"Техногогии личностного развития в студии эстрадного вокала"

Автор: Каленская Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Добробабиной города Белово"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Техногогии личностного развития в студии эстрадного вокала"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологии личностного развития, используемые в студии эстрадного вокала. Обучение в студии эстрадного вокала проходит индивидуально. На занятии присутствуют дети от 1 до 3 человек, в зависимости от музыкальных способностей, песенного материала. Такая технология называется технология индивидуализации (адаптивная). При этом индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Во многих технологиях такой подход осуществляется, как принцип обучения и развития и поэтому ее считают проникающей. Она характерна в учреждении дополнительного образования детей. Важным достоинством индивидуального обучения в студии эстрадного вокала является то, что позволяет адаптировать формы, содержание, темп обучения, методы, к музыкальным способностям каждого учащегося, следить за его изменениями, вносить коррекцию. Это даёт возможность работать заинтересованно, контролировать свои голосовые, дыхательные, речевые действия, что гарантирует успех в обучении. При обучении педагог должен тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. Поэтому необходимо индивидуально отбирать удобные и полезные приёмы в процессе обучения. Полезно вместе с учащихся анализировать и исправлять ошибки. Обработка голоса и освоение певческих навыков – это процесс музыкального развития певца. Индивидуальное обучение способствует тому, чтобы ученик пел свободно, полётным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие тембральному яркому звучанию. Необходимо для каждого учащегося подобрать тип дыхания, возрастное звукоизвлечение, пол, характеристику голоса, и многое другое, что способствует формированию голоса. устойчивости певческого аппарата. Знаменитый итальянский педагог Генрих Панофки утверждал: «Хорошему педагогу нужны наблюдательность, интуиция, которые помогли бы раскрыть способности, характер учеников и путь, по которому надлежит вести каждого из них». Главным эстетическим принципом педагога по вокалу является слияние технической и художественной стороны вокального процесса. Это «постановка голоса» и увлечение учащегося музыкальными идеями, при этом развивая художественное, образное видение исполняемого произведения. В
детском возрасте закладывается основа музыкальной культуры человека, а в будущем становится его общей духовной культурой. Поэтому индивидуальный подход так необходим в музыкальном творчестве. Правильно подобранные упражнения в индивидуальном порядке положительно сказываются на развитии и формировании голоса как музыкального инструмента. Музыкальные способности –это психологически индивидуальные свойства человека, включающие в себя исполнение, восприятие, обучаемость, сочинение музыки. Музыкальные способности проявляются у всех людей. Ярко выраженные называются одарённостью. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, с раннего возраста. Отсутствие музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимы впоследствии. Если ребёнок любит и хочет петь нужно помочь ему раскрыть красоту музыки и развить певческие способности. Дети, занимающиеся вокалом очень часто весёлые, эмоциональные, чувствительные. В своей работе педагог большое внимание уделяет распеванию и разучиванию вокальных упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха, дыхания. Для более эффективного обучения используются игровые технологии в соответствии со способностями и возрастными особенностями учащихся. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизации и интенсификации деятельности учащихся. Их основа - педагогическая игра, направленная на усвоение общественного опыта. Учитывая, то, что дети любят игровые моменты, используют элементы игры, упражнения которые имеют интересное содержание. Всё это для того чтобы помочь выделить выразительные моменты в песне, преодолеть различные певческие трудности, помочь развивать музыкальный слух и голос, чувство тяготения к тонике, на учиться оценивать оттенки музыки, лад. Во время занятия проводится игра «Спой скороговорку». Под нее дети придумывают свои мелодии исполняя их различными способами – legato, staccato, no legato. Используют исполнение разные по характеру музыки. Например, фразу из стихотворения Агнии Барто «Наша Таня громко плачет» предлагают исполнить грустно сочиняя при этом несложную мелодию на фортепиано. «Наша Таня громко плачет, уронила в речку
