Интегрированное познавательное занятие по формированию основ экологической культуры с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Спасем планету"

Автор: Махмудова Ханум Насруллаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1355 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Интегрированное познавательное занятие по формированию основ экологической культуры с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Спасем планету"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Государственное

бюджетное образовательное

учреждение

города Москвы

«Школа с углубленным изучением экономики и информатики

№ 1355»

Департамента образования города Москвы

ИНН 7727203790 КПП 772701001
117623 Москва, ул. Джанкойская дом 7, тел./факс 712-55-33, тел. 712-56-79, е-mail: school1355@yandex. ru
Конспект интегрированного познавательного занятия по формированию

основ экологической культуры с элементами экспериментирования

в подготовительной группе «Спасем планету»

(открытый показ)
Подготовила и провела воспитатель Махмудова Х.Н Москва 2016

Цель:
Развивать отношение к природе как нашему общему дому, формировать систему умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Задачи:
- Дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе; - Расширить представления детей о свойствах воздуха и воды - Формировать способы обследования; - Развивать творческие способности . - Воспитывать нормы поведения в природе. - Воспитывать желание – беречь землю, очищать от мусора. Ход занятия
Орг.момент.

«Встанем все в кружочек дружно»
Ребята сегодня у нас очень много гостей и мы сегодня должны сегодня с вами хорошо заниматься, слушать внимательно, ума набираться. Сейчас ,мы только одними глазками ,не поворачивая головы, посмотрим направо, посмотрим налево, посмотрим вверх, посмотрим вниз, сделаем круг, посмотрим вперед .Молодцы. Ребята, сегодня утром охранник Валерий Михайлович передал мне письмо для нашей группы. Без вас читать я не стала .Давайте, откроем и узнаем что в нем написано . «Внимание, внимание! Экологическая катастрофа! Помогите! и подписано жители планеты Альфа» Ребята, а что такое экологическая катастрофа? Кто такой эколог.(ответы детей) -Ну что, поможем незнакомым жителям ?(Да).Эта планета находиться очень далеко.,На каком же транспорте можно добраться на планету?(на ракете,на космическом корабле). Тогда в путь. Занимайте места на космическом корабле .Пристегнуть ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,-в звездный космос лети. Набираем высоту. А вот и планета Альфа. Готовимся к приземлению. Но почему –то нас никто не встречает .Посмотрите здесь карта планеты. А это наверное житель этой планеты .Скажите какое у его настроение (печальное ,грустное, хмурое ,задумчивое) А почему? Попробуем разгадать секрет планеты Альфа. Вся планета покрыта черными пятнами, это мусор. Что означает этот цвет на карте ,узнаете если отгадаете за

1
Через нос проходит в грудь И обратно держит путь Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем(Воздух) А почему мы не замечаем воздух? (воздух прозрачный ,бесцветный) Да воздух прозрачный и поэтому нам кажется, что его нет. А давайте убедимся ,что он есть. Проходите в лабораторию. (опыт-взять пустой стакан и перевернуть его вверх дном и опустить в воду Что получается, попадает вода в стакан? почему? Потому что в стакане воздух.) А давайте ,теперь вместе с вами проведем опыты.
Прежде чем начнем работать разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика (Вот помощники мои
) (Возьмите соломинку ,опустите в стакан и подуйте в нее, что получится?-пузырьки) А для чего нужен воздух? Чтоб дышать. Чем мы с вами дышим? –легкими .Перед вами лежат шары представьте себе, что это ваши легкие.(Возьмите шары и надуйте .Счет до 5).Что же происходит? При вдохе легкие расширяются, при выдохе сжимаются. Покажите шары, самые большие шары у тех у кого самые сильные легкие. А как вы думаете, что нужно сделать ,чтобы воздух был чистым?(сажать деревья, почему нужно сажать деревья…….).Молодцы ребята с первой проблемой вы справились Убираем мусор в космическое ведерко.
2.
А чтобы узнать ,что означает следующий цвет отгадайте следующую загадку Без нее прожить не могут Звери,птицы,человек ,И поэтому всегда Нам везде нужна вода -Не умыться,не напиться ….без воды -Листику не распуститься…без воды. Молодцы , а что такое вода (ЖИДКОСТЬ).Где мы встречаем воду? Какого цвета вода в природе?
Какая вода в морях и океанах?(соленая) какая вода в речке ,в озере?(пресная). Как к нам поступает в дом вода?(через водопроводный кран),через фильтр. А нам нужно помочь очистить воду на этой планете ,потому что вода очень загрязнена. Как вы считаете, что нужно сделать?. (Очистные сооружения) (опыт объяснить какие предметы нужны для опыта). Берем чистую банку положть в нее пластиковую бутылку, со срезанным дном ,в бутылку вставить фильтр из ваты или из марли и наливаем в нее грязную воду из стакана. После опыта -Давайте сравним воду ,которую очистили. Какая она стала? Какая была? Из чего сделали фильтр? Мы помогли очистиь от мусора и вторую часть планеты. Убираем пятно в космич ведро.
А теперь я предлагаю отдохнуть(динамическая пауза)

