"Весенняя акварель"

Автор: Потапова Ксения Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОУ школа "Ксения"
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Проект
Тема: "Весенняя акварель"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Название проекта: «Весенняя акварель» Цель проекта: Изучение особенностей использования интегрированных форм обучения в художественном творчестве старших дошкольников. Задачи: 1. Формировать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства; 2. Закрепить представление детей о весеннем изменении в живой и не живой природе; 3. Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем; 4. Поддерживать интерес детей к произведениям пейзажной живописи и изображением родной природы в картинах художников; 5. Развивать продуктивную деятельность (рисование) детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании пейзажа, развивать творческие способности; Нормативно правовое обеспечение: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. Участники: детско - взрослый Сроки реализации: с марта 2015г. по май 2015г. (кратковременный) Методы работы: - Объяснительно иллюстративный; - Репродуктивный и т.д. Формы организации: - НОД; - Совместная деятельность взрослого и ребенка; - Самостоятельная деятельность детей. Виды продуктивной деятельности: изобразительная деятельность; Риски: Слабая посещаемость детей группы; материально техническое обеспечение ДОУ и т.д. Ожидаемый результат: Овладение детьми:  выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;  выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства;  соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства; Оценка результатов: проект станет эффективней при условии использования дидактических принципов: - системности; - последовательности; - доступности; - учет возрастных особенностей; - индивидуального подхода и др. Образовательные области и их соответствие с основными приемами работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие художественного творчества по средствам аппликации. В данном проекте основными приёмами работы с детьми дошкольного возраста по использованию интеграции изобразительного искусства и изобразительной деятельности как средство развития художественного творчества является соответствие интеграции образовательных областей: - Познавательное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие; - Социально – коммуникативное развитие. Основное содержание проекта (См. Приложение № 4): разработка серий занятий для детей по восприятию изобразительно искусства и умениям изобразительной деятельности. Проект был направлен не только на воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, но и на других участников образовательного процесса: педагоги и родители. Работу с педагогами проводилась через специально подготовленные методические мероприятий, такие как:  Семинар практикум «О чем говорят картины?»;  Диагностика профессиональных компетенций педагогов в вопросах интегрированного образования детей дошкольного возраста;  Конкурс «Оформление уголка художественного творчества»;  Консультация «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи» По взаимодействию с родителями были разработаны комплексы мероприятий:  Привлечение родителей к подбору наглядного материала о пейзажистах И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов. И Грабарь;  Анкетирование родителей;  Оформление папки – передвижки «Особенности пейзажного рисунка в дошкольном возрасте»;  Родительское собрание «Волшебный мир картины»; Проект состоял из проводимого блока интегрированных занятий. Блок был составлен на основе книги Т.С. Комаровой. Блок состоял из 6 занятий: ознакомление детей с живописью «Ранняя весна»; декоративное рисование на тему «Солнышко - ведрышко»; рисование «Пришла весна прилетели птицы»; рисование в технике - по мокрому «Весеннее небо»; рисование «Весна идет весне дорогу»; рисование «Весенние мелодии». Таблица 1. Таблица 1. Название НОД Интегрированные образовательные области Задачи НОД «Ранняя весна» Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Помочь детям правильно понять содержание картин: И. Левитана «Весна – большая вода» и Саврасова «Грачи прилетели», увидеть элементарные художественные средства, которые художники используют для передачи ранней весны. Воспитывать умение чувствовать красоту произведений живописи, развивать интерес к данному виду искусства. Активизировать в речи слова: пейзаж, тон, гамма. Закрепить умение рисовать красками весенние пейзажи. «Солнышко - ведрышко» Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Вызвать яркий эмоциональный отклик к объекту знакомства – солнышку через собственные ощущения, игры, художественное творчество и народный
Социально – коммуникативное развитие; Речевое развитие; фольклор (потешки о солнышке и стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»). Упражнять в звукоподражательных словах и фразовой речи; развивать навыки в рисовании кистью круглых форм и прямых линий; способствовать развитию мелкой моторики посредством пальчиковой психо-гимнастики «Солнышко- ведрышко». воспитывать интерес и любовь к объектам природы, знакомить с элементарными правилами взаимодействия с природой. «Пришла весна прилетели птицы» Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы). Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции. «Весеннее небо» Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветной растяжки «по мокрому». Создавать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение «Весна идет – весне дорогу» Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Учить детей изображать в рисунке различные периоды весны по памяти и представлению; Уточнить и обобщить знания детей о весне, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни; Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; Учить детей использовать в рисовании различные материалы (поролон, бумагу, пластилин, спички, вату); Продолжать учить детей пользоваться различными приемами рисования (точками, штрихами, примакиванием, мазками); Учить детей соотносить характер музыки с настроением, которое передает художник в своей картине;
Создание доброжелательной обстановки на занятии, укрепление веры в собственные возможности; развивать память, воображение, представление, внимание, сообразительность, логическое мышление при сравнении различных периодов весны; «Весенние мелодии» Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Речевое развитие. Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой. Развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов. Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы. Воспитывать любовь к родному краю. Так же в повседневную жизнь дошкольников были включены дидактические игры и упражнения, беседы, выставки, развлечения направленные на развитие творческих способностей и художественного творчества. Таблица 2. Таблица 2.
Название игры

Цель игры

Дидактические игры и упражнения
«На что похоже?» Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы. Развивать воображение, образное мышление. «Рисуем в несколько рук» Учить детей создавать образ, отталкиваясь от первоначального замысла, используя его в качестве элемента другого изображения, но с иными значениями. Развивать воображение, образное представление мышление. «Веселые краски» Знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов. «Из чего состоит пейзаж» Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор. «Жанр живописи» Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Беседа
«В мире весны»  Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом.  Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и графомоторные навыки.  Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).
Развлечение
«Музыка весны» Учить при анализе музыкальных произведений излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущение. Формировать умение согласовывать танцевальные движения с музыкой. Обогащать словарный запас для определения характера музыкальных произведений (нежная, ласковая, яркая, живая, задорная и т. д.) 2. Способствовать развитию воображения, мышления, фантазии, памяти, слуха. Прививать любовь к классической музыке через творчество П. И. Чайковского. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Выставки

«
Весенняя акварель» Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать любовь к книгам. «Весенний вернисаж» Знакомство детей художником И. И Левитаном В ходе содержания проектной деятельности, на первом этапе совместно с детьми проводилось оформление выставки пейзажных картин таких как И.И Левитан «Март», «Весна. Большая вода», «Весна в Италии» и др. На втором этапе совместно с детьми были выбраны идеи, и поиски путей решения проблемы. Для осуществления данного этапа детям было предложено создать «книжку самоделку» (См. приложение № 5) Третий этап обозначен, как реализация идеи. В ходе этого этапа проводилась беседа «Весна»
.
Далее был разработан цикл художественно творческих занятий. Так же проводились дидактические игры и упражнения, беседы, развлечения, выставки.
На четвертом этапе осуществлялась презентация проекта. Совместно с детьми проводилось оформление выставки детских работ. Выставка «Весенний вернисаж» проводилась для детей младшей и средней групп. В образовательной деятельности решались задачи на развитие художественного творчества детей, воображения, восприятия изобразительного искусства как необходимое условие приобщения детей к изобразительной деятельности. Конспекты занятий, представлены в приложении № 6, проект представлен в приложение № 4. В процессе разработки методики реализации проекта, мы учитывали психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (их настроение, возможности выполнения различных техник, личный опыт и многое другое), а так же использовали в учебном процессе пособия предложенные программой И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду». В ходе реализации проекта была отмечена тенденция развития художественно – творческих способностей детей, а именно: - дети проявляли заинтересованность в НОД по изобразительной деятельности, их активность в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее, а так е в тщательности выполнения работы; - дети испытывают удовольствие не только от самого процесса рисования, но и проявляют повышенный интерес к самостоятельной изобразительной деятельности, к результатам своей работы; - у детей появился интерес к творческой деятельности в домашних условиях, что способствует воспитанию художественно – творческого мышления, настойчивости в достижении результата. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Проект включал в себя повторный анализ состояния знаний изобразительного искусства и умений изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, для выявления изменений уровня сформированности художественно – творческих способностей детей после опытно – экспериментальной работы с ними, т.е. возникших при создании комплекса взаимосвязанных педагогических условий. Повторный анализ включал в себя: - Диагностика эмоционально – эстетического отношения детей к пейзажной живописи (Н.В. Шайдурова) - Диагностика развития основ художественно – творческих способностей (Т.С. Комарова) Результаты развития знаний изобразительного искусства и умений изобразительной деятельности выявили следующие показатели. Результаты до проведения проекта. Критерии Уровни Восприятие изобразительного искусства Изобразительные навыки Высокий 7 % (1) – Средний 53 % (8) 60 % (9) Низкий 40 % (6) 40 % (6) Результаты после проведения проекта Критерии Уровни Восприятие изобразительного искусства Изобразительные навыки Высокий 33 % (5) –
