"Занятия по развитию мелкой моторики"

Автор: Крикунова Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ КР
Населённый пункт: ст. Кагальницкая, Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занятия по развитию мелкой моторики"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Кагальницкого района

Крикунова Елена Васильевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ Кагальницкого района

Методическая разработка занятий с детьми 5-7 лет

по развитию мелкой моторики:

«Готовимся к письму»

Готовимся к письму Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский Каждый возраст ребенка по-своему уникален. Малыш на протяжении всего детства постоянно изучает окружающий его мир, и основным методом познания являются прикосновения. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная с II века до н.э. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное соотношение тело и разум, совершенствуют психику. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук, к примеру в Китае, применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. В России известны многие забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста, и игры с правилами для детей постарше. Сегодня специалисты возрождают старые забавы, придумывают новые. Ведь игры с пальчиками стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Отечественные ученые (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцов, Л.В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Известно, что пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук способствуют не только физическому совершенствованию ребенка, но и его умственному и эмоциональному развитию. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, с раннего возраста начинайте развивать мелкую моторику. Это известная истина: упущенное в детские годы трудно восполнимо, а нередко и совсем невосполнимо в зрелом возрасте. В первые месяцы жизни ребенка целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от рождения хватательный рефлекс. Малыш лежит на спине, вы даете ему схватить большие пальцы ваших рук и приподнимаете верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров. Итак, не менее десяти раз в день. Можно давать ребенку одновременно в две руки шарики (палочки), привязанные к ленточке. Потягивая шарик за ленточку, взрослый стимулирует более сильное схватывание. До 4-5 месяцев ребенок не может долго удерживать предметы. Полезно использовать мягкие манжеты, которые надеваются на
ладони ребенку для тактильных ощущений. Они массируют кисти рук, являясь одним из видов пассивной гимнастики. В 6 месяцев ребенок хорошо берет игрушки в руки. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С 8-10 месяцев ребенок начинает совершать более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы и размеров, чтобы малыш самостоятельно снимал с них крышки, доставал из них другие предметы. С 10-12 месяцев ребенок может справляться с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Для развития в этом возрасте обязательны пирамидки из трех-пяти колец. С малышами от года до трех можно выполнять следующие развивающие упражнения: разминать пальцами мягкий материал, катать пальцами по очереди мелкие предметы, сжимать и разжимать кулачки, «ходить» по столу пальцами рук, показывать по очереди пальчики, хлопать в ладоши, собирать пальцы в щепотку, застегивать пуговицы, крючки, молнии и т.д., рисовать ручкой, карандашом, мелом, играть с песком. К пяти годам дети способны совершать действия, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Полезны в этом возрасте плетение из бумаги, тесьмы, складывание и гимнастика для рук (повороты выпрямленных рук (пальцы сомкнуты, кисти «лопаткой») на 90 0 (в положении руки вперед, кисти ладонями вниз, внутрь, вверх); разведение и сведение пальцев, сохраняя строго выпрямленное положение кисти; то же, но отводить в сторону пальцы по одному, по два («рачья клешня»); разведение пальцев с предельным прогибанием кисти (2лодочка»); поднимание и опускание рук, сохраняя положение кистей параллельно полу, ладонями вниз; сжимание кистей в кулаки и разжимание; вращение кистей с максимальной амплитудой; потряхивание расслабленными кистями; чередование напряжения и расслабления в движениях кистей – руки в стороны, кисти «лопатками», ладонями вниз; расслабление – кисти как бы падают, снова кисти «лопатками». Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные. Рука ребенка-дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не окончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломаных и прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Начинать работу по подготовке руки к письму надо с формирования правильного захвата орудия письма – карандаша. Так как карандаш держат щепотью, то ее необходимо развивать в первую очередь. Делается это с помощью специальных пальчиковых игр, упражнений с карандашом и шариками, а так же игровых упражнений типа «Посолим суп» и др. Вместе с тем ребенку предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх с мозаикой, при работе со штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами), выполняя штриховку. В заключение хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по проведению занятий с детьми. Игра должна соответствовать психомоторному и физическому уровню развития ребенка. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой. Занятия с младенцами следует проводить не ранее чем через 40 минут после еды или за 30 минут до приема пищи. Продолжительность первых занятий – 2-4 минуты, с двухлетними малышами – 5-10 минут; занятия с детьми 3-4 лет – не более 15 минут; 5-6 лет – 20-25 минут. Родители должны сначала показать игру на себе, потом помочь ребенку правильно сложить пальчики и действовать вместе. Не допускайте переутомления. Если ребенок не настроен на занятие, его следует отложить до более подходящего времени. Хвалите ребенка, внушайте уверенность в том, что у него все получается. Совместные игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребенка, это еще и общение. Через прикосновение, речевое и эмоциональное воздействие родители помогают ребенку активно развиваться, укрепить мышцы, развить речь, эмоциональную сферу и интеллектуальные способности, а так же наладить более тесный контакт с окружающим миром. Е.В. Крикунова, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ Кагальницкого района