"История России XIX века"

Автор: Подгорнова Екатерина Игоревна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Самарский государственный колледж"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка внеаудиторного занятия
Тема: "История России XIX века"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подгорнова Екатерина Игоревна Преподаватель истории и обществознания ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж» г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80 В данной работе описана разработка внеаудиторного занятия по курсу «История России XIX века». На конкретном примере показана технология использования метода проектов предметно-содержательной области и её структурные элементы организации и реализации.
Россия. Век XIX

Предварительный этап:
детям заранее предлагается по желанию разбиться на 4 команды по 7 человек. Каждая из команд должна выбрать капитана, придумать название и краткое (1-2 минуты) представление команды. В жюри приглашены преподаватели колледжа.
Основной этап.
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о России. Не о той России, которая есть сейчас, а о той, что давно ушла, но осталась в людской памяти и, самое важное в Истории. Я говорю о России XIX века. Вы познакомились с ней уже довольно давно. Вы увидели закат эпохи дворцовых переворотов, Отечественную войну, восстание декабристов, Великие реформы Александра II. А теперь пришло время узнать, кто из вас наиболее осведомлен о жизни наших предков. А узнать самых достойных нам поможет наше компетентное жюри (представление). Ну а теперь пора познакомиться с нашими командами. Представление команд. Команды представлены, капитаны избранны – теперь можно двигаться к нашему первому конкурсу. Он носит название «Аукцион знаний». Каждая из команд обладает стартовым капиталом в размере 50 у. е. Сейчас на аукцион будут один за другим выставляться вопросы. Начальная цена любого вопроса 10 у. е. После объявления вопроса начинаются торги. Команда, купившая
вопрос при правильном ответе получает заплаченную сумму, а при неправильном лишается её. Вопросы для аукциона: 1. Этот фельдмаршал начал свою военную службу с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды тяжело ранен. Имел почти все русские награды. ( Кутузов). 2. Его прадед – муж дочери Петра I. Дед – Петр III. Он был женат на дочери прусского короля Фридриха Вильгельма принцессе Шарлоте. А сын его запомнился народу как Освободитель. ( Николай I). 3. Выберите из предложенных орден Андрея Первозванного и скажите, кто получал его сразу при рождении. ( Члены императорской фамилии мужского пола) 4. Вспомните Девиз ордена Андрея Первозванного. ( За веру и верность). 5. Он был членом-корреспондентом Петербуржской АН и основоположником военно-полевой хирургии, ввёл неподвижную гипсовую повязку, провёл первую операцию под наркозом. Был участником Севастопольской обороны. Кто он? ( Н.И.Пирогов). Ведущий: Вот и закончен наш небольшой аукцион. Его итого нам подведёт жюри. Жюри объявляет текущий счет команд. Ведущий: Пришло время для второго конкурса. Назовём его «Светский разговор». Сейчас в течение минуты я буду задавать каждой из команд вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете 10 у. е.
Вопросы для конкурса «Светский разговор»: 1. Где создавались земские учреждения? ( В губерниях и уездах) 2. От чего с 1874 года зависел срок службы в армии? (Образование) 3. Чем занимались земства? ( Местное самоуправление, медицина, благоустройство) 4. Кто руководил обороной Севастополя? ( Корнилов, Нахимов, Истомин) 5. Что послужило поводом Крымской войны? ( Спор из-за палестинских святынь) 6. Кому и какую «записку» написал Кавелин? ( Александру II «записка об освобождении крестьян») 7. Самая крупная русская ярмарка? ( Нижегородская) 8. Самый крупный город России? (Петербург) 9. Кто сменил на троне Павла? ( Александр I) 10.Какое прозвище получил Александр II? ( Освободитель) 11.Какое прозвище носила наполеоновская армия? ( Великая армия) 12.Первая декабриская организация это.. ( Союз спасения) 13.Кто из декабристов был автором конституции? ( Муравьёв) 14.Автор теории официальной народности? ( Уваров). Ведущий: Молодцы, вы справились и с этим конкурсом. А вот следующий будет немного сложнее. Он называется «Немое кино». Все участники команды выстраиваются друг за другом. Я сообщу вашему капитану некую фразу, которую тот должен объяснить следующему участнику жестами. И так до последнего участника, который оглашает свой вариант. Все ясно? Тогда начали. Задания для конкурса «Немое кино»: 15.Помещик 16.Восстание декабристов 17.Бородинская битва 18.Партизаны.
Ведущий: Вот мы и дошли до финала. Но, как вы знаете, в финал может выйти только одна команда, поэтому предоставим слово жюри. Жюри объявляет участника супер игры. Ведущий: Сейчас вам будет предложено 3 задания. Выполнять их вы будете одно за другим, если ошибётесь хоть в одном, то суперигра проиграна. Попробуем? Итак, вопросы для супер-игры: 1. Расположите в хронологической последовательности: Парижский мир; Отмена крепостного права; Тильзитский мир; Земская реформа; Синопский бой; Восстание декабристов. 2. Перед вами три портрета. Назовите этих людей и подберите им титул из предложенных. ( Александр I, Константин Павлович, НиколайI) Титулы: Ваше императорское величество, Ваше императорское высочество, Ваше высочество, Ваша светлость. 3. В Российской империи было три императора, носивших одно имя, правивших в одном веке, но получивших разные прозвища. Назовите государей и их прозвища. (Это Александры – Благословенный, Освободитель, Миротворец). Ведущий: вот и закончился наш турнир. Сегодня вы просто блеснули своими знаниями. Награждение по номинациям: * Победитель игры; * Самая творческая команда; * Самая дружная команда; *Самая активная команда.