"Методы диагностики памяти детей к моменту поступления в школу"

Автор: Башкирова Елена Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Тимирязевская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Орловская область, Покровский район, деревня Тимирязево
Наименование материала: Психология. Статья
Тема: "Методы диагностики памяти детей к моменту поступления в школу"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методы диагностики памяти детей к моменту

поступления в школу
Подготовила Учитель истории и общесвознания Башкирова Елена Сергеевна МБОУ «Тимирязевская ООШ»
Для диагностики памяти к моменту поступления в школу, используются такие методы:
Методика «Копирка».
Цель исследования: определить степень развития опе раций анализа и обобщения (эмпирического и теорети ческого мышления) у младших школьников. Материал и оборудование: листы копировальной оума-ги разных цветов (черная, красная, желтая, зеленая), цветные карандаши тех же цветов.
Процедура исследования.
Занятие проводится индивидуально. Ребенку предла гается выполнить следующее задание: нарисовать какую-нибудь фигурку, например треугольник, черным каран дашом через черную копирку, а затем желтым карандашом через ту же копирку. Затем ребенка просят рассмотреть полученные оттиски рисунков. После этого ему дается следующее задание: взяв нужный карандаш и копирку, сделать так, чтобы перевелся рисунок, например, зеленого цвета.
Обработка и анализ результатов.
По тому, как школьник выполняет полученное зада ние, можно судить о развитии у него умения анализиро вать задачу, выделять существенные условия, т. е. о сфор мированное™ у него теоретического мышления. Напри - мер, школьник, решив первую задачу, выделяет цвет ко пирки как существенное условие для получения оттиска определенного цвета. В этом случае можно считать, что у ребенка развиты соответствующие умения выделять существенное. По тому, сколько задач должен решить ре бенок для приобретения соответствующего умения, мож но судить о том, как быстро он может продвигаться по пути формирования данного умения. Примеры решения задач. Школьник нарисовал звездочку красным карандашом через черную копирку. Затем через эту же копирку жел тым карандашом — треугольник.
Рассматривает. Экспе риментатор повторяет задание: «Выбери любую копирку и карандаш. Сделай так, чтобы перевелся треугольник красного цвета». Если школьник вычленяет, что для получения оттиска определенного цвета важен цвет копирки, то у него раз вито умение выполнять теоретический анализ. Если школьник совершает множество эмпирических проб, что бы получить нужный оттиск, меняет карандаши, копир ки, то он решает задачу на эмпирическом уровне.
«Методика оценивания оперативной зрительной памяти».
Цель: оценить зрительную и оперативную память. Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников. Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти. Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.
Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель. Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 8, 12, 14, 16; второму набору – 2, 7, 15, 18, 19, 21; третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24; четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23. Карточки с треугольниками, предъявляемые ребенку в методике оценки оперативной зрительной памяти.

Матрица для поиска (узнавания) экспонированных карточек с треугольниками в методике оценки оперативной зрительной памяти.
Методика «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена).

Цель: изучение сформированности процессов анализа и синтеза. Оборудование: 12 планшетов серии А и АВ. Желательно, чтобы карточки были цветными, тогда ребенок меньше устает. Инструкция для П.: П. учитывает количество правильных решений данной задачи. Если ребенок легко справляется с первыми четырьмя работами, то можно сразу дать №7, где необходимо распределить внимание на две детали, расположенные в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если ребенок справился с .№7, то сразу даются №11 и 12 / как более сложные /.Серия АВ сложнее, чем серия А. Она проверяет мышление, анализ и синтез.Инструкция для Р.: «Сейчас я покажу тебе картинку. Представь себе, что мама купила коврик и повесила настену. Утром ты просыпаешься и видишь, что в коврике дырка. А этот кусочек взял и убежал, и спрятался среди других 6-ти деталей. Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./ «Мама постирала коврик и хотела его погладить. Но тут зазвонил телефон, и мама оставила на коврике горячий утюг. Он прожег в коврике дырку. Давай поможем маме залатать коврик». Если ребенок молчит, то П. добавляет :«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет,то латанным». По всем методикам П. имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как : - Ты все правильно сделал? - Ты уверен ? - Это точно ? Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается. Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается. Дети с З.П.Р. легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь. Дети с олигофренией помощь не воспринимают. Оценка результатов
10 баллов - ребенок справился з заданием меньше чем за 10 сек. 8-9 баллов - ребенок справился с заданием за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - время работы над заданием от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - время работы ребенка от 41 до 50 сек. 2-3 балла - ребенок затратил на работу от 51 до 60 сек. 0-1 балл - ребенок не справился с заданием за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний . 2-3 балла - низкий . 0.1 балл - очень низкий.
Методика «Память на образы».
Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили». Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

Методика «Изучение наглядно-образной памяти».
Подберите для занятия с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе). Количество наборов произвольно, но не больше 3-4. Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребенок запомнил и какие признаки выделил, а какие признаки не смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т.д.). Задание 2. Предъявите другой набор картинок или игрушек, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Сравните полученные данные. В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача – научить каждого ребенка внимательно рассматривать запоминаемый объект, составлять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведении. Овладение приемами запечатления образа является одним из главных условий успешности мнемической деятельности детей 4-5 лет. Вывод: каждая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того
объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Каждая методика обогащена и одновременно обеднена той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Немаловажный опыт имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психологической методики.