"Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе".

Автор: Старченко Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: Красносулинский район Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе".
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Реализация здоровьесберегающих технологий

в учебном процессе
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить которой нельзя ничем. Его нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство- движение, которое сохраняет здоровье, работоспособность, долгую жизнь. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, и от него зависит успешность обучения в школе. Я строю учебный процесс с учетом информации по сохранению и укреплению здоровья, потому что одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость. Этому есть свои причины. Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой ещё не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно контролировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта работа требует длительного времени, что идёт вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности. Поэтому на уроке постоянно чередую учебную работу и отдых, и наоборот. В моем классе создана система оздоровительной работы, которая способствует не только сохранению, но и укреплению здоровья. Работа по формированию здорового образа ведется, способствуя развитию межвозрастного сотрудничества: учитель - дети- родители. Совместно с родителями разработана схема организационно-методической деятельности по сохранению и укреплению здоровья по трём направлениям. На уроках: физкультминутки; массажные коврики; смена посадочного места; пальчиковая гимнастика; подушечки на головах. Во внеурочное время: час активных движений; стенка «Ладошки»; оздоровительно-спортивные мероприятия, волонтёрская группа. Дома: утренняя гимнастика; витамины; режим дня. Каждый учебный день начинается с гимнастики, которая длится 3-4 минуты. В школе учащимся приходится сидеть длительное время за партой в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти последствия свести к минимуму, используется смена посадочного места. В течение учебного дня трижды меняется посадочное место для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения (опыт учителя Ставропольского края В.Г.Рыбченко). Массаж спины. У каждого ученика на стульях висят самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного материала: из нашитых цветных пуговиц (1-2кл.), из пробок от пластиковых бутылок (3-4кл). Эти коврики изготавливают родители вместе со своими детьми. Методика «посиди и походи» применяется в основном на уроках чтения и окружающего мира. Ребёнок при чтении может встать или походить по классу с книжкой в руке. Подушечки на головах способствуют выправлению осанки у детей. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить её провести кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.
В классе имеется игровая стена «Ладошки» для развития кисти рук. Она состоит из нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до половины стены так, чтобы учащиеся доставали до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Упражнения у стены также позволяют в какой-то степени корректировать осанку и искривление позвоночника, снимать утомление в мышцах кисти рук.

К концу третьего урока у младших школьников наблюдаются ярко выраженные признаки утомления. Тут к нам на помощь приходит волонтёрская группа.

Волонтёрская группа- это учащиеся 6-7 классов. Группа проводит динамические перемены, где используются игры и упражнения. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явлений природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются и речь, и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательные программы для младшего школьного возраста - наш шанс решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно. Поэтому учитель должен строить свой учебный процесс не только с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья.