"Моя семья"

Автор: Колупаева Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 9"
Населённый пункт: г. Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Моя семья"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогический проект «Моя семья» Если спросят: почему Я люблю свою семью? Я отвечу без труда, Ведь это – моя семья! Вместе интересно нам Ходить и там, и там, и там. Мы очень дружно мы живем, И песни весело поем.
Вид проекта
: творческий.
Продолжительность проекта
: долгосро
(
октябрь-ноябрь ) .
Участники проекта
: воспитатель группы, дети первой младшей группы, родители.
Ожидаемые результаты
: дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек; совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений . Улучшению взаимоотношений в семье через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в группе, в детском саду. Умение участвовать в сюжетно-ролевых играх о семье.
Программное содержание:
Познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»; Учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка; Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность проекта
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит 1
основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка . Проблема: Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы. Актуальность темы заключается в том, что она помогает детям получить более широкие знания о семье. Формировать осознанное представление о необходимости заботиться, о своей семье. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.
Объект проекта
:дети первой младшей группы, родители.
Предмет проекта:
семья
Цель проекта
: формирование у детей первоначальных представлений о семье .
Задачи проекта:
- Донести до участников проекта важность этой темы. - Создать развивающую среду: подобрать атрибуты, материалы для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Моя семья» - подготовить совместными усилиями детей и родителей -подобрать материал для продуктивной деятельности. - Составить перспективный план мероприятия
Необходимые материалы
: иллюстрации о семье, фотографии из семейных альбомов, художественная литература … .
Предполагаемый продукт проекта:
-Выставка творческих работ детей : Лепка «Угощение для бабушки».Рисование «Подарю цветочек маме». 2
-Мероприятие совместно с родителями и детьми – Праздник «День Матери» -Презентация своей семьи через оформление семейного альбома -создание генеалогического древа -разработанные рекомендации для родителей«Семейный выходной» -Папки-передвижки на темы: «Поиграй со мною, мама».
Содержание проекта

Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный зтап - Диагностика знаний и представлений детей о своей семье. Подбор иллюстраций о семье, о животных с детёнышами, фотографий своей семьи -Фотовыставка «Моя семья». -Выставка детских работ - Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке. 3. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику. 4. Дополнить атрибуты для сюжетно-ролевых («Семья», «Дочки- матери» -подготовить , дидактических («Чья мама? ») . -Заучивание стихотворения «Моя семья» (пальчиковая игра). -Беседы «Моя семья», «Моя бабушка», «Праздники в моей семье», «Как я помогаю дома» -Разыгрывание ситуаций:«Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения за столом», - Чтение потешки «Из- за леса, из-за гор едет дедушка Егор» -Дополнить атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Дочки- матери» -Подготовка дидактических – «Чья мама?» Чтение сказок «Сказка про маму», «Сказка о - Праздник «День Матери» совместно с родителями 3
5. Беседы с детьми. невоспитанном мышонке»Прокофьевой С.Л «Просто так» Витензон Ж.З. -Лепка «Угощение для бабушки». - Рисование «Подарю цветочек маме». -Папки-передвижки на темы: «Поиграй со мною, мама», «Семейный выходной»
План работы.

