"Кислоты"

Автор: Ильиных Татьяна Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гвардейская школа -гимназия №2"
Населённый пункт: Республика Крым Симферопольский район п.Гвардейское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кислоты"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»

Цели:
проверить уровень усвоения добытых знаний о классификации, составе и основных свойствах кислот; научить использовать свои знания в стандартных условиях и уметь переносить их в нестандартные; развивать логическое мышление учеников; усовершенствовать работу с компьютерной техникой; воспитывать чувство причастности к общему делу, умение работать в коллективе, заинтересованность в результатах своей деятельности.
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний.
Оборудование:
компьютер, проектор, дидактический материал.
Формы и методы:
индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа; иллюстративный, познавательно-исследовательский методы. Просто знать – это не все, знания необходимо использовать (И. В. Гете)
ХОД УРОКА.

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ПРИВЕТСТВИЕ, ОГЛАШЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
(Слайд 1)
II.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель.
Добрый день. Я желаю вам крепкого здоровья и надеюсь, что вы отдаете предпочтение здоровому образу жизни (Слайд 2). Недостачу витамина С пополняйте, употребляя в пищу ежедневно порцию аскорбиновой кислоты, которая содержится в лимонах, апельсинах, черной смородине и плодах шиповника. Советую не злоупотреблять кислой приправой, название которой … (ученики заканчивают фразу)… уксус. Правильное питание – залог здоровья, а также уменьшение затрат на лекарства, например, ацетилсалициловую кислоту и препараты, которые уменьшают кислотность желудочного сока и избавляют от изжоги, причина которой – избыток соляной кислоты. Вы, наверное, догадались, что все названные вещества принадлежат к классу … (ученики заканчивают фразу)… кислоты. И сегодня на уроке мы с вами будем читать журнал под названием «Кислоты». (Учитель оглашает тему урока (слайд 3) и эпиграф (слайд 4).) Желаю успеха!
Первая страница журнала «Ожидаемые результаты»
До конца урока вы должны:  закрепить знания о химических свойствах кислот;  усовершенствовать умения использовать ряд активности металлов, составлять химические реакции, которые происходят с участием металлов;  развивать умения составлять уравнения химических реакций;  знать правила техники безопасности при работе с кислотами. (Слайд 5). Первую страницу журнала мы прочитали. Какова же вторая страница нашего журнала?
III.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Вторая страница журнала «Внимание! Это должен знать каждый!»
(Слайд 6)
Проблема.
Как правильно смешивать выданные растворы? Каких правил техники безопасности следует придерживаться во время работы с кислотами? Ученики называют правила техники безопасности при работе с кислотами.
1. При работе с кислотами следует быть осторожным. Особенно следует беречь глаза. В случае попадания кислоты на руки необходимо сразу смыть ее большим количеством воды. (Слайд 7) 2. Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которую берете для опыта. 3. Открыв банку, не кладите пробку на стол, а поставьте ее. (Слайд 8) 4. Наливая жидкость, посуду с реактивом берут так, чтобы этикетка бала направлена в бок ладони, снимайте каплю с края шейки, иначе жидкость может испортить этикетку и повредить кожу рук. (Слайд 9) 5. Банку, с которой взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место. (Слайд 10) 6. В случае попадания кислоты на руки, необходимо промыть водой, а потом 3%-ным раствором соды.