3
.Ребята,посмотрите на третью часть планеты. Здесь раньше жили животные, птицы, насекомые, росли деревья, но они исчезли. Почему?, Но они смогут вернуться с вашей помощью. Нужно, что-нибудь интересное вспомнить о любом живом существе и рассказать о нем.(Дети рассказывают О животных, рыбах, птицах, деревьях) -Молодцы, ребята. Помогли вернуть всех в родные места. Убираем черное пятно
.

4
.Осталось только одно черное пятно. Когда мы расскажем жителям планеты ,как правильно вести себя в природе, исчезнет и оно. Дидактическая игра «Напоминающие экологические знаки»(Дети показывают знак и объясняют ,что нельзя делать в природе). -Замечательно, я думаю, что жители планеты поняли правила поведения в природе. А сейчас ,ребята, каждый из вас нарисует свой экологический знак.(П.Г)
(Включается запись песни о родной планете).
Послушайте как ожила планета.(В. меняет грустное настроение пиктограммы на веселое) -Какое настроение стало у жителя?(радостное, веселое, смешное).Почему он повеселел? Какая стала планета Альфа?(Чистая радостная, красивая).Жители планеты говорят вам большое спасибо, за то спасли планету от экологической катастрофы. Ну ,а нам пора возвращаться домой, потому что и на нашей Земле очень много проблем. Пристегнули ремни. Начинаем обратный отсчет 10-3-на Землю лети. Итог.Ну вот мы у себя в детском саду. Где вы сегодня побывали? Что вы делали? Что вам больше всего понравилось?
Письмо. У нас произошла катастрофа. Мы жили и не обращали внимания на нашу природу,на состояние нашего воздуха.А потом воздух стал грязным,тяжело стало дышать,вырубили много деревьев.Зато построили много заводов ,фабрик,много машин,пароходов.Но нас это не радует,нам хочется ,чтобы у нас снова цвели сады,летали бабочки,пели птицы,журчали ручейки.Что же нам делать .Помогите ,пожалуйста!

Конспект НОД по формированию основ экологической культуры

в старшей группе «Спасем планету Земля»

Цель:
Развивать отношение к природе как нашему общему дому, формировать систему умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой .
Задачи:
- Дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе; - Расширить представления детей о свойствах воздуха; - Формировать способы обследования; - Развивать творческие способности при работе с бросовым материалом; - Воспитывать нормы поведения в природе. - Воспитывать желание – беречь землю, очищать от мусора.
Оборудование:
- телевизор; - презентация «Планета Земля»; - топиарий из шерсти «Земной шар»; - оборудование для опытов с воздухом: стаканчики, пластиковые емкости, воздушные шарики; -фильтр для очистки воды; -и бросовый материал для поделок: пластиковые ложки разного цвета, пластиковые крышки, трубочки, пластилин
Ход НОД:
Дети стоят в кругу. Взявшись за руки. Воспитатель: Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло
ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. (Проводится 2-3 минуты под спокойную музыку). Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на волшебном ковре- самолете и поделиться нашим хорошим настроением со всей Вселенной. Согласны? (дети садятся на ковре). Презентация «Планета Земля» Воспитатель: Ребята посмотрите, что это показалось впереди?
(слайд «земля – вид из космоса»)
- Так она выглядит из космоса. А какого она цвета? Почему? - Кому в природе нужна вода? - На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды.
(слайд «планета с материками»)
- Если моря и океаны голубого цвета, то какого же цвета суша, леса? (зеленого, коричневого, желтого) - А кто живёт на земле? (Звери, птицы, насекомые, люди)
(слайд «горящая земля»)
Воспитатель: Ребята посмотрите, мне кажется, на нашей планете случилась беда Приснился мне недавно странный сон, Стою я на земле и слышен стон, Вокруг ни, дерева ни, травки ни цветка, Одна пустыня мрачная из голого песка. Земля гудит и стонет и вздыхает,
(слайд «черная земля»)
И в молчаливом крике руки воздевает, И слышен голос тихий: Помоги Верни мне жизнь, верни мне красоту, Верни! Земля стонала, плакала, молила, О помощи людей она просила… Воспитатель: Ребята, отчего наша планета начала гореть, как вы думаете? Давайте опустимся пониже и посмотрим
.
Воспитатель
:
Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла,
экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя. Но из-за того, что человек сильнее, он стал причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.
( слайды «загрязнение земли»)
Воспитатель: Вернем нашей планете былую красоту и чистоту? Воспитатель: Сначала мы вернем нашей планете чистый воздух и чистую воду. Приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию.
Эксперименты с воздухом
. Воспитатель: «Чем мы с вами дышим?» (воздухом). - Да мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. -Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? -А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? -Какой вывод можно сделать? Вывод: Человек не может жить без воздуха. - Но что же такое воздух? А кто из вас его видел? Может быть его и нет совсем? Как вы думаете? 1. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим. ( Показ опыта) Каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? Давайте сделаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда он взялся? ( Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? ( Потому что воздух не видим, он прозрачный) Именно поэтому воздух называют невидимкой. А сейчас давайте надуем шар и поймаем нашего невидимку. А теперь выпустите воздух на свободу. Посмотрите, вокруг планеты появился воздух.
(слайд «воздух вокруг земли»)
Воспитатель: Нашу Землю окутало огромное грязевое облако, и произошло загрязнение воды на всем земном шаре. Всем научным лабораториям срочное задание – необходимо очистить воду, для того чтобы спасти на Земле жизнь».
Проводится опыт по очистке воды с помощью фильтра
(воспитатель дает информацию о строении фильтра, о промышленных фильтрах) Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтра (строение фильтра). Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами восстановили воду на Земле.
(слайд «вода на земле»)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка. «Приплыли тучки дождевые»
Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей! Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей! И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт. Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились и вернули воздух и воду на нашу планету, а сейчас давайте попробуем вернуть животный мир. Для этого вы должны отгадать загадки. Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос (Слон)
(слайд «Слон»)
С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу-кружу, Мед вожу. (Пчела)
(слайд «пчела»)
В воде мы живем Без воды пропадем. (рыбы)
(слайд «рыбы»)
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ...? (птицы)
(слайд «птицы»)
В: Мы с вами вернули на землю воздух, воду, животный мир. А чего же еще не хватает на земле? (растений) Я предлагаю вам переместиться в нашу творческую лабораторию и восстановить на планете растительный мир. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на тарелочках лежит материал, который люди обычно выбрасывают. Это пластиковые ложки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые трубочки. А хотите, я научу вас делать из этого, казалось бы, ненужного материала красивые цветы? (воспитатель показывает и объясняет процесс изготовления цветов, затем дети самостоятельно выполняют работу). Готовые цветы крепятся на топиарий. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая стала наша планета. Наша Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Давайте будем беречь красоту Земли.