Дата

Содержание работы

Участни-ки

Ответст-венные

Подготовительный этап
О К Т Я Б Р ь I Н Д Е Л Я 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). - Диагностика знаний и представлений детей о своей семье. -Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке. Воспитателиперво й младшей группы Воспитателиперво й младшей группы II Н Е Д Л Я 1. Подбор наглядно- дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. - Подбор иллюстраций о семье, о животных с детёнышами, 2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей 4
группы. 3. Разработка рекомендаций для родителей. О К Т Я Б Р Ь III Н Е Д Е Л Я 1.Организация развивающей среды в группе : - Дополнить атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Дочки-матери» - Подготовка дидактической игры – «Чья мама?» . - Подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Парикмахерская». -Фотовыставка «Моя семья» . -Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.
Основной этап
О К Т Я Б Р Ь IV Н Е Д Е Л Я - Рассматривание иллюстраций о семье, о животных с детёнышами -Рассматривание фотографи й на тему: «Семья»- учить детей называть имена членов семьи - Чтение потешки Дети, родители, воспитатели Воспитатели первой младшей группы 5
«Петушок и его семья» - Развивать речевую активность детей, учить слушать и понимать содержание потешки, договаривать слова . Чтение стихотворения «Вот дедушка» -Дидактические игра «Чья мама? » -Дидактические игра «Мишка пьет горячий чай»- учить детей расставлять посуду для чаепития; обогащать речь детей; воспитывать желание заботиться о кукле. -Пальчиковая игра «Петушок» - на развитие мелкой моторики и развития речи. -Слушание колыбельной песни -Создание игровой ситуации для с/р игры«День рождение куклы Кати» - Игровая ситуация « Как мама учила медвежонка правильно кушать»- учить держать ложку в правой руке 6
Н О Я Б Р Ь I Н Д Е Л Я -Показ настольного театра по сказке « Просто так»- помочь понять сказку,сопереживать её героям, воспитание доброжелательности -Чтение потешки: «Наша семья» -Беседа о семье через образ куклы :кукла Таня приносит фотографии своей семьи и рассказывает о том, как их зовут Расскажем Тане о том, как зовут маму, папу -Д/ у: « Назовем ласково»- обогащать и активизировать словарь детей - С/Р игра: «Уложим куклу Катю спать» - упражнять детей в выполнении игровых действий, пение колыбельной песни - Беседа на тему: «Кто живет в моей семье? » -Чтение потешки « Еду, еду, к бабе, к деду» 7
II Н Е Д Л Я . - Беседа на тему«Какая у меня мама? -Д/у: Игра «Назови ласково каждого члена семьи». - Словесная игра «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?». -Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Бабушка и внучка» -Пальчиковая игра: «Шалун» Дидактическая игра «Кукла в ванночке не плачет»- Цель:Развитие речи детей в процессе игры, обращая при этом внимание на воспитание доброго отношения между детьми и привитие элементов личной гигиены. Д/и «Девочка заболела». Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному. Н О Я III Н -Чтение потешки «Пошла Маня на базар» -Беседа о праздниках в семье , как подготовиться к Дети, воспитатели Воспитатели первой младшей группы 8
Б Р Ь Е Д Е Л Я празднику. -Чтение сказки Осеевой З.А. «Добрая хозяюшка» Конструирование из строительного материала «Мебель для комнаты» -Игра «Хозяйство семьи» Цель. Закреплять знания детей о некоторых орудиях труда и предметах, необходимых в домашнем хозяйстве мамы, папы, ребенка. называть возможные действия с ними. -«Маленькие помощники». Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье. Н О Я Б Р Ь I V Н Е Д Е Л Я Беседа на тему:«Как я могу заботиться о маме, папе? » Оформление выставки фотографий «Моя мама лучше всех» Беседа о том, как дети могут поздравить мам с праздником Игра «Что может делать папа, мама?» (при помощи пантомимы). - Праздник «День Матери» совместно с родителями Воспитатели первой младшей группы 9

Использование методических источников
Е. А. Бондаренко «Развивающие игры детей от года до трех лет» В.В. Гербова « Занятия по развитию речи»2008г. Н.Ф. Губанова « Развитие игровой деятельности»2008г. Г. Я. Затулина « Конспекты занятий по развитию речи первая младшая группа»2008г.
Приложение
.
Игра «Кто, что делает?»
- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками … - Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ... - Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме - Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке … - Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими … - Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор
Игра «Назови ласково каждого члена семьи».
Сын – сынок – сыночек; Дочь – дочка – доченька; Брат – братик; Сестра – сестричка – сестренка; Мама – мамочка – мамуля; Папа – папочка – папуля; 10
Бабушка – бабуля – бабуличка; Дедушка – дедуля – дедуличка.
Беседа «Моя семья»

Цель:
Учить малышей заботиться о своих близких. Обратить внимание детей на то, как взрослые заботятся о них.
Методика проведения:
Во время беседы воспитатель задает малышам следующие вопросы: - Кто живет вместе с вами в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.) - Как вы думаете, кто самый старший в семье? (Дедушка, папа.) - Кто самый младший в семье? (Я, младший брат, сестра.) - Что делает в семье мама? (Готовит, убирает, стирает, гладит.) -Что делает в семье папа? ( Чинит мебель, вкручивает лампочки и др.) - Где трудятся родители? ( Ответы детей.) Что они делают? - Ваши родители заботятся о вас? Как они это делают? Далее воспитатель подводит малышей к выводу, что родители очень любят своих детей, заботятся о них, делают все для того, чтобы детям было хорошо, и что ребята, в свою очередь, тоже должны заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение. В повседневной жизни воспитатель при каждом удобном случае должен обращать внимание на то, как взрослые заботятся о них. Например, заметив, что девочка пришла в новом платье можно сказать: «Как мама о тебе позаботилась, такое красивое платье сшила к празднику! Ты сказала маме «спасибо», поцеловала ее?»