Третья страница журнала «Служба знакомств»
1.
Сообщения учащихся
(Слайд 11). Приблизительный текст сообщений учащихся. 1. Важную роль играют кислоты в организме человека. Фосфорная кислота в виде солей является основой костей и зубов. Аминокислоты образуют белок – основу жизни. Соляная кислота входит в состав желудочного сока и помогает переваривать пищу. 2. Много кислот содержит наша пища. Фрукты, овощи, молочные продукты, лекарства поставляют нам целый букет кислот: Яблочную, щавелевую, лимонную, молочную, уксусную. Даже синильная кислота, какую считают ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки абрикосов, слив и вишен. Количество ее в косточках ничтожно маленькое, однако почувствовать запах горького миндаля можно. 3. Если летом подойти к муравейнику, то можно надолго запомнить укусы его жителей. Муравьи не только кусают, но и впрыскивают в ранку муравьиную кислоту. Эту же муравьиную кислоту содержит и известная всем крапива. 4. Прошло 1000 лет, как люди научились получать серную кислоту. Алхимики получали ее, прокаливая купорос, отсюда и тривиальное название серной кислоты – купоросное масло. Так как серная кислота находит широкое применение во всех областях народного хозяйства, ее называют «хлебом химической промышленности». 2.
Игра «Цепочка»
(работа в группах (слайд 12)) Из карточек с формулами составьте цепочку. Правильные ответы (слайд 13) 1. Из кислородосодержащих кислот: H 2 CO 3 , H 2 SO 4 , H 2 SO 3 HNO 3 , H 3 PO 4 , H 2 SiO 3 2. Из одноосновных кислот: HCl, HI, HF, HBr, HNO 3 3. Из двухосновных кислот: H 2 CO 3 , H 2 SO 4 , H 2 SO 3 , H 2 SiO 3 , H 2 S 4. Из бескислородных кислот: HCl, HI, HF, HBr, H 2 S 3.
«Кто быстрее»
(работа в парах) H H 2 Cl H H SO 4 H 2 NO 3 H H 2 CO 3 H 2 S H 2 PO 4 H 2 H Br H SO 3 H I H F H 3 Составить формулы кислот из предложенных символов (слайд 14):
Ответы (слайд 15): HCl, H 2 SO 4 , HNO 3 , H 2 CO 3 , H 2 S, H 3 PO 4 , HBr, H 2 SO 3 , HI, HF.
Четвертая страница журнала «Тест»
Учитель. Следующая рубрика нашего журнала называется «Тест». Тест в переводе с английского языка означает – исследование, проба. Тесты бывают учебные, психологические. А есть тесты на кислоты. Как их проводят и для чего используют? (Слайд 16). Внимание, розыск! Определите, где, какой индикатор. (Слайд 17)
Пятая страница журнала «Политика»
(Слайд 18) Учитель. В этой рубрике мы должны вспомнить, как кислоты реагируют с другими веществами.
Проблема.
Почему квашеную капусту, кислые щи, кисломолочные продукты не рекомендуется хранить в алюминиевой посуде? 1. Как ведут себя кислоты относительно металлов? Запишите уравнения на доске. (Слайд 19) 2. Как получить соли металлов, которые стоят в ряду активности после водорода? Запишите уравнения на доске (Слайд 20) Игра «Сапер» Учитель. Зачеркните реакции, в результате которых образуется водород. Правильность ответов подтвердите уравнениями реакций. (Слайд 21) 1 вариант H 2 SO 4 + Fe(OH) 3 HCl + CaCO 3 NaCl + H 2 SO 4 Zn + H 3 PO 4 Fe + H 2 SO 4 Ca + HCl Al(OH) 3 + HCl Cu + H 2 SO 4 Fe + HCl
2
вариант Cu + HCl HNO 3 + NaOH Na 2 O + HCl Ca + HCl Na 2 CO 3 + HCl Ag + H 3 PO 4 Zn + H 2 SO 4 Ba + H 2 SO 4 Al 2 O 3 + HCl
Шестая страница журнала «Кулинарные рецепты»
(Слайд 22) 1.
Коктейль.
Работа группах. Для каждой группы готовится специальный коктейль. Учащиеся должны назвать, из каких веществ он приготовлен. 1. «Клубничный коктейль» Рецепт: кислота + метиловый оранжевый. 2. «Молочный коктейль» Рецепт: HCl + Ag NO 3 3. «Ягодка» Рецепт: кислота +лакмус. 4. «Лазурь» Рецепт: CuО + H 2 SO 4 5. «Содовый» Рецепт: CaCO 3 + HCl 6. «Шипучка» Рецепт: Zn + HCl «Рецепты коктейлей» (Слайд 23) 2.
«Химическое печенье»
(Слайд24). Работа в группах. Учитель предлагает заполнить пропуски в таблице «Формулы солей» (Слайд 25) Формула кислоты Na Mg Fe (III) H 2 SO 4 HCl
Формула кислоты Ag (I) Cu (II) Fe (II) HI H 3 PO 4
Самопроверка.
Правильные ответы – на следующей странице журнала (Слайд 26). Отчет группы о выполнении задания (учащиеся отмечают правильные ответы и те места, где были допущены ошибки). Далее учитель обращает внимание учащихся на следующую страницу журнала, где записано домашнее задание (Слайд 27)
IV.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
. 1. § 44, § 45 – повторить. 2. «Найди ошибку» 1) CaO + HCl = CaCl 2 + H 2 O 2) H 2 SO 3 + Na 2 O = Na 2 SO 4 + H 2 3) SO 3 + NaOH = Na 2 S + H 2 O 4) MgO + H 2 SO 4 = Mg 2 SO 4 + H 2 O
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель. Мы прочитали все страницы нашего журнала. Сейчас вернемся к началу урока и вспомним, какое задание было перед вами поставлено и внимательно ли вы читали журнал. Для этого проведем игру «1,2,3…» (метод интерактивной технологии ожидания результатов) (Слайд 28). 1. Запишите три усвоенные вами понятия, правила. 2. Запишите два понятия или правила, какие вы успешно используете на практике. 3. Запишите одно понятие или правило, которое вам необходимо отработать.