Средний 67 % (10) 87 % (13) Низкий – 13 % (2) Сравнивая показатели развития знаний и умений изобразительного искусства и изобразительной деятельности детей после проведенного проекта, можно увидеть, что положительная динамика в освоении знаний основ художественной культуры и в формировании изобразительных навыков и умений наблюдается у всех детей, однако развитие художественно – творческих способностей детей отличается более высокими показателями. Таким образом, благодаря целенаправленной работе, проведенной в ходе педагогического эксперимента, включающей разнообразные формы работы (блок интегрированных занятий, дидактические игры, упражнения, консультации для родителей, семинары для педагогов) повысил уровень сформированности художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а значит творчества в целом. Данные исследования подтверждаются гипотезой и убеждают нас о том, что использование интегрированных занятий являются эффективным средством формирования художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ: В ходе педагогического эксперимента удалось подтвердить, что при выполнении выявленных педагогических условий формирования художественного – творчества интеграция изобразительного искусства и изобразительной деятельности выступает средством формирования художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Благодаря целенаправленной работе, проведенной в ходе педагогического эксперимента, уровень сформированности художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции изобразительного искусства с изобразительной деятельностью значительно повысился.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Материалы и оборудование, необходимые для осуществления проекта № Элементы предметно – развивающей среды Отметка о наличии 1. Наличие методической литературы по художественно – эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности; + 2. Наличие в группе наглядного материала (картины, фото, иллюстрации и др.); + 3. Материал для занятий: - Бумага для рисования; + - Цветная бумага; + - Гуашь; + - Палитры для смешивания цветов; + - Акварельные краски; + - Уголь, пастель, восковые мелки; + - Кисти; + - Банки для воды, подставки для кистей, салфетки; + - Ножницы, клей; + 4. Настенные доски, стенды для анализа рисунков и для выставок детских работ; + 5. Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности: освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты); + 6. Оформление изоуголков, создание условий для самостоятельной изодеятельности: - Расположение столов или мольбертов вы хорошо освещенном, доступном для детей месте; + - Бумага для рисования; + - Цветные карандаши; + - Краски (гуашь, акварель); + - Кисти; + - Пластилин; + - Цветная бумага; + - ножницы; + - Клей. +
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Анализ анкет педагогов В осуществлении проектаВ анкетировании участвовало 10 педагогов. 1 Что такое интегрированное занятие? Дали ответ – 80 % Нет ответа – 20 % 2 Какие формы интегрированных занятий Вы знаете? Знают – 60 % Не знают – 40 % 3 Используете ли Вы интегрированные занятия? Используют – 30 % Не используют – 10 % Иногда используют – 60 % 4 Используете ли вы произведения искусства на занятиях, на каких? Используют – 80 % Не используют – 20 % 5 Какие художественные картины Вы знаете? Знают – 70 % Не знают – 30 % 6 Чем отличается интегрированное занятие от комплексного? Видят разницу – 70 % Не видят разницы – 30 % 7 Интересны ли Вам интегрированные занятия? Интересны – 100 %
