Напоминание

Рабочая программа по технологии для 4 класс УМК "Перспектива"

Автор: Калиниченко Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Большой Куганак
Населённый пункт: Стерлитамакский район, с. Большой Куганак
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по технологии для 4 класс УМК "Перспектива"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 4 класса (ФГОС НОО) (Базовый уровень) Срок реализации программы 2015-2016 уч.год Составитель: Калиниченко Ирина Викторовна учитель начальных классов первой квалификационной категории 2015г
Пояснительная записка. Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии: с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373); - с примерной программой начального общего образования, предметная линия «Технология» ( под ред. А.М.Кондакова) Москва. Просвещение 2011г. - с примерной программой начального общего образования системы учебников «Перспектива» , «Сборник рабочих программ», Москва «Просвещение»,2011), предметная линия «Технология» ( авт. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова) - с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253) - с образовательной программой НОО МОБУ СОШ на 2015-2016 уч.год - с Учебным планом МОБУ СОШ на 2015-2016 уч.г. - с Положением о рабочей программе МОБУ СОШ Возможности предмета «Технология» позволяют формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении, данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цель изучения предмета «технология» в начальной школе : приобретение личного опыта как основы обучения и познания, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Основные задачи: -духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально- исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально- ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; -формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; -формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; 2
-развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; -формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: — внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование), контроль, коррекцию и оценку; — умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; — коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.); — первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; — первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; — творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках. Программа реализуется на основе УМК «Перспектива», предметная линия «Технология» ( авт. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова) и обеспечивается учебно-методическим комплектом: Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П., учебник «Технология 4 класс». М., «Просвещение», 2014г , Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. , утвержденных к использованию в образовательном процессе в МОБУ СОШ , на 2015/2016 учебный год ( приказ МОБУ СОШ Учитывая специфику учебного плана на 2015-2016уч.г – 35 уч.н. ( приказ МОБУ СОШ), в авторскую программу внесены следующие изменения: добавлен 1 час на изучение раздела « Человек и информация » за счет увеличения количества учебных недель Срок реализации 1 учебный год. Общая характеристика учебного предмета Теоретической основой данной программы являются: - Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). - Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета 3
осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско- технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: -знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; -овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой,раскроем, сборкой, отделкой и др.; -знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; -знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; -учатся экономно расходовать материалы; -осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи , составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); -учатся преимущественно конструкторскойдеятельности; -знакомятся с природой и использованием её богатств человеком. В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. 4
Региональный компонент. При изучении предмета на уроках используется краеведческий материал , отражающий особенности природных явлений, сезонных изменений , охраны природы Республики Башкортостан, культурное наследие народов Башкортостана. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану МОБУ СОШ на 2015 – 2016 г на изучение предмета выделяется 35 часов - 1 час в неделю. четверть Количество недель Количество часов Практическая работа проекты 1 четверть 9 недель 9ч Каждый урок 1 2 четверть 8 недель 8ч 1 3 четверть 10 недель 10ч 1 4 четверть 8 недель 8ч 1 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении целей или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде.). В результате, именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет « Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности ( интеллектуального , эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления физического здоровья подрастающего поколения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 5
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач. Содержание учебного предмета. 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). 6
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. 4. Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. 7
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. 8
Тематическое планирование № п/п Раздел. Название темы. Основные виды деятельности обучающихся Дата по плану Дата факт. Примечание 1 Как работать с учебником. Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. 03.09 2 Вагоностроительны й завод. Изделие: Ходовая часть. (тележка) Кузов вагона. Пассажирский вагон. Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожно го транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного ис - пользования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус. 10.09 3 Вагоностроительны й завод. Изделие: Ходовая часть. (тележка) Кузов вагона. Пассажирский вагон. 17.09 4 НРК.Полезные ископаемые. Изделие: Буровая вышка. Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. Находить и обо - значать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделйя, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с дета лями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соеди нений 01.10 9
(подвижное или неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. 5 Полезные ископаемые. Изделие: Малахитовая шкатулка. Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебни - ка и других источников. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать техно- логией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Сме- шивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приемы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок «малахитовых кусочков». 08.10 6 Автомобильный завод. Изделие: КамАЗ. Кузов грузовика. Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическим процессе сборки на конвейере из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупней - шие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о кон вейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить делали конструкции и способы соединения башни с деталями констриктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (под вижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отверткой. 15.10 7 Автомобильный завод. Изделие: КамАЗ. Кузов грузовика. 22.10 8 НРК.Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль. Находить и отбирать информацию об истории возникновения олим пийских медалей, способе их изготовления и 29.10 10
конструкции из материа лов учебника и других источников. Объяснять новые понятия, исполь зуя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенно сти их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. 9 Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль. 05.11 10 Монетный двор. Проект: Медаль. 12.11 11 Фаянсовый завод. Изделие: Основа для вазы. Ваза. Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и дру гих источников. Использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать тех- нологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологиче- ские этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приемы и способы работы с пластичными материалами 19.11 12 Фаянсовый завод. Изделие: Основа для вазы. Ваза. 26.11 13 Швейная фабрика. Изделие: Прихватка. Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. 03.12 14 Мягкая игрушка. Изделие: Новогодняя игрушка. Птичка. Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материалы учебника 10.12 11
