"Особенности работы при индивидуальном обучении ребёнка-аутиста"

Автор: Панченко Светлана Геннадьевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГКОУ СО "Туринская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Туринск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы при индивидуальном обучении ребёнка-аутиста"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности работы при индивидуальном обучении ребёнка- аутиста.
К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды.
Джон Рескин

Детский аутизм
— это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. К.С. Лебединская под термином АУТИЗМ понимает «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой, , но он испытывает и потребность в них. Аутисты в силу самой природы своего заболевания с трудом поддаются внешним влияниям. Они обречены на изоляцию и, следовательно, на оригинальность. Их способ видения мира, если удается его разглядеть, обычно оказывается врожденным и идет изнутри. Общаясь с таким ребёнком, я прихожу к мысли, что аутисты представляют собой некую отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый представитель которого полностью замкнут на себя. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию. У детей-аутистов не должно быть никаких сюрпризов. Общаясь с ребенком- аутистом, говорить приходится как можно яснее
,
используя самые простые слова ,не вызывающие затруднений для понимания . Так же я стараюсь не использовать в формулировках частицу
НЕ.
На начальном этапе обучения детей с расстройством аутистического спектра очень
важно поддержание единого алгоритма занятий
.Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно подключать новые компоненты.
Например
наши занятия начинаются так: сначала мы подходим к окну и дневнике наблюдений отмечаем , по термометру, температуру воздуха, облачность; далее для положительного змоционального настроя на урок, я использовала песенку-танец « Мы танцуем буги вуги» , сначала пела сама и мы разучивали движения, затем подключила музыкальное сопровождение. Так же этот танец мы использовали для изучения частей тела, правой и левой сторон. Несмотря на то ,что Саше это поначалу очень нравилось, я заметила через какое-то время его раздражение и перешла к обучению новой песне с элементами танца «Если нравиться тебе , то делай так..», по той же методике. После исполнения данного « ритуала» мы открываем дневник , я озвучиваю( Саша показывает) дату, расписание уроков на день,готовим необходимые школьные принадлежности, повторяем правила поведения во время занятий с помощью пиктограмм ).. Моя задача сделать так, чтобы ученик мог независимо от взрослого, переходить от одного вида деятельности к другому, сверяясь при этом с расписанием и понимая важность его значения.
Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух, аутисты не исключение , поэтому постоянно проговариваю каждое действие сама и требую этого же от ребёнка,хотя бы шептать «губами», ведь через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала. Обучение детей с аутизмом должно проходить с акцентом
ТОЛЬКО на положительную мотивацию
. Для повышения мотивации учащегося выполнить до конца менее привлекательные задания, перемежаю их с более привлекательными для него видами деятельности (вырезать , наклеить, раскрасить ) Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам. Учитывая неловкость рук ребенка- аутиста, я подбираю для него задания так, чтобы он чувствовал в них свою состоятельность, чтобы работа не была особенно трудной, а эффект был ярким. Особой проблемой могут стать импульсивные действия такого ребенка, уничтожение им результата своей работы — внезапное стремление порвать изделие, хотя через секунду обычно горько жалеет о том, что сделал. Чтобы не допустить подобного, после окончания работы поделку забираю, ставлю ее в безопасное место — на полку, либо вместе с мамой вешаем на стену, но так, чтобы все могли видеть ее, радоваться вместе с ребенком его успеху. А так же , заметив возбуждение у Саши, останавливаю работу и предлагаю лист бумаги, чтобы он его измял и порвал на мелкие кусочки, сняв тем самым порыв агрессии. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Так, при обучении чтению, сначала я ориентировалась на хорошую непроизвольную память Саши, на то, что он, играя с магнитной азбукой может быстро механически запомнить весь алфавит . Поэтому, время от времени, я называла буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм. Далее, я не стала учить Сашу побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение, т.к. научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного, потому что он увлекается самим процессом соединения букв и слогов, т. е. фактически начинает использовать его для аутостимуляции. При «глобальном чтении» мы избежали этой опасности, так как подписываем картинки и предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает. Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле. Удобно также, что методика ориентируется, в основном, на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку. При работе с текстом, после предварительного прочтения мною, Саша отвечает на вопросы , наклеивая в тетрадь, заранее приготовленные , слова либо целые предложения , причём сам вопрос из заготовленных, так же находит и прочитывает. Обучая аутичного ребенка счету, следует также помнить, что он может научиться считать механически, не соотнося цифры с количеством, не понимая реального смысла счета. Он может развлекать себя, считая до тысячи, до миллиона или решая примеры на сложение и
вычитание с двух– и трехзначными числами, но будучи при этом не в состоянии осмыслить и перевести в форму примера простейшую задачу. Поэтому обучение Саши счету начинали с работы по сравнению количеств, соотнесению цифры и числа предметов. В этом очень хорошо помогает использование на уроках наглядного, предметного материала, игрушек .При запоминании таблицы на сложение и вычитание в пределах 10 я использовала игру в ладоши, задавая ритм для запоминания примера. Для счёта в пределах 100 в прямом и обратном порядке - наклеивали в тетради приготовленные заранее цифры, которые потом так же использовали для счёта круглыми десятками. Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для аутичного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. Сначала я вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водила его рукой, поддерживая ее за кисть. Таким способом мы передаем ему «моторный образ» (двигательный стереотип) написания какого-либо графического элемента. Постепенно такую физическую помощь я уменьшала : уже не водила рукой ребенка, а лишь слегка придерживать его кисть или локоть перешла к письму «по точкам», чтобы ребенок не привык к постоянной поддержке руки иначе без нее письмом заниматься не будет. Так же ежедневно перед занятием использовали пальчиковую гимнастику, растирание –разогрев пальчиков. Конечно, каждую часть занятия стараюсь обыграть, ориентируясь при этом на интересы ребенка. Для ровного написания букв изготовила трафарет ,не позволяющий выходить за границы строки, используя его Саша представляет, что герои мультфильма « Тачки» едут по прямой трассе и выезд за границу строки- это авария. Многие элементы обучения аутичного ребенка возникают еще в игре. Мы пересчитываем вагоны игрушечного поезда ; определяем, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы «угостить всех зверей»; подписываем рисунки, лепим из пластилина буквы или выкладываем их из мозайки, и т. п. Так, с самого начала , я провоцировала интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать проявлений негативизма по отношению к обучению.(Саша любит газету «Телесемь», каждую неделю он писал записку для старшего брата и отсчитывал необходимое количество денег для покупки газеты). С самого рождения каждое слово у ребенка связывается с определенным предметом или действием. Так у малыша создается представление об окружающем его мире. Чем больше ребенок познает мир, тем больше появляется в его лексиконе новых слов, посредством которых он удовлетворяет свои потребности. Так постепенно развивается речь человека. Иначе обстоит дело с ребенком-аутистом. Как и у обычных детей, у аутичного ребенка слово связывается с тем или иным явлением. Но если это явление для него ничего не значит, то аутист перестает произносить соответствующие ему слова. Так постепенно теряется способность к развитию речи у аутичных детей, при этом, слова и звуки, которые вызывают приятные ощущения у аутиста, он может повторять целый день, но не использует его для общения. А если нет общения, то, естественно, нет и речи. Словарный запас у Саши состоял из 2-х слов «мама», «папа». Используя совместное проговаривание чистоговорок, потешек , небольших стихотворений во время игр, физминуток, а так же используя детские песни , при прослушивании которых я сама подпевала, я вызвала у ребёнка желание произносить не только звуки, но и отдельные слова, пока не очень чётко и понятно,но главное, что желание общаться появилось, а некоторые песни он поёт вместе со мной.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи