"Урок свободного полёта"

Автор: Галкина Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Урок свободного полёта"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Галкина Ольга Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5, г.Березники
"Урок "свободного полёта"
Несколько лет назад я увидела видео - урок в финской школе. Очень многое меня заинтересовало - и парты расставлены не рядами, а в виде кругов, точнее - "разрезанных тортиков" (т.к. сектора - "кусочки" могут раздвигаться), и часть работы дети делают там, где удобно - на полу, на других столах, на окне, и общаются они друг с другом постоянно, и, как-то, естественно... Но особенно меня удивило не это, а то, что в первые минуты урока я не заметила учителя! Дети зашли в класс, спокойно расселись, начали самостоятельно что- то делать, пробовать, потом у некоторых появились вопросы - вот здесь и "вошёл в урок" учитель - дети либо подходили для разъяснений, либо приглашали его к своему столу. Учитель появился на уроке незаметно, словно ожидая своего вопроса. Он не доминировал в классе, главным было то, что делали дети! Сейчас я понимаю, что это и стало для меня эталоном,
образцом

урока по-новому
. И по новому ФГОС. В основе стандартов - системно-деятельностный подход, формула которого: практическая задача → невозможность решения (проблема) →получение нового знания→открытие (решение). Именно так происходит формирование УУД - обобщенных способов действий-личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, обеспечивающих решение жизненных задач. Всё это я увидела в том уроке - и самостоятельный выбор работы (задания), и попытка решения, как индивидуальная, так и в сотрудничестве с другими, и обращение к более опытному, и коррекция своей работы... Это и есть
активное присвоение ребёнком нового знания, это и

есть умение учить себя
! Но как достичь этого "СВОБОДНОГО ПОЛЁТА" учеников? Я начала читать о финской системе обучения [], знакомиться с материалами из опыта работы российских педагогов - новаторов [ ]. Мне далеко ещё до такой лёгкости, и, кажущейся на первый взгляд, простоты проведения урока - сценарии иногда обдумываются и переписываются много раз, долго и с трудом подбираются задания. (В такие минуты я подбадриваю себя словами Л.Толстого "Чем труднее учителю, тем легче ученику"[ ]). Да, сегодня многие приёмы развития УУД в рамках учебных предметов и во внеурочной деятельности, вошли в мою педагогическую практику. И всё же, не это считаю своим успехом, а
принятие
(осознание) мудрой мысли - "
невозможно поделиться тем, чего не имеешь"
.
Чтобы научить детей

