапов. Дидактическим этапом является часть урока, если есть дидактическая задача, СУМ, МО, ФОПД.
ТРЕТЬЕ ЧЛЕНЕНИЕ УРОКА.
В уроке
(ДМ) – ДМ – КРУ
Дидактическим моментом признан момент урока, имеющий схему: 5

задание – выполнение – контроль.
Дидактические моменты урока выделить труднее, чем дидактические этапы при анализе урока, а при написании поурочного плана именно на дидактических моментах строится весь урок.
ЧЕТВЕРТОЕ ЧЛЕНЕНИЕ УРОКА
. Рассматривается, как решаются задачи, которые определили бы КРУ (конечный результат урока). Для этого следует: - рассмотреть СУМ; - каков выбор МО, оправдан ли он содержанием учебного материала; - определяют ли методы обучения ФОПД; - диктует ли содержание урока формы деятельности учащихся; Если эти взаимосвязанные отношения учтены, то предполагается положительный КРУ. Оптимальным считается результат, достигнутый при наименьшем выборе средств. На самом уроке очень важно смотреть на решение дидактических задач в предыдущем моменте. Если учитель не разрешил задач предшествующего момента, то не следует переходить к решению задач следующего дидактического момента.
ПЯТОЕ ЧЛЕНЕНИЕ УРОКА
. Решается вопрос о том, как связаны между собой все дидактические моменты. Для этого следует проследить:  связь между двумя, рядом расположенными ДМ;  работают ли ДМ на осуществление ЦУ (целей урока);  насколько оправданы используемые МО;  удачно ли подобраны ФОПД. Если на каком-то уровне связи между ДМ разрушены, то урок пройдет на низком уровне. Только при целостной системе, а именно, когда задачи решены через призму СУМ, учета МО, возможностей ФОПД и поставленные задачи выполнены, можно говорить о положительном КРУ. 6 СУМ ДЭ ДМ ЦУ или ДЗ ФОПД КРУ МО
Только при решении задач всего приведенного выше дидактического «треугольника», урок может быть обеспечен как целостная система. На качество урока можно рассчитывать, если в полной мере владеешь знаниями о структуре урока, его типах.
Существует несколько типов уроков:

КОМБИНИРОВАННЫЙ,
который включает 8 дидактических этапов: 1. организационный момент; 2. проверка домашнего задания; 3. подготовка к восприятию нового материала; 4. постановка целей урока, сообщение темы его; 5. усвоение новых знаний; 6. проверка понимания новых знаний; 7. закрепление нового материала, коррекция знаний; 8. дача домашнего задания, его комментирование, подведение итогов урока, сообщение оценок деятельности учащихся на уроке. Естественно, очередность названных этапов, их наличие на данном уроке, продуктивность использования определяется самим учителем при подготовке к нему. Чаще всего мы проводим именно комбинированные уроки.
У

РОК

ОБЪЯСНЕНИЯ

НОВОГО

МАТЕРИАЛА
представляет собой следующую схему (если брать за основу номера вышеназванных дидактических этапов): 1. 1. 2. 5 3 – 4. ИЛИ 8. 5. 6 – 7. 8.
У

РОК

ПОВТОРЕНИЯ
или проверка усвоения новых знаний: 1. 2. 1. 3. 4. 4. 2. 3. 6.
У

РОК

ЗАКРЕПЛЕНИЯ

.


1. 9. 4. 7. 7
8. В зависимости от типа урока подбирается С У М (содержание учебного материала), строится хронология урока, избираются М О (методы обучения) и Ф О П Д (формы организации познавательной деятельности учащихся), тщательно выстраиваются Д М (дидактические моменты). Дидактических этапов, по общему определению методистов, восемь, а вот дидактических моментов может быть гораздо больше. Дидактический этап не всегда равен дидактическому моменту. Один дидактический этап вполне может включать в себя несколько дидактических моментов.
Дидактический момент
является таковым, если он включает: - задание; - выполнение; - контроль. Набор дидактических моментов, входящих в тот или иной этап урока, должен строго подчиняться целям урока, а не быть пестрым фейерверком возможностей учителя на данном уроке и в данном классе. Кроме того, дидактические моменты должны соответствовать содержанию учебного материала. Также в строгой зависимости от С У М и с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, в соответствии с поставленными целями и согласно определению К Р У определяются М О (методы обучения).
Метод
– это способ обучения или взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Методы обучения разграничены на следующие: методы стимуляции и мотивации; методы организации и осуществления учебной деятельности; методы контроля.
Методы стимуляции и мотивации
подразделяются на две категории: методы долга и ответственности и познавательные игры.
Методы долга и ответственности:
 метод убеждения в значимости получаемых знаний;  метод предъявления требований;  метод поощрения;  метод порицания; 8