Беседа «Бабушкины руки»
Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого две бабушки: одна бабушка – мамина мама, другая бабушка – папина мама. Уточняет, знают ли дети, как зовут их бабушек, напоминает, что бабушкам нужно помогать. - У кого бабушка живет вместе с вами? К кому бабушка приезжает в гости? Играете ли вы с бабушкой? Читает ли она вам? Гуляет ли с вами? - Сейчас я прочитаю вам стихотворение о бабушке. Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог!
Конспект НОД в первой младшей группе на тему:
11
(образовательные области: социализация, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка)
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с понятием «Семья». 2. Уметь называть имена членов семьи. 3. Учить внимательно относиться к родителям и близким. 4. Обогащать словарный запас словами: семья, сыночек, дочка, дедушка, бабушка, сестра, брат, вещи, помогать. .
План – конспект:
1. Рассматривание фотографий «Моя семья». Называют имена членов семьи, изображённых на фотографии, вопросы. 2. Сюрпризный момент (приходит кукла Катя). Создание проблемной ситуации (если родители не покупают игрушки – как надо себя вести?). 3. Физкультминутка. 4. Игра «Чьи вещи?» (определить предмет, принадлежащий близким людям). 5. Пальчиковая гимнастика (худ. слово). 6. Танцуют под музыку «Моя семья».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель обращает внимание детей на фотографии.
Воспитатель:
Посмотрите, сколько много фотографий. А кто изображен на этих фотографиях, назовите имена ваших родных и близких людей? (дети называют имена членов семьи, 3 – 5 ответов).
Воспитатель:
Молодцы ребята, как хорошо вы знаете, всех кто вместе с вами живет. -Тише, ребята, кто-то плачет, слышите? Пойду посмотрю. (В группу входит кукла Катя и грустным голосом приветствует детей):
Катя:
Здравствуйте, ребята. (Всхлипывает)
Воспитатель:
Здравствуй Катя. Почему у тебя такой грустный голос?
Катя:
Потому что мама и папа не купили мне игрушку, которую я очень давно хочу!!! (плачет). Ребята, скажите, а вам мамы и папы покупают игрушки?
Дети:
Да, покупают.
Катя:
Каждый день покупают?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
А если не покупают, то как вы себя ведете? Наверное, сердитесь, обижаетесь? Покажите как? (дети показывают, как они вели себя в данных ситуациях: обижались, плакали, топали ногами, если родители не покупали желанную игрушку)
Воспитатель:
Как вы думаете, правильно вы себя вели, хорошо?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
А как надо было себя вести? 12