для знакомства с технологическим процессом из готовления мягкой игрушки. 15 Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летнейобуви» Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном про - изводстве, из материалов учебника и других источников. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, ис пользуя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их на значению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размер деталей по слайдовому плану и переносить их на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. 17.12 16 Обувнаяфабрика. Изделие «Модельдетскойлетне йобуви» 24.12 17 Деревообрабатывающ ее производство. Изделие: Лесенка- опора для растений. Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. Анализировать по- следовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы с ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. 14.01 18 Деревообрабатывающ ее производство. Изделие: Лесенка- опора для растений. 21.01 12
19 Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материалов учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного «картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности 28.01 20 Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 04.02 21 Бытовая техника. Изделие: Настольная лампа. Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её видах и на - значении из материалов учебника и других источников. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выпол нения имитации виража для самостоятельного составления плана вы полнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. 3.02 22 Бытовая техника. Изделие : Абажур. Сборка настольной лампы 11.02 23 НРК. Тепличное хозяйство. Изделие: Цветы для школьной клумбы. Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспече ния жизнедеятельности 18.02 13
человека.Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид , сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехнику: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян.Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посева ми, соблюдать технологию ухода за рассадой, создавать мини- теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. 24 Водоканал. Изделие: Фильтр для воды. Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других ис - точников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедея тельности человека. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. 25.02 25 Порт. Изделие: Канатная лестница Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работа - ющих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты Рос - сии.Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять правильное крепление и расположение груза. 3.03 26 Узелковое плетение. Изделие: Браслет. Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для 10.03 14
техники «макраме». Осваивать приёмы вы полнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике «макраме». Изготавливать изделие, использовать одинарный и двой ной плоский узел, оформлять изделие бусинами. 27 Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: Самолет. Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других ис - точников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебни ка. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. 17.03 28 Ракета – носитель. Изделие : Ракета- носитель Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные гео метрические тела — конус, цилиндр. Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. 24.03 29 Летательный аппарат. Изделие : Воздушный змей Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На 07.04 15
основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и ин струменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения дета лей. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, из готавливать уздечку и хвост из ниток. 30 Издательское дело. Изделие: Создание титульного листа. Находить и отбирать информацию из материалов учебника и дру гих источников о технологическом процессе издания книги, о про - фессиях людей, участвующих в её создании. Выделять этапы из дания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакто ре MicrosoftWord. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстра тивный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». 14.04 31 Работа с таблицами. Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе MicrosoftWord: определять и устанавливать число строк и столбцов, вво дить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу 21.04 32 Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание». Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в изда тельском деле, в процессе создания книги.Использовать в практической деятельности знания программы MicrosoftWord.Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для «Дневника путешественника» 28.04 16
32 Переплетные работы. Книга. Изделие: «Дневник путешественника». Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах выполнения переплетных работ. Объяснять значе- ние различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Ис- пользовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. 05.05 33 Переплетные работы. Книга. Изделие: «Дневник путешественника». 12.05 34 Презентация проекта «Моя книга» Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в изда - тельском деле, в процессе создания книги.Использовать в практической деятельности знания программы MicrosoftWord.Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. 19.05 35 Итоговый урок. 26.05 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Книгопечатные издания для обучащихся для учителя Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника». Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Учебник «Технология4 класс». М., «Просвещение», 2014г «Сборник рабочих программ», Москва«Просвещение»,2011), предметная линия «Технология» ( авт. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг) Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника». Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Учебник «Технология 4 класс». М., «Просвещение», 2011г Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие для учителя «Уроки технологии.4 класс». М., «Просвещение», 2013 год. Поурочные разработки потехнологи 4класс Т.Н. Максимова, Москва «ВАКО» 2013г. Технические средства обучения. 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок 2. Магнитная доска 17
3. Интерактивная доска 4. Принтер лазерный 5. Ноутбук 6. Документ – камера 7. Система Интерактивного Тестирования «Votum» Программное обеспечение
1.
Операционная система Windows 7
2.
Пакет программ: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint
3.
Программа для интерактивной доски MULTI TouchSeries
4.
Программа для интерактивной доски RMeasiteach
5.
Программа для Системы Интерактивного Тестирования «Votum» Демонстрационный материал Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Комплекты тематических таблиц Технология обработки ткани Технология. Обработка бумаги и картона-1 Технология. Обработка бумаги и картона-2 Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами). Демонстрационный и раздаточный материал. Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок","Шерсть" Раздаточные материалы (справочные) Экранно- звуковые пособия Электронное приложение к учебнику Технология. 4 класс. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова ,И.П.Фрейтаг, Москва «Просвещение»-2012г.; Презентации к урокам, мульттимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии 18
Основная литература: Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, Просвещение, 2009г Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Под ред. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Просвещение, 2009г Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Просвещение, 2009г. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Просвещение , 2009 г «Сборник рабочих программ», Москва«Просвещение»,2011), предметная линия «Технология» ( авт. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг) Поурочные разработки потехнологи 4класс Т.Н. Максимова, Москва «ВАКО» 2013г. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова ,И.П.Фрейтаг «Уроки технологии» Пособие для учителя , Москва, Просвещение 2012г Дополнительная литература Методическое пособие с электронным приложением «Уроки технологии с применением информационных технологий 1 – 4 классы»; М., «Глобус», 2009 год. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998год. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.