Познавательные игры как метод:
 учебные дискуссии;  метод создания ситуации успеха;  метод создания ситуации новизны.  Открытие масштабности и грандиозности цифр (ошеломить).
Методы организации и осуществления учебной деятельности
определены как:  логические; - индуктивные; - дедуктивные; - аналитико-синтетические;  перцептивные (связанные со зрением, слухом): - словесные (рассказ, беседа, лекция); - наглядные (объяснительно-иллюстративный); - практические;  гностические (или познавательные): - частично поисковый, - эвристический, - репродуктивный (степень ответственности разная), - исследовательский; - экскурсии.
Методы контроля бывают:
 метод письменного контроля (контрольные работы, диктанты, изложения и др.),  метод устного контроля (индивидуальный, фронтальный, зачеты, экзамены),  метод самоконтроля (оценивают работу соседа по парте или свою и ставят оценки друг другу и себе),  метод лабораторный или практический, машинный контроль В зависимости от вышеизложенного и в соответствии с возрастными особенностями учащихся следует
избирать ФОПД (формы организации познавательной

деятельности).
Основные из них: 9

1.

Фронтальная
– организация совместных усилий учащихся для достижения общей дидактической цели. Основные особенности фронтальной работы: • все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, учитель показывает для всех; • общая цель достигается через индивидуальные усилия каждого; • общественно полезная деятельность невозможна, т.к. всех должен обучить учитель; • «все работают рядом, но не сотрудничают»; • социальная активность учащихся отсутствует; • дается общая оценка результатов урока (индивидуальная не исключается).
2.

Индивидуальная форма
работы имеет следующие особенности: • познавательная задача перед классом не выступает как общая; • обучающая задача ставится перед каждым учеником конкретно и решается индивидуально; • контроль осуществляется индивидуально; • индивидуальная форма работы используется, когда учебный материал доступен. 3
. Групповая форма работы характеризуется
: • работа ведется по выполнению общеучебной задачи, но ставится перед группой учащихся и расчленяется на отдельные подзадачи для каждого ученика; • группа имеет общую задачу, но при получении задания подзадачи сразу распределяются между членами группы; • ученики в ходе работы в группе становятся в положение учителя; • у учителя или более сильных учащихся группы появляется возможность оказания реальной помощи испытывающим какие-либо затруднения в ходе работы; • такая форма работы порождает взаимную ответственность, интерес даже к слабым ученикам (и они возвышаются в своих собственных глазах, а, может, и в глазах одноклассников).
4. Коллективную форму
работы надо отличать от выше названных по следующим признакам: • коллектив обучает каждого члена своего класса; • или один член класса обучает весь коллектив; 10
• обучение идет под руководством учителя, т.е. разрабатываются активные формы обучения: лекции, семинары и т.д.; • цель общая, и работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Некоторые в традиционной методике выделяют
парную
работу, а некоторые считают ее работой
коллективной,
т.к. она имеет одинаковые признаки и задачи. Центральный постулат так называемой традиционной методики» гласит:
«С каждого

урока ученик должен уходить с новыми знаниями».
Отсюда следует предельная дробность материала, который разбивается на малые порции. Поэтому основной единицей учебного процесса в «традиционной методике» является урок – одновременное занятие с целым классом , в ходе которого учитель сообщает, передаёт знания, формирует умения и навыки. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий. Блок уроков, как самостоятельная единица учебного процесса практически не просматривается, и напоминает слоеный пирог из уроков изучения нового материала (ИНМ), разбавленных время от времени уроками закрепления (З). Признаком окончания блока выступает традиционная заключительная триада. Изучение нового материала темы растягивается порой на месяцы, поэтому необходимым становится уроки обобщающего повторения (ОП), которые сводятся к опросу по всему изученному материалу или вовсе к пресловутой «подготовке к ..» (контрольной работе, диктанту, сочинению) (Конт.). Последний урок этого блока называется «анализом контрольной работы» или «работой над ошибками», что не похоже на коррекцию (Кор.)в смысле совершенствования. Схематично все, сказанное выше можно представить так: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ИНМ

ИНМ

ИНМ

З

ИНМ

ИНМ

З

ОП

Кон.

Кор.
Такая система не исключается и мной, но на определенных этапах обучения она становится ограниченной и малоэффективной. К такому заключению пришла я вслед за многими преподавателями, которые давно начали искать новые формы обучения. Уже в начале 70 – х годов в Элисте Т.М. Эрдниев, а позднее группа исследователей под его руководством, создают концепцию укрупнения дидактических единиц. Очень 11
популярными в области математики были Шаталов, а в области русского языка – С.И. Меженко (мне доводилось прослушать цикл лекций последнего). Основная идея этой концепции состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Сама по себе идея привлекла меня и я начала осторожно делать робкие шаги, пробуя, анализируя, корректируя, отбирая и т.д. И на сегодняшний день я имею собственный методический почерк, т.е. владею технологией ведения уроков с опорой на модульно-блочные системы. Минимальной единицей учебного процесса в модульно-блочных технологиях является не урок, а цикл уроков или модулей. Эта схема принципиально отличается от предыдущей (вверху номера и количество уроков): 1 2 3 4 5 6 7 8 9
ИНМ

УО

З

З

З

Конт.уст.