Дети:
Не плакать, не топать ногами, нужно подождать.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, не всегда мама или папа могу вам купить новую игрушку. Покупать игрушку – значит делать подарок, а подарки дарят всегда по праздникам.
Воспитатель:
Катя успокойся! ( Сажает на стульчик) Ваши мамы и папы любят вас, заботятся, и когда наступит праздник, порадуют вас подарками-игрушками.
Воспитатель:
Ребята, спросите у Кати как зовут ее маму и папу (дети спрашивают).
Катя:
Маму зовут Надя, а папу Саша. А как зовут ваших мам и пап? (Дети называют имена изображенных на фотографиях членов семьи, 2 – 3 ответа).
Воспитатель:
Расскажите Кате кто ты будешь папе с мамой сыночек или дочка? (воспитатель по очереди передает куклу и ребята называют).
Воспитатель:
Катя, посмотри вот сколько сыночков и дочек сидят здесь. Папу, маму, дочку, сыночка можно назвать одним словом - семья (хором, индивидуальные ответы).
Катя:
ребята, а вы хотите еще поиграть со мной? Вы сейчас маленькие, а потом подрастёте и будите большими, как мамы и папы. Проводится физкультминутка 2 раза: Сначала буду маленьким (присесть). К коленочкам прижмусь (обнять колени руками). Потом я вырасту большим (встать). До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки).
Воспитатель:
В семье все любят друг друга и заботятся, помогают друг другу Кто как помогает дома, расскажите? (убирают игрушки, подметают пол, находят вещь, которую не нашла бабушка)
Воспитатель:
Катя посмотри, сколько замечательных вещей принесли ребята из дома. Хотите поиграть в игру« Чьи вещи?» Кого я вызову должны найти вещь, которую вы принесли из дома, сказать, чья вещь, как называется. Дидактическая игра «Чьи вещи?» (определить предметы, принадлежащие близким людям детей группы)
Воспитатель:
Молодцы ребята, знаете вещи ваших родных и близких. И у наших пальчиков посмотрите дружная семейка. Давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, 13
Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
Воспитатель:
Скажите, ребята, вам сегодня было интересно? О чем мы говорили (ответы детей)? -Верно, папа, мама, дети, дедушка и бабушка – это семья. Чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение - нужно любить друг – друга, заботится, помогать друг другу, дарить подарки и даже танцевать. Танцуют под музыку «моя семья» (дети свободно двигаются под музыку).
Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Едем в гости к бабушке.

Угощение для бабушки».
Интеграция образовательных областей: Познание (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, чтение. Цели: познакомить с признаками осени; развивать наблюдательность, умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки, самостоятельность, творческие способности; упражнять в разнообразных приёмах лепки; закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов. Материалы: кукла, фланелеграф, картинки с изображением живой и неживой природы, пластилин, доски для лепки. Содержание организованной деятельности детей 1. Организационный момент. Во время прогулок воспитатель продолжает развивать наблюдательность детей, вместе с ними определяет, какие изменения происходят в природе2. Сюжетная игра-путешествие «Едем в гости к бабушке». В группе дети находят картинки с изображением явлений природы, которые они наблюдали во время прогулки, воспитатель помещает их на фланелеграф. 2. -Мы с вами отправляемся в гости к бабушке. На чем поедем? (Выставляет игрушку автобус, который «проезжает» мимо картинок с изображением осенних явлений природы.) За окном автобуса мы видим очень много интересного (На стол ставится кукла-бабушка.) Вот мы и приехали. 14
