"Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста".

Автор: Белая Виктория Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Семёнов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога
— отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям
Таким образом
, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная и приоритетная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны начальная обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.

Каковы же цели и задачи по патриотическому воспитанию?
( Программа « Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой) данный раздел говорит о том что:
Основной целью
патриотического воспитания дошкольников является: - воспитание духовно-нравственной личности; - формирование патриотических чувств, любви к отечеству, своему народу.
Задачи
патриотического воспитания: -формирование первичных представлений о малой родине и отечестве; представлений о социально-культурных ценностях народа; об отечественных традициях и праздниках; -воспитание осознанного, бережного отношения к историческому наследию. Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает
развивающая предметно-пространственная среда группы
В нашей группе есть уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, альбомы, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны.
Имеются:
-портрет президента России; -стихи, пословицы о России; о Хохломе; -картотеки дидактических игр; - дид. игры (собери герб России, герб г . Семёнова ,флаг России; наша родина, лото «Народные промыслы», дид.игра «Найди одинаковых матрёшек», « Собери матрёшку», « Народные промыслы». -летопись о г . Семёнове . -развивающее пособие в виде карты города Семёнов, с достопримечательностями нашего города.
-символика(флаг,гимн,герб ). -альбомы о русском быте; о кухне народов поволжья ; о животном мире Нижегородской области, о красной книге Нижегородской области. В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках. Данную работу по формированию предметно – развивающей среды в ДОУ необходимо продолжать, т.к. она пронизывает все образовательные области Программы, и является основой воспитания будущего гражданина.