Приложение № 3 Анализ анкет родителей В анкетировании принимало участие 10 родителей 1 Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы с художественно эстетической точки зрения? Положительно – 100 % 2 Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка художественно эстетических способностей, навыков и умений в изобразительной деятельности? Знакомы – 50 % Не знакомы – 50 % 3 Какую оценку Вы даете изобразительной деятельности своего ребенка? Положительную – 100 % 4 Чему Ваш ребенок научился за прошедший год? Что Вам нравиться или не нравиться в его работах? 5 Как Вы считаете, созданы ли условия в детском саду для творческого проявления детей? Да – 100 % 6 Часто ли Вам ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности? Что вы делаете для поддержания этого интереса? Да – 100 % 7 Как правильно организовать рабочее место, где ваш ребенок мог бы заниматься изобразительной деятельностью? 8 Храните ли Вы рисунки своего ребенка? Да – 100 % 9 Посещаете ли Вы со своим ребенком музеи? Да – 40 % Нет – 60 % 10 Имеется ли в Вашей группе наглядная информация по развитию у детей навыков изобразительной деятельности? Насколько она полезна? Да – 100 %
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Этапы проекта Содержание деятельности Практические материалы I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в пред- стоящей деятельности 1. Привлечь детей к организации выставки пейзажных картин. 2. Дидактическая игра 3. Слушанье музыкальных произведений 1. Организовать выставку пейзажных картин: Левитан И. И. «Март», «Весна. Большая вода», «Весна в Италии», «Золотая осень»; 2. «На что похоже?» 3. П. И. Чайковского «Времена года», «Март», «Апрель», «Кукушка», 2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 4. Организация выставки картин художников. 5. Создание книжки самоделки. 4. Тема: «Весенняя капель». 5. «Весенние воды» 3. Реализация идей 6. Провести беседу. 7. Организовать выставку книг русских поэтов, которые писали о весне. 8. Проведение занятия по рисование в технике «по мокрому». 9. Декоративное рисование 10.Проведение занятия по рисование «Пришла весна» 11.Проведение занятия по рисование «пришла весна, прилетели птицы» 12. Дидактическая игра 13. Провести занятия по ознакомлению детей с живописью. 14. Музыкальная гостиная «Музыка весны». 15. Провести занятие по рисованию «Весна идет -весне дорогу» 16. Провести занятия по рисованию 6. конспект беседы тема «Весна». 7. Тема «Весенняя акварель» 8. Конспект занятия Тема: «Весеннее небо». 9. Конспект занятия по рисованию. Тема «Солнышко нарядись» 10.Конспект занятия. Тема «Пришла весна» 11. План – конспект. Тема «пришла весна, прилетели птицы» 12. Материал к игре «Краски». 13.План – конспект занятия. Тема «Ранняя весна». 14. «Музыка весны». 15. План – конспект по рисованию. Тема «Весна идет – весне дорогу» 16. конспект занятия. Тема «Весенние мелодии» 4. Презентация проекта 17. Оформление выставки 17. «Весенний пейзаж»
детских работ. 18. Подготовка к празднику весны. 19. Праздник 18. 19. План сценария праздника Взаимодействие с родителями Содержание деятельности Практические материалы 1.Приготовить приглашения к празднику весны. 2. Сделать книжки-малышки 3. Оформить папку передвижку. «Особенности пейзажного рисунка в дошкольном возрасте» 4. Родительское собрание 1. Примерная форма приглашения на утренник. 2. «Перелетные птицы весной». 3. Текст папки передвижки 4. Материал к родительскому собранию Методическая работа с кадрами Содержание деятельности Практические материалы 1. Семинар – практику «О чем говорят картины?» 2. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в вопросах интегрированного образования детей дошкольного возраста 3. Конкурс «Оформление уголка художественного творчества» 4. Консультация. Мастер пейзажа – художник Аркадий Рылов 5. Консультация «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи» 6. Семинар практикум «О чем говорят картины?» 1. План семинар 2. Анкетирование 3. Требования к оформлению уголка художественного творчества 4. План консультации 5.План – конспект консультации 6.Конспект
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Беседа. Тема: Весна

Цели:
закрепление представлений о весне, упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, совершенствовать умение образовывать (по
образцу) родственных слов: трава, солнце, весна, цветы, листок, продолжать совершенствовать фонематический слух: находить картинки в названии которых есть заданные звуки: «с», «р», воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Активизация словаря:
первоцвет, травник.
Предварительная работа:
чтение рассказов о весне И. Соколова – Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи». Повторение стихов о весне Ф. Тютчева «Весна», Я Акима «Апрель», Ф. Тютчева «Зима не даром злится».
Материал:
Пейзажные картины: Левитана «Март», А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Карточки на каждого ребёнка по 1 штуке.