2- Здравствуйте, бабушка. (Дети тоже здороваются.) Ребята, расскажите бабушке, что мы видели во время поездки. (Дети говорят, что наступила весна и рассказывают про известные им весенние явления природы.) 3. Лепка. Мы сегодня приготовим для бабушек угощение. Какое угощение вы хотели бы слепить для своих бабушек? (Дети называют то, что уже умеют лепить: бублики, печенье, конфеты. Дети сами определяют, что они будут лепить, сообщают об этом воспитателю и приступают к выполнению задания, педагог помогает по необходимости. Выполненные изделия дети показывают воспитателю и «бабушке». 4. Рефлексия. -Какое время года наступило? К кому в гости мы ездили? Что мы лепили?
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Наша семья
Мама лепит пирожки Папа полку мастеритУдаряем кулачками друг о друга Дед в очках читает книжку Шьет бабуля мне штанишкиИмитируем шитье иглой Моет полсестричкаМаша Трудится семья вся наша 15
На лужок я побежал Всем большой букет нарвал!
Я сама (И.Муравейко).
-Давай будем одеваться. -Я сама! Я сама! -Пойдем, будем умываться. - Я сама! Я сама! -Ну, идём, хоть причешу я. - Я сама! Я сама! - Ну, давай, хоть накормлю я. - Я сама! Я сама!
Вот дедушка - Ф.Фребель
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья.
Петушок
У цыпляток папа — важный петушок («Лучики».): На головке у него красный-красный гребешок(«Гребешок».), Под головкою бородка, Он трясет ей очень ловко («Бородка», шевелить согнутыми пальцами.). Хвост красивый и большой, Перья выгнулись дугой. («Колечки».) — Ку-ка-ре-ку! — он кричит («Клювики».), Просыпаться всем велит.(«Лучики».)
«ШАЛУН»
Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. 16
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
ПОТЕШКИ
«Петушок и его семья» Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! » А как Петя-петушок Ранним рано - поутру Нам споет: «Ку-ка-ре-ку! » **** Анютины глазки Купили салазки, Сели, поехали, К дедушке заехали: - Дедушка, дедушка, 17
Что нам прикажешь? - Садитесь в саду, Играйте в дуду, Чтобы бабушка вставала, Курам зернышек давала. *** Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке – платок, Посередочке цветок. Братьям-соколам – По козловым сапогам, Сестрицам-лебедицам – Да по белым рукавицам. **** У нас дружная семья Самый младший из всех я. Меня любят и ласкают Самым вкусным угощают.
стихи про семью для малышей
Ехать замечательно На плечах на папиных Доставать макушкою До сигнала "стоп" Папы, даже важные Все одноэтажные А стакой добавкою Папа небоскреб
Семья
Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! 18
А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок! А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных… Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных. А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! М. Тахистова
Папу с мамой берегу
Папу с мамой берегу Папа жалуется: – Что-то Утомляюсь от работы… Мама тоже: – Устаю, На ногах едва стою… Я беру у папы веник – Я ведь тоже не бездельник, После ужина посуду Сам помою, не забуду, – Папу с мамой берегу, Я же сильный, Я смогу!О. Бундур *** Я мамуле помогаю Сама дома прибираю: То посудку растеряю, То весь сок пролью! Мамочку свою люблю Ей сегодня помогу: 19
То носочки растеряю, То колготочки порву! *** Я хозяйка вместе с мамой Вместе в ладушки играем. Потом мама кушать варит, А я играю и расту *** Мамочке и бабушке Я стишок дарю. Милые, хорошие – Больше всех я вас люблю! *** Мамочка моя Лучше всех на свете. Радует меня Сладкими конфетами.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Рассказ«Мама» Д.Грабе
Самое лучшее слово на свете – мама. Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда идем в детский сад, держит за руку. - Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Все вокруг зеленое, и цветов много. Детей тоже много. Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные ихз песка. Мама смотрит на меня и смеется. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.
Рассказ К.Д. Ушинского
20