мячик» (в миноре) У-У-У-У «Слышишь Танечка не плачь, не утонит в речке мяч» исполнить весело (в мажоре). Ха – Ха – Ха – Ха…… Клоун является разнохарактерным персонажем, всегда вызывает яркие эмоции, как у детей, так и у взрослых. Поэтому используют его в качестве театрализованного персонажа, которого изображают дети. На учащегося надевается парик и носик клоуна, и он придумывает весёлую мелодию на слова: «Я жонглировать могу! Ничего не уроню!» и грустную «Я жонглирую мячами не могу поймать руками.». У каждого учащегося складывается свой образ персонажа. В одном случае это весёлый и задорный, в другом – смешной, в третьем грустный, обиженный. У каждого свой. Эмоциональный компанент позволяет исполнить песню с удовольствием. Без эмоций не может развиваться музыкальный слух, музыкальные способности детей. В своей работе используют игру «Пропал звук». Вначале объясняют игру, говорят о том, что во время пения перед зрителеми, неожиданно сломалась аппаратура и пропал звук, учащимся необходимо продолжить петь без звука жестами и мимикой показывая смысл песни. Зрители, в данном случае педагог смотрит ребенка по телевизору и должен без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова. Песня веселая на лице улыбка, оно живое, а если грустная, брови опущены лицо грустное. Игра «Через стекло», учащиеся поют молча артикулируя. По мимике должны быть понятны слова и характер песни. В этом задании дети удерживают интонацию на одном звуке, поют выразительно передовая характер песни. Для развития чувства ритма, используют игру «Скажи, что слышишь». Дети встают к педагогу спиной, а педагог издаёт различные звуки: стук карандаша, стук металлической палочки, хруст бумаги, звон стекла и т.д. Развитие чувства ритма входит в компонент развития музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один выполняет хлопки на мелодию, а другие повторяют. Развитие способностей требует учета индивидуальных особенностей и динамики их развития. В основе лежит принцип диагностики. Задания установления уровня развития ладового чувства: 1. Эмоциональное восприятие музыки. Нужно рассказать о содержании песни, о динамике, характере песни, выразительных инструментах,
передающих характер песни. Можно попросить изобразить характер музыки в движении. 2. Сочинение мелодии на заданный текст, например, скороговорку. Задания для установления уровня музыкально слуховых представлений: 1.Установить движение мелодии вверх или вниз, на месте. Определить на каком слове изменилась мелодия (песенки “Сыпется песок” или “Оса”). 2.Спеть песню, сначала под плюс фонограмму, затем под минус. Задание на чистоту интонирования мелодии: 1. Пропеть специально исполненную незнакомую мелодию. 2. Для установления уровня развития чувства ритма: 1. Простучать ритм мелодии, при повторном исполнении самостоятельно прохлопать 8 тактов. 2. Прослушать разно жанровую музыку. Изобразить штрихи – legato, staccato, non legato, обращать внимание на акценты. Попросить сказать к какому жанру относится песня. Для определения уровня развития музыкальности используют критерии предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г. Москвы С. Мерзляковой. Высокий уровень. Самостоятельность, инициатива творческая оценка. Быстрое понимание задания, выразительное и точное его выполнение без помощи педагога, яркая эмоциональность. Средний уровень. Эмоциональный интерес, желание заниматься музыкальной деятельностью. Но возникают трудности в выполнении задания. Необходима помощь педагога, дополнительное объяснение, повторы, показ. Низкий уровень. Не эмоционален, равнодушно относится к музыкеи пению. Нет особого интереса.
Исходя из итогов динамики развития музыкальности, в студии намечается дальнейший путь деятельности, в организации индивидуального обучения, пути дальнейшего развития музыкальной культуры в общем. Занятия пением должны приносить радость. удовлетворение, желание развиваться дальше. Благодаря использованию различных технологий в процессе обучения удаётся добиться положительных результатов в вокальной деятельности.