С.Р
.
Конт.дикт
.
Кор.
Как надо понимать эту схему?
Первый урок
цикла предназначен для изучения нового материала (ИНМ) с опорой на материальный дежурный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уровне учащиеся получают конспект (ОСК – опорная схема-конспект) материала. В кабинете имеется серия ОСК, изготовленная на листах ватмана как по русскому языку, так и по литературе (образцы в Приложении). На основе представленного ОСК объяснение, комментирование ведет учитель. На этом же уроке проводится первичное закрепление: учащиеся проговаривают фрагменты ОСК, а затем заносят его в личный
Справочник
(справочник учащиеся ведут с 5 по 11 класс, образцы в Приложении).
Второй урок
называется «уроком обобщения» (УО). Чаще всего идет сопоставительная работа, дети читают учебный материал параграфа и находят в каком фрагменте блока он отражен и в каком виде, проговаривают его, глядя в ОСК, а сильные учащиеся без помощи его. На этом уровне последовательно учащиеся приводят собственные примеры, а наиболее вписываются к правилу, какому-либо положению конспекта, вписываются в блок.
Третий урок
(а может и 4, и 5, и 6 – это зависит от объема материала в ОМК) отводится под закрепление. Проводится коллективная самостоятельная, индивидуальная и т. д. Работа по текстам учебника, карточкам – заданиям, тестами…. И всегда в случае затруднения, возникновения вопросов в ходе выполнения работы учащиеся вновь и вновь 12
обращаются к ОСК. Такая работа соответствует принципам теории поэтапного формирования умственных действий. Следующий этап таковой модульно-блочной технологии – контроль в виде опроса по конспекту. Сначала идет отбор консультантов – наиболее подготовленные ученики рассказывают блок учителю и, если получают «пятёрку», становятся консультантами. Они и оценивают уровень знаний других учеников по этому блоку, т.е. проводиться индивидуальная работа и работа в парах. После этого проводится самостоятельная работа (СР) во время которой разрешается пользоваться Справочником. Такая работа по русскому языку всегда охватывает и ранее изученный материал, который также отражен в Справочнике, что дает возможность повторить то, что ещё непрочно усвоено детьми. И только после этого проводится контрольный диктант и далее коррекция знаний, во время которой часто звучат слова учителя: «Посмотрите в Справочник и найдите ОСК …». Таким образом, путем многократного повторения достигается лучший результат. При использовании модульно-блочной технологии сокращается время для изучения теоретического материала и высвобождается для практической работы, что ведет к интенсификации процесса. Алгоритм вышеизложенной работы по модульно-блочной технологии можно представить схематично: Модуль
1

2

3

4

5

6

7

8

9

ИНМ

на

ОСК

УО

З

З

З

Конт.

ОСК

СР

Конт.

дикт.

Кор.
А в зависимости от целей и задач урока, от КРУ (конечного результата урока), от СУМ (содержание учебного материала) алгоритм работы по модульно- блочной технологии может меняться и становиться обратным.
1

2

3

4

5

6

7

8

ИНМ

З

ИНМ

З

ИНМ

З

ИНМ

по

ОСК

КЗт

ОСК

С.Р.

Кд.

Кор.
13
Например: - работа на основе ознакомительного параграфа (или несколько по каждому уроку) закрепление путем выполнения предложенных заданий и упражнений. - Обобщение на основе ОСК или самостоятельное творческое его составление. - Закрепление всего изученного и обобщение материала по ОСК; - Контрольная работа; - Коррекция знаний на основе изученного ОСК. Поле деятельности и творчества учителя не ограничены. Возможны самые различные варианты и вариации работы с ОСК по модульно-блочной технологии. Выводы по использованию модульно-блочной технологии:  использовать три цвета: - красный – название блока, опорные слова, элементы для выделения главного; - зеленый – остальные теоретические определения; - синий – примеры.  заполнять желательно печатными буквами, аккуратно и разборчиво;  каждый блок-конспект оформлять на отдельной страничке. 14
Учащиеся оформляют странички в своих справочниках: В работе более удачно использую ОСК по русскому языку и частично по литературе (подготовка ОСК по литературе осложняется недостатком художественно- изобразительных способностей). В качестве примера ОСК по литературе можно рассмотреть блок-конспект «Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством», составленный и оформленный ученицей в качестве лучшего на ватмане. Основной учебный период – модуль или цикл (уроков); используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративные, эвристический и программированный; частично-поисковый и др.; преобладающие организационные формы обучения – беседы и практикум. Кроме того, данная система обучения предполагает дифференцированный подход, творческую активность, повышение познавательного интереса, развитие 15
монологической речи и мыслительной активности у учащихся, доступность изучаемого материала. Модульная технология разработана Г.Г. Левитаном, М.В.Воловичем и их группой. А последователя в области русского языка нашла в лице С.И.Меженко. 16