«Вместе тесно, а врозь скучно»
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?
Добрая хозяюшка
Категория:
Сказки и рассказы русских писателей для детей

2-3 лет
Автор: Осеева Валентина Александровна Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт: – Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка! Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок! Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку: – Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам! Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт. 21
Согласилась соседка – дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день – свежее яичко несёт. – Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко! Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку: – Отдай мне твою уточку – я тебе свою курочку отдам! Услыхала курочка, опустила пёрышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт. Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плывёт – и уточка рядышком. – Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко – в речке дно глубоко! Выйдет девочка на бережок – и уточка за ней. 22
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка: – Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка – возьми мою уточку! Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял её сосед, сунул под мышку и унёс. Погладила девочка щенка и говорит: – Был у меня петушок – я за него курочку взяла; была курочка – я за неё уточку взяла; теперь уточку на щенка променяла! Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал. – Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить. 23
Проснулась девочка – никого у неё нет!
Сказка про маму
Категория:
Сказки и рассказы русских писателей для детей 2-3 лет
Автор: Прокофьева Софья Леонидовн Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме: — Я тебя не люблю! Обиделась Зайчиха-мама и ушла в лес. А в этом лесу жили два Волчонка. И не было у них никакой мамы. Было им без мамы очень плохо. Вот однажды сидели волчата под кустом и горько плакали. — Где бы нам взять маму? — говорит один Волчонок. — Ну хотя бы маму- коровку! — Или маму-кошку! — говорит второй Волчонок. — Или маму-лягушку! — Или маму Зайчиху! 24
Услышала эти слова Зайчиха и говорит: — Хотите, я буду вашей мамой? Обрадовались волчата. Повели они новую маму к себе домой. А дом у волчат грязный-прегрязный. Прибралась мама Зайчиха в доме. Потом нагрела воды, посадила волчат в корыто и стала их купать. Сначала волчата не хотели мыться. Боялись, что мыло в глаза попадёт. А потом им очень понравилось. — Мамочка! Мамочка! — кричат волчата. — Ещё спинку потри! Ещё на головку полей! Так и стала жить Зайчиха у волчат. А Зайчонок без мамы совсем пропадает. Без мамы холодно. Без мамы голодно. Без мамы очень-очень грустно. Побежал Зайчонок к Маше: — Маша! Я обидел свою маму, и она от меня ушла. — Глупый Зайчонок! — закричала Маша. — Разве так можно? Где мы будем её искать? Пойдём спросим у Лесной Птицы. Прибежали Маша и Зайчонок к Лесной Птице. — Лесная Птица, ты не видала Зайчиху? 25
— Не видала, — отвечает Лесная Птица. — Но слыхала, что живёт она в лесу у волчат. А в лесу было три волчьих дома. Прибежали Маша и Зайчонок к первому дому. Заглянули в окно. Видят: в доме грязно, на полках пыль, в углах мусор. — Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок. Прибежали они ко второму дому, заглянули в окно. Видят: на столе скатерть грязная, посуда стоит немытая. — Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок. Прибежали они к третьему дому. Видят: в доме всё чисто. За столом сидят волчата, пушистые, весёлые. Иа столе белая скатерть. Тарелка с ягодами. Сковородка с грибами. — Вот где моя мама живёт! — догадался Зайчонок. Постучала Маша в окно. Выглянула в окно Зайчиха. Прижал Зайчонок ушки и стал маму просить: — Мама, иди опять ко мне жить... Я больше не буду. Заплакали волчата: — Мамочка, не уходи от нас! Задумалась Зайчиха. Не знает, как ей быть. — Вот как надо сделать, — сказала Маша, —г Один день ты будешь зайчаткиной мамой, а другой день — волчаткиной. Так и решили. Стала Зайчиха один день жить у Зайчонка, а другой — у волчат.
Сказка о невоспитанном мышонке
26
Категория:
Сказки и рассказы русских писателей для детей 2-3 лет
Автор: Прокофьева Софья Леонидовна Жил в лесу один невоспитанный Мышонок. Утром он никому не говорил "доброе утро". А вечером никому не говорил "спокойной ночи". Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают. Грустно стало Мышонку. Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит: — Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу? Маша сказала Мышонку: — Утром надо всем говорить "доброе утро". А вечером надо всем говорить "спокойной ночи". И тогда все будут с тобой дружить. Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку. Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку. 27
Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку. Засмеялись белки, похвалили Мышонка. Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал "доброе утро". Побежал Мышонок к Лесной Птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны. —Доброе утро!—крикнул Мышонок. Голосок у Мышонка тонкий. А сосна высокая-высокая. Не слышит его Лесная Птица. — Доброе утро! — изо всех сил крикнул Мышонок. Всё равно не слышит его Лесная Птица. Делать нечего. Полез Мышонок на сосну. Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако. — Доброе утро! — крикнул Мышонок Белому Облаку. —Доброе утро! — тихо ответило Белое Облако. Ещё выше ползёт Мышонок. Пролетел мимо Самолёт. — Доброе утро, Самолёт! — закричал Мышонок. —Доброе утро! — громко прогудел Самолёт. Наконец добрался Мышонок до вершины дерева. — Доброе утро, Лесная Птица! — сказал Мышонок. — Ох как долго я до тебя добирался! Лесная Птица засмеялась: — Спокойной ночи. Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить "спокойной ночи". Посмотрел Мышонок вокруг — и правда: небо совсем тёмное, а на небе звёзды. — Ну тогда спокойной ночи, Лесная Птица! — сказал Мышонок. Лесная Птица погладила Мышонка крылом: — Какой ты стал хороший. Мышонок, вежливый! Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к твоей маме. \\ 28

