"Частица не с глаголами"

Автор: Богданов Дмитрий Владимирович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" имени Героя Советского Союза Дюдюкина Г.К. с.Старое Эштебенькино
Населённый пункт: с.Старое Эштебенькино Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Частица не с глаголами"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект открытого урока по теме « Правописание частицы не с глаголами.

Класс: 2

Цели:
1. Ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. 2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода. 3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки. 4. Повторить изученный материал о глаголе. 5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас; 6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Оборудование:
презентация, индивидуальные карточки для учащихся, учебник.

Ход урока.

1. Включение в деятельность. (Слайд 1)
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Давайте пожелаем, друг другу успехов, соедините свои ладошки и соседа. Я желаю тебе сегодня добра, Если будет трудно, я тебе помогу.
2. Пальчиковая гимнастика.. (Слайд 2)
- Давайте подготовим руки к письму. - Мы делили апельсин. - Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька - для бобра. А для волка – кожура.
3. Чистописание. ( Слайд 3_)
На доске: Новых друзей наживай, а старых не теряй. Сколько слов в предложении? Как пишутся все слова с друг другом?
4. Актуализация изученного материала.
- Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму. На интерактивной доске:
(Слайд 4 )
Сматрел, дижурили, покармили, выглодил, сламали, замаразки, галадал.
- Какое слово лишнее? Почему? - Что вы знаете о глаголе? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется ? Чем является в предложении? - Назовите глаголы множественного числа? единственного числа? - Составьте предложение с одним из слов.( Например Дети смотрели в окно. Мальчики покормили кур. Коля выгладил рубашку.) - Запишем предложение на доске. Подчеркните главные члены предложения.
5. Самоопределение к деятельности.

Придумайте заголовок к стихотворению.( Авторский вариант «Не»)

(Слайд 5)
– Как вы думаете почему? – Что же обозначает это слово? – Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется? – Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.) Запись темы на доске.
6. Работа по теме урока.
Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю. Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё ни как не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь?
- Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.) - С какой частью речи употребляется частица НЕ? Какой смысл вносит частица НЕ? (отрицательный, все отвергает) - Как вы думаете как пишется частица НЕ с глаголом? – Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
7.Правило с. 78.
Незнайка составил памятку для пешехода, но как всегда все перепутал. Давайте исправим ошибки.
(Слайд 6,7)
Чтоб волновались каждый день родители, Чтоб спокойны были за рулём водители. На мостовой – играть, кататься, Если здоровым хочешь остаться! Правила эти помни всегда, Чтоб случилась с тобою беда! С площадки трамвая сходя, забудь Направо взглянуть: безопасен ли путь? - Как нужно писать частицу НЕ с глаголом. Выпишите глаголы с частицей НЕ
Вывод: частица НЕ с глаголом пишется отдельно.
8. Физкультминутка для глаз. (Слайд 8)

9. Закрепление изученного материала.
- Давайте применим новое правило. Составьте пословицу:
(Слайд 9-10)
Хорошие друзья в беде (не) говори. Друзей и водой (не) оставят. Новых друзей наживай, а старых (не) разольёшь. Чего (не) знаешь (не) течёт. Под лежачий камень вода (не) теряй. - Запишите любые две пословицы.
10 .Самостоятельно записывают текст, исправляя ошибки. (Слайд 11-12)
Друзья природы. Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.
11.Вывод (слайд 13)

12.Домашнее задание (Слайд 14)

13. Рефлексия.

(Слайд 15.)
- Какую задачу решали на уроке? - Удалось ли вам её решить? - С какими новыми знаниями вы уходите с урока? - Оцените свою работу на уроке.
Дополнительная физминутка.
Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало. Разомнёмся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьём ладошкой, Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. И сначала ещё раз!