Образовательный проект "Вода в жизни человека" для воспитанников подготовительного возраста.

Автор: Гребенникова Евгения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №23 "Родничок"
Населённый пункт: Нижегородская обл. г.Бор
Наименование материала: статья
Тема: Образовательный проект "Вода в жизни человека" для воспитанников подготовительного возраста.
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Гребенникова Е.Н. – воспитатель МБДОУ ЦРР № 23 «Родничок» г. Бор Нижегородской области.
Образовательный проект «Вода в жизни человека»

для воспитанников подготовительного возраста.
В последнее время по сообщениям СМИ в России остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, в том числе водоёмов и рек нашей планеты. По сообщениям исследователей, 80% водоёмов земного шара загрязнены бытовыми, химическими и другими видами отходов. Не является исключением и Нижегородская область с её водоёмами, реками, озёрами. Считается, что основным источником загрязнения водных просторов является человек, его деятельность. Нам стало интересно, что знают наши воспитанники о проблеме загрязнения воды? В результате опроса было выявлено, что только 30% детей знают, что такое вода и откуда она берется. Примерно 60% детей не знают свойств воды. 10% воспитанников считают, что воду беречь не надо и даже бросают мусор в воду, плюют в неё. Поэтому, просто необходимо дать детям знания о том, что такое вода, откуда она возникает, какой путь проходит, прежде чем попадает в наши дома, какими свойствами обладает. Иногда детям дошкольного возраста, в силу возрастных особенностей, скучна данная тема. У педагогов возникла идея – через краткосрочный образовательный проект «Вода в жизни человека» рассказать детям о воде, познакомить с проблемами загрязнения воды и бережного обращения с её источниками, сформировать привычку бережного и разумного отношения к использованию воды. Были сформулированы основные задачи проекта:  Дать детям представление о круговороте воды в природе.  Познакомить со свойствами воды.  Углубить знания детей о причинах загрязнения воды.
 Познакомить с видами и правилами очистки воды (очистные сооружения, через фильтр, вату, марлю).  Расширять знания детей о значении воды в жизни человека, животных, растений.  Формировать привычку бережного и разумного отношения к воде.  Развивать познавательную и речевую активность, логическое мышление и мыслительные операции, память, внимание.  Воспитывать бережное, заботливое отношение к воде и окружающей природе. Решение данных задач охватило все образовательные области и виды детской деятельности. Хочется отметить, что исследовательско – поисковые методы и приёмы, экспериментально – опытническая деятельность, решение проблемных ситуаций вызвали наибольший интерес у детей и оказывались наиболее эффективными. Для создания и поддержания интереса детей к теме были организованы следующие опыты:  Три состояния воды (пар, лед, газ).  Имеет ли вода запах, цвет, форму, объём?  Какая вода на вкус?  Плавучесть.  Откуда берётся снег и лёд?  Замёрзшая вода двигает камни.  Все ли вещества растворяются в воде?  Загрязнённая вода.  Вода нужна всем!  Кругом вода (разнообразные действия с растаявшим снегом).  Вода как источник силы.  Пар – тоже вода.  Ходят капельки по кругу.
 Испарение.  Тонет, не тонет. Дети пытались решить проблемные ситуации: как можно очистить воду; что будет, если вода пропадёт; всегда ли вода – помощник? Так же, дети устанавливали причинно – следственные связи: почему нужно знать правила очистки воды; что будет, если моря, океаны, реки высохнут; почему вода в реках пресная, а в океанах солёная; почему туманы бывают утром. Так как дошкольники лучше воспринимают материал, опираясь на зрительные образы, развивающая среда группы пополнилась альбомами «Вода в жизни человека», «Красота воды», «Круговорот воды в природе», изготовленными совместно с детьми и родителями. Был оформлен подбор иллюстраций «Человек, как часть природы». Педагог и дети творчески подошли к созданию макетов «Русло реки», «Морское дно», «Путешествие капельки». Педагоги познакомили детей с общепринятыми знаками обозначения разных сооружений, опасных объектов и др. Дети заинтересовались схемами и моделями. Сами разработали модели «Очистное сооружение», «Круговорот воды в природе», «Как происходит загрязнение воды». Наблюдения за снежинками, снегом, капелью, ручьями с последующим рисованием, а так же подвижные игры «Льдинка в кругу», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз…», «Снег и лёд», «Реченька», «Морское путешествие», «Волшебное превращение» помогли детям лучше понять и запомнить состояния воды и закономерности круговорота воды в природе. Игра – моделирования «Рождение реки» доставила детям массу положительных эмоций. Нельзя не отметить и большой интерес детей к измерениям объёма жидких тел во время развития математических представлений. Дети запомнили, что вода не имеет формы, её объём можно измерять разными мерками, разные объёмы можно измерять одинаковыми мерками.
Одним из результатов работы над данной темой являются творческие рассказы детей «Откуда пришла вода», оформленные в папку, а так же альбомы с рисунками и аппликациями, выполненными в разных художественных техниках: «Волшебные облака», «Капелька – клякса», «Снежинки на окне», «Сосульки на крыше», «Мама тучка и капелька» и т.п. Пополнилась и библиотечка группы. В ней появились сказки Л. Чарской «Царевна – льдинка», М. Пластова «Сказка о том, как рождаются ручей и река», рассказы «О. Иваниченко «Сосулька», К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо», стихи И. Гернета «Послушай дождик», «Хорошая вода», Ф. Тютчева «Весенние воды», Я. Тайц «Послушай дождик» и другими. Дети не только с удовольствием слушали чтение педагога, но и участвовали сами в рассказывании по ролям стихотворения И. Токмаковой «Разговор старой ивы с дождём», в драматизации «Сказки о том, как рождаются ручей и река», в показе варежкового театра «Царевна – льдинка». Особую яркость в инсценировки вносили музыкальные произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Хороших результатов работы с детьми нельзя было бы добиться без взаимодействия с родителями. Интересно прошло родительское собрание на тему «Человек, как часть природы» и круглый стол «Мы заботимся о воде». Для родителей были подготовлены рекомендации по теме «Опыты с водой в домашних условиях», выставка «Вода в жизни человека» и многое другое. По результатам мониторинга, проведенного после реализации образовательного проекта «Вода в жизни человека» установлено, что свойства воды знают 98% воспитанников, что такое вода и кому она нужна, почему надо беречь воду и как её очищать знают 83 % детей. Именно с дошкольного возраста необходимо давать детям информацию о проблемах загрязнения окружающей среды, чтобы начать формировать экологическое сознание будущих взрослых.
Список литературы 1. Белая К. Ю. « Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва 1998г. 2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Москва 2006 г. 3. Дьяченко З.А. «Чего на свете не бывает» Москва 1991г. 4. Кутузова С.Н. «Ознакомление с окружающий миром» Москва 2000г. 5. Лыкова И.А.«Изобразительное творчество в детском саду» издательский дом «Карапуз» Москва 2008г. 6. Нуждина Т.Д «Мир животных и растений» Энциклопедия для малышей. «Чудо-Всюду» \ Ярославль 1997г. 7. Осокина Т.И., Фурмина Е.А.«Игры и развлечения на свежем воздухе» Москва 1998г. 8. Рянжин С.В. «Экологический букварь» Москва 2008г. 9. Синицина Е.Н. «Умные загадки» Москва 2 Лист» 1998г. 10.Уланова Л.А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7- лет» СПБ: Детство «Пресс» 2009г.