Просто так
Категория:
Сказки и рассказы русских писателей для детей

2-3 лет
Автор: Витензон Жанна Зискиндовна Шел по дороге Мальчик. Веселый, кудрявый, в коротеньких штанишках. И нес в руках охапку цветов: глазастых ромашек, синих васильков и звонких колокольчиков. Шел Мальчик под синим небом, под белыми облаками и ярким солнцем. И пел песенку: - Тра-ля-ля-ля! Тра-ля-ля-ля! Тру-ля-ля! Слов в этой песенке не было, просто мелодия да чудесное настроение. А навстречу Мальчику, торопливо постукивая по дороге копытцами, брел задумчивый Ослик. Такой задумчивый, что ничего не замечал вокруг: ни синего неба, ни пушистых облаков, ни яркого солнца. Ни Мальчика, который шел ему навстречу! 29
Мальчик вдруг протянул ослику цветы. Ослик остановился. - Это - мне?! - удивился Ослик. - Тебе! - сказал Мальчик. - А за что?! - еще больше удивился Ослик. Круглые глаза его от удивления стали еще круглее, а длинный нос - еще длиннее. - Да просто так, - ответил Мальчик и пошел своей дорогой. Ослик свой длинный нос в цветы спрятал: какие красивые, а как пахнут! И ни с того, ни с сего захотелось Ослику смеяться, прыгать, скакать, петь! И он запел: - Тра-ля-ля-ля! Тру-лю-лю-лю! Тру-лю-лю! 30
А навстречу Ослику бежал грустный Щенок. Уши повисли, хвост уныло болтается, из глаз капают слезы. Наверно, обидели малыша. Встретились грустный Щенок и веселый Ослик. Вдруг Ослик остановился, задумался. Он всегда долго думал, прежде чем что-нибудь решить, - уж такой он был тугодум! А потом он бросился назад к Щенку и отдал ему букет. - Это все мне? - оторопел Щенок. - Конечно, тебе, - ласково сказал Ослик. - А-а... за что? - Просто так! Да-да! Просто так! - гордо ответил очень довольный собой Ослик. - Спа... спасибо, - прошептал Щенок, и слезы у него сразу высохли. Щенок прижал к себе букет, каждый цветочек рассмотрел, каждый 31
обнюхал. Ах, как хорошо все-таки жить на свете! Небо такое синее! Облака пушистые! Так весело светит солнце! Запел Щенок звонкую песенку: - Тра-ля-ля-ля! Тра-ля-ля! - и во всю прыть поскакал по дороге. В это время из лесу вышел Медвежонок. Он нес корзинку с орехами и ужасно беспокоился, как бы у него орехи не отняли. Не заметили друг дружку Щенок и Медвежонок, столкнулись. Аи! Ой!... - Здравствуй! - весело сказал Щенок и потер шишку на лбу. Медвежонок тотчас спрятал за спину корзинку и тоже потер шишку на лбу: 32
- Ну, здравствуй! Щенок протянул Медвежонку цветы. - Это мне? - недоверчиво спросил Медвежонок. - Тебе! - радостно закричал Щенок. - А у меня ничего взамен нету, - насупился Медвежонок и подальше отодвинул свои орехи. - А мне ничего и не надо! - воскликнул Щенок. - Я дарю тебе просто так! Медвежонок посопел, покряхтел, подумал - нет ли здесь подвоха - и схватил цветы! Пошли вместе Щенок и Медвежонок. Щенок беззаботно веселую песенку поет. Радуется синему небу и яркому солнцу. А Медвежонку не до песни. Не до синего неба и пушистых белых облаков. У него забота. Он корзинку с орехами за спиной прячет, чтобы Щенок не увидел. Тяжелая корзинка, большая, неловко за спиной тащить. И лапу не сменишь. И при каждом шаге корзинка его сзади больно ударяет. Измучился Медвежонок, еле тащится, спотыкается. На горку еле-еле с помощю Щенка вскарабкался. Щенок попрощался и побежал домой. И Медвежонок остался один. Уф! Наконец-то хоть лапу можно сменить! Перевел Медвежонок дух, зашагал дальше. А на пути овраг. По бревнышку надо перебираться. Поскользнулся Медвежонок, растерялся - и выронил корзинку. Ой! Ой! Ой! 33
Пропали орехи! Сейчас кто-нибудь схватит! И точно: рядом с корзинкой Белочка сидит, косит быстрыми глазами. - Это мне? - удивилась. - А за что? Медвежонок кубарем скатился в овраг, схватил свою корзину, а потом подумал, еще немножко подумал... - и отдал Белочке орехи: - Просто так!!! И вдруг увидел Медвежонок, какое небо - синее, облака - белые, какое солнце - яркое! И во весь голос запел: - Тра-ля-ля-ля! Тру-лю-лю-лю! Трам-пам-пам! Не было в той песенке слов - только чудесное настроение! 34
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ» ВОСПИТАТЕЛЬ: Колупаева Е. А 2016 35