"Инструмент прикосновения к личности"

Автор: Рипенко Зоя Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУСОШ № 12
Населённый пункт: Станица Некрасовская Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Инструмент прикосновения к личности"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

З.Г. Рипенко, МБОУСОШ № 12, учитель русского языка и литературы ст. Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края. ИНСТРУМЕНТ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и, по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика». [1] Новые образовательные стандарты дают прекрасную возможность выбрать способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и возможность вести его по ступенькам успеха. Выбор активных форм обучения в первую очередь основывается на цели побуждать учащихся к активизации мыслительной и практической деятельности, приучать их к самостоятельности, инициативности, желанию добывать знания и применять их. Именно эти составляющие являются ведущими в развитии современного школьника. Чтобы реализовать поставленную цель, применяю на уроках технологию проектно- исследовательского деятельности, игровые формы урока. Роль учителя в данном случае – не исполнителя, а советника, куратора и наставника. Проектно-исследовательская деятельность В своей работе отдаю предпочтение именно проектно – исследовательской деятельности, так как самостоятельный поиск знаний формирует практически все виды УУД. Кроме того, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Этот метод имеет много плюсов: вызывает чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, повышается мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Формируется умение ставить новые учебные задачи, планировать свою деятельность, умение прогнозировать результат, строить логическое рассуждение, классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ. Метод
«Творческая мастерская».
Группам учащихся предлагаются задания, например, при закреплении темы «В.А. Жуковский»: оформить титульный лист книги, подготовить иллюстрации к произведениям, составить словарь устаревших слов, истолковать их значение, написать синквейн. Работы выполняются на листе А4. Каждая группа должна презентовать свою работу. Урок заканчивается
составлением книги (альбома), название которой – итог конкурса на лучший заголовок. Метод «
Картинная галерея
». Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, их домашнее задание – проиллюстрировать заданные эпизоды из изученного произведения на листе А4. Участники получают карточки с вопросами, ответы на них расположены на обратной стороне листов с иллюстрациями. Отвечая на вопросы в строгой последовательности (заданной на карточке), участники прикрепляют листы к доске. После того, как на все вопросы даны ответы, листы разворачиваются. Оценивается правильная последовательность иллюстраций (согласно композиции произведения). Метод «
Исследование
». Учащиеся делятся на группы и получают задание: 1 группа - выбрать слова, при произношении которых часто допускаются ошибки (звонит, торты, шарфы, баловаться, красивее, квартал…); 2 группа – подобрать слова, при склонении которых люди испытывают затруднение (граммов, помидоров, грузин, партизан…) и предложить их произнести респондентов. Итог представить в виде таблицы, которая бы наглядно показала, произношение каких слов вызывает затруднение. Затем оформить красочные листовки, призывающие к культуре речи. Игровая форма проведения урока Игра – наиболее доступный вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения детей. Но это не значит, что занятия должны проходить только в игровой форме. Этот метод дает хорошие результаты в сочетании с другими методами: наблюдение, беседа, самостоятельная работа. При применении данного метода необходимо соблюдать критерии игр[2]. 1.Игра должна быть рассчитана на один урок. 2. Игра не должна быть сложной для понимания. 3. Игра должна охватывать всех учеников. 4. Игра должна быть динамичной. Игровой метод хорош для выявления организаторских способностей учащихся, их умения работать в коллективе.
Урок–игра
«Своя игра». Принимают участие две команды. Игра проходит в два раунда. Ведущий предлагает темы. Команды по очереди называют тему, которая в свою очередь представлена пятью вопросами. Право ответить на вопрос получает та
команда, игрок которой первый поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает балл. 2 раунд - ведущий объявляет тему, игроки назначают количество баллов, которыми они «оценивают» правильный ответ. На размышление дается 5 минут. В случае неправильного ответа баллы снимаются со счета команды. Побеждает команда, пришедшая к финишу с большим количеством баллов. Игру можно проводить на уроках обобщения больших тем. Сегодня существует большое количество активных методов обучения. Их цель, помимо приобретения определенного набора умений и навыков, - стимулировать познавательную активность учащихся, раскрыть и развить творческий потенциал, создать благоприятные условия для реализации природных способностей обучающихся. Современное общество требует сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить решения сложных вопросов. Наша задача – подготовить выпускника, обладающего набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. С этой задачей и призваны справиться активные методы обучения. Презентация проекта «Говори правильно» «Картинная» галерея. Защита коллажа
Альбом с рассказами, рисунками и фото. М. Ломоносов. «Случились вместе Авторы – учащиеся 5б класса два астронома в пиру». 5а класс.
Список использованной литературы
1. Активные методы и инновации в учебном процессе. – М, 2009 г. 2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. –М: Академия, 2009г