"Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"

Автор: Оплетаева Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: ХМАО Югра город Ханты - Мансийск
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок окружающего мира в 1 классе

Тема:
Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?
Цель:
Формировать представления о звёздах, о Солнце.
Задачи:
1. Овладение базовыми предметными понятиями «Солнце», «Звёзды». 2. Развитие логических умений устанавливать причинно-следственные связи и построение логической цепочки рассуждений. 3. Формирование целостного взгляда на мир.
Оборудование:
Для детей: на парте у каждого лежит кусочек пластилина, кусочек проволоки; маршрутный лист; листочки с названиями звёзд; определение термина – звезда; клей, ножницы; картинка с изображением солнышка (чёрно – белая) Для учителя: листы с названиями планет, словами: день, ночь; маршрутный лист, где надписи: Что такое звезда? Примеры звезд. Созвездие. Надпись: Звёзды – это раскалённые пылающие шары.
Ход урока.

1.
Орг. момент. Проверить готовность к уроку
2.

Откройте книгу
с.32-33. Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, что нового сегодня на уроке мы узнаем, с чем познакомимся? а) Да, мы познакомимся с космическими телами – звёздами, созвездиями. б) Прочитайте тему урока. Значит, на какой вопрос мы должны найти ответ? Да, почему днём светло, а ночью темно. в) А зачем у вас на партах лежит пластилин, проволока? Для чего они? Да, мы попытаемся создать одно из созвездий. На доске появляется
план урока
. У детей на партах лежат маршрутные листы. 1. Звёзды – что это? 2. Созвездия, какие они? 3. Почему днём светло, а ночью темно? 4. Узнать об одном созвездии
Маршрутный лист по теме

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Что такое звезда? Примеры звезд Созвездие Звёзды – это раскалённые пылающие шары Альдебарн Регул Сириус Солнце Модель созвездия Льва

3.

Работа по учебнику.
Чтение с. 32 (первый абзац) Дети рассказывают (зачитывают) о звёздах:
Регул.
С латыни название переводится как «принц». На арабском она означает «сердце льва». Регул массивнее Солнца примерно в три с половиной раза. Это молодая звезда, ей всего несколько сотен миллионов лет. Она чрезвычайно быстро вращается, что делает её форму сильно сплюснутой и похожей на тыкву
Альдебара́

н
, одна из ярчайших звёзд на ночном небе. Название произошло от арабского слова означающего «последователь» Из-за своего положения в голове Тельца, именовался Глаз Тельца
С Сириусом
связана одна загадочная история. Древние записи описывают Сириус как красную звезду, хотя в наши дни он имеет голубовато-белый цвет.
Со́

лнце
— единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле.
ВЫВОД: Итак, что же такое звезда
? (дети отвечают) Мы ответили на первый вопрос нашего плана? Давайте же приклеим определение в наш маршрутный лист. Внимательно рассмотрим иллюстрацию с. 32. Какая звезда самая большая? Самая маленькая? Светом какой звезды освещается и обогревается наша Земля? Солнце
4.

Работа в рабочей тетради
с. 21 №1- обведи Солнце. Приклеивание в маршрутный лист названия звёзд в зависимости от их величины. Начать с самой большой: Альдебаран, Регул, Сириус, Солнце,
ВЫВОД:
Итак, что мы уже с уверенностью можем сказать о звёздах? ПРОВЕРКА, приклеиваем так же и на доску Мы ответили уже на два вопроса. Какой следующий вопрос нашего плана? Прочтите его. Как вы думаете, почему днём светло, а ночью темно? Дети высказывают свои предположения. А сейчас правильный ответ!
5.

Презентация.
Показываю до14 слайда. Пауза. Здесь разыгрывается сценка между детьми: «Солнце и Земля»
6.

Сценка
. Объяснение демонстрирую на детях. Один Солнце, другой планета Земля. Земля вращается. На груди ребёнка изображающего Землю надпись ДЕНЬ, на спине – НОЧЬ. Ребёнок вращается, изображая вращение Земли вокруг своей оси. Так называемое «Солнце» держит фонарик и освещает «Землю».Так наглядно видно, когда день, а когда ночь.

Итог:
мы ответили на 3 вопрос? Почему же наступает день и ночь? (Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой)
7.

ФИЗМИНУТКА.
Игра. Дети поворачиваются к ученику, у которого в руках фонарик и говорят: ДЕНЬ, поворачиваются спиной к этому ученику, говорят: НОЧЬ
8.

Показ
оставшихся слайдов, где рассказывается о созвездиях.
Работа по учебнику
. С. 33 Читает ученик задание, рассматриваем иллюстрацию. Работа в тетради с. 22 №3 Самая крупная звезда в созвездии называется Регул и находится внизу гривы Льва. Всего в созвездии Льва 70 звёзд
9.
Изготовление модели созвездия Льва.
Итог:
Мы ответили на четвертый вопрос? Да, мы узнали о созвездии Льва. Самая крупная звезда в этом созвездии называется Регул.
10.
Прочитать итог – с. 33 текст жирным шрифтом. Первичная проверка знаний Заканчиваем наше путешествие. Но, проверим ваши знания…Выполнение теста 1. Солнце – это самая большая звезда? Нет 2. Звёзды – это пылающие шары? Да 3. Солнце – ближайшая к Земле звезда? Да 4. По размерам Солнце меньше Земли? Нет 5. Звёзды отличаются друг от друга по размеру, по цвету. Да Взаимопроверка Как вы думаете, наша Земля в космосе выглядит большой или маленькой? Надо ли её беречь? - Что вы узнали нового? - Что было наиболее интересно? - О чём вам захотелось узнать подробнее? - Что было трудно на уроке? - О чём захотелось поделиться с родителями, друзьями? Предлагаю приготовить интересные вопросы или интересные факты на тему «Космос»
Рефлексия
. Нарисуй своё настроение на сегодняшний урок