учиться, нужно самой совершенствовать данное умение!
Это стало моим педагогическим принципом, и сегодня я поделюсь с вами своими "открытиями", а сделаю это через раскрытие смысла мудрого высказывания. Открытие первое -
"особая среда".
Для формирования коммуникативных УУД необходима "особая среда" - зона безопасного и свободного обмена мнениями. Психологи считают продуктивным стилем педагогического общения стиль на основе дружеского расположения. Я согласна - взаимоотношения между педагогом и учащимися – это не отношения 1
начальника и подчиненного, а взаимоотношения между равными личностями, направленные на развитие и ученика, и педагога. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а педагогического общения особенно.
Поэтому нам просто необходимо учиться правильно общаться.
С самого начала совместно с детьми устанавливаем правила, например:  Никогда не осмеивай чужое мнение (разных мнений может быть много) .  Возражая, аргументируй (доказывай), а критикуя предлагай.  Когда одновременно говорят два человека, им трудно услышать друг друга.  Все люди (и маленькие и большие) имеют право на ошибку. Эти (и другие), правила действуют как на уроке, так и во внеурочном пространстве. Открытие второе -
"трудно общаться с "НИСКЕМ".
Поясню. Б
о
льшая часть работы в современной школе, к сожалению, всё ещё проходит фронтально. С кем учится коммуницировать ученик, стоя перед классом у доски и рассказывая, например, правило? С НИСКЕМ. А с "нискем" общаться трудно. Я убеждена, что от фронтальной работы нужно уходить как можно быстрее. Гораздо полезнее работа в парах. С тем же правилом, но в парах, мы решаем несколько задач одновременно, так как учимся:  слушать, слышать и понимать другого,  взаимно контролировать друг друга,  правильно выражать свои мысли,  оказывать поддержку друг другу и пр. Открытие третье -
"закон синергии действует!"
Этот закон из теории менеджмента организации проявляется "в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов команды", другими словами - "2+2 = 5". Это явление предопределило переход человечества к организованным формам деятельности [ теория менеджмента организации ]. Во всём мире в творческой, деловой, научной сфере человек не работает в одиночку, создаются команды из 5-7 человек. Организация групповой работы имеет большое значение и на уроке:  на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;  возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;  возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Я стремлюсь, чтоб группы, в которые входят дети были разными. Для этого использую различные приёмы отбора групп - "Гонка за лидером", "Цвет и форма", "Подарок для самого слабого" , "Короткая спичка" и многие другие. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Кроме этого возрастает 2
сплочённость класса, формируется умение решать конфликтные ситуации, ученики учатся оценивать других и более точно оценивают свои возможности. Начиная работу над
регулятивными УУД
, я вновь задавала вопросы - "а сама я умею ставить цели?", "верно ли расставляю приоритеты?", "могу ли скорректировать деятельность, если понимаю, что ошибаюсь?" Мне кажется, что многие сидящие в этом зале осознают - "да, часто делаем лишнее, упуская что-то важное!, да, часто идём "проторённой дорожкой", потому что так легче, хотя понимаем - пора что-то менять!, да, часто выходим из школы "выжатые, как лимоны"... Тогда где же наши умения планировать, корректировать, ставить цели?! А ведь "не возможно поделиться тем, чего не имеешь"... И я учусь планировать (значит уважать своё и чужое время!), я учусь корректировать и оценивать. И обучая этому ребят, я делаю очередные маленькие открытия. Открытие четвёртое -
"планы могут быть разные"
: на четверть, на неделю, групповые и индивидуальные, под проект и под задачу... Например, начиная работу над новой темой, мы записываем всё, что знаем, и то, что пока не знаем (интересно, необходимо узнать и пр.). Эти "пунктики незнания" и есть заготовка плана работы над темой. По этой же схеме идёт работа по постановке целей и задач урока, подготовке к контрольной работе и т.д. Открытие пятое -
"оценивать трудно, но полезно".
Часто я встречаюсь с проблемой оценивания себя - кто-то из-за скромности, ложного стыда занижает, кто-то не адекватно завышает свою оценку. А проблема на самом деле, в отсутствии критериев! ("судьи-то кто?") Если критерии есть, то оценка становится не только простой, но и полезной - можно понять "где не дотягиваю" и "что могу ещё сделать". Я, использую различные шкалы, и стараюсь договориться с детьми, что обозначает самая верхняя и самая нижняя позиция, промежуточные "деления". Мы завели "блокноты - копилки", в которых записываем само-оценки ответов. Делаем это, используя условные обозначения баллы:
Ос+
ответил, подняв руку сам правильно - 5 баллов
Оу+
ответил по просьбе учителя правильно 4 балла, ответил, подняв руку сам, но неправильно
Ос
- 2 балла,
Оу
- ответил по просьбе учителя неверно - 1 балл,
О
- на уроке не отвечал
-
0 баллов. Можно оценивать уровень знаний по одному уроку или по всей теме. Работа над формированием
познавательных УУД
для меня наиболее понятна. Я давно включаю в каждый урок задания "на логику", ТРИЗовские задачки, приучаю детей работать со схемой, таблицей, моделью, символами. И
открытие
моё в этом направлении трудно назвать моим - просто я осознаю это сейчас особенно -
"вызывает познавательный интерес только то, что

любопытно "
. Результаты работы уже заметны: ребята умеют работать в парах и группах, они инициативны, любознательны, могут определять цели и задачи работы (или делают это с минимальной помощью), могут анализировать свою работу, активно учатся контролировать и оценивать команду и себя в ней. 3
А делаю ещё одно открытие -
"обучая, я обучаюсь"
. Делать ежедневные открытия, присваивая (принимая) новое - вот цель обучения по ФГОС Невозможно поделиться тем, чего не имеешь... И день за днём, выстраивая урок для детей, я постепенно создаю условия для своего "свободного полёта". 4