Ход:
В.- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Будьте внимательны. Светает рано по утрам, Проталины и тут и там. Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? В. – Молодцы, ребята, а кто из вас знает загадки о весне? (дети загадывают загадки 1-2) В. – Конечно, всё это бывает весной. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года – весне. Какие приметы весны вы знаете? В. – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? В. - Никита, а ты как думаешь? Ответь, пожалуйста, полным ответом. Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных? В. – Ребята, а что весной происходит с растениями? В. – Дети, как по - другому можно назвать первые цветы? В. – Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты. Ваня, скажи ещё раз самостоятельно. В. – Ребята, как вы думаете, какая весна в марте ранняя или поздняя? В. – А как можно определить по деревьям, птицам, земле, что весна ранняя? В. – Что происходит с деревьями? В. – Расскажите, что происходит с птицами В. – Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран? В. - А какие последними? В. – Молодцы совершенно верно. Все рады приходу весны. А сейчас все тихонечко вставайте, и проходите на ковёр, мы с вами немного поиграем. Становитесь в круг. Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро. Например: весна какая? (ранняя) Солнце какое? (горячее). Весна что делает? (зацветает). Солнце что делает? (греет). В. – А теперь другая игра «Подбери родственное слово» Я буду называть слово, а вы должны назвать родственные слова к тому или иному слову. Например: весна – весенний, солнце - солнечный, трава – травка, цветы – цветочек, листок – листочек. (Дети подбирают родственные слова.). Дети, а я знаю ещё одно родственное слово к слову трава – травник. Кто из вас догадался, что означает это слово? Травником называют человека, который собирает лекарственные травы, засушивает их, и знает, какая трава лечит ту или иную болезнь. Давайте все вместе скажем это слово.
(Проговариваем хором и индивидуально). В. – Молодцы, хорошо поиграли. Садитесь на свои места, у нас с вами будет новое задание. Работа с раздаточным материалом. В. – Ребята, у вас на столах лежат картинки, рассмотрите их внимательно. Поднимите, пожалуйста, те картинки, в названии которой есть звук «С» В. – Хорошо. Аня, какую картинку ты подняла? В каком месте стоит звук «С» в твоем слове? Молодец. - Лида, а ты какую картинку подняла? Где и в каком месте стоит звук «С» В. – А теперь поднимите, те картинки в названии которой встречается звук «Р». (аналогичный разбор) В. – Молодцы, хорошо поработали. Ребята, а какие стихи вы знаете о весне? Давайте вспомним. (Дети читают стихи) 1 реб. Круглый год. Апрель Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. (Самуил Маршак) 2 реб. Весна идёт Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое По двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. (Агния Барто) В. - О каком времени года говорится в стихах? В. -Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку. В.– А хотите послушать музыку о весне? (Да). Мы прослушаем отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Проходите на коврик, располагайтесь поудобнее, закройте глаза и послушайте музыку. Понравилась ли вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку? (Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.) ИТОГ: Сегодня на занятии мы с вами говорили о весне, загадывали и отгадывали загадки, читали стихи, называли родственные слова, находили звуки «с» и «р», определяли их место в слове. Все хорошо работали, на этом наше занятие подошло к концу всем спасибо.
Конспект занятия

Тема: « Весна идет – весне дорогу»

Программное содержание:
Учить детей изображать в рисунке различные периоды весны по памяти и представлению; Уточнить и обобщить знания детей о весне, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, таяние снега и льда, образуется много воды, поэтому оживают
все растения, распускаются листья и цветы, оживают насекомые); Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; Учить детей использовать в рисовании различные материалы (поролон, бумагу, пластилин, спички, вату); Продолжать учить детей пользоваться различными приемами рисования (точками, штрихами, примакиванием, мазками); Закреплять и использовать цвета: серый, желтый, коричневый, синий, зеленый, красный, черный, белый, розовый для передачи колорита; расширять и активизировать речевой запас на занятии по изодеятельности на основе углубления представлений о весне; упражнять детей в умении употреблять слова в уменьшительно ласкательной форме (трава - травушка, травиночка, нежненькая, мяконькая, зелененькая, молоденькая, сочненькая, изумрудненькая); Учить детей употреблять в речи слова синонимы (светлая - солнечная веселая, нарядная - красивая - праздничная - радостная - хохочущая); учить детей соотносить характер музыки с настроением, которое передает художник в своей картине; Создание доброжелательной обстановки на занятии, укрепление веры в собственные возможности; Снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью; Развивать память, воображение, представление, внимание, сообразительность, логическое мышление при сравнении различных периодов весны; Формировать интерес к занятию;
Материал:
кроссворд «Весна», 3 листа ватмана с изображением весны; 3 листа ватмана с изображением 3-х периодов весны, 3 картины художников (А. Рылов «Пейзаж с рекой», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода»), магнитофон, кассета с записью отрывков музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» (март, апрель, май), акварельные краски, гуашь светло -зеленая (2 б.), гуашь желтая (2 б.), гуашь голубая (1 б.),гуашь серо-синяя (1 б), гуашь желто-коричневая (1 б.), черная (1 б.), белая (1 б.), розовая (1б.), кисточки (6 штук), фломастеры (2 п.), поролон (1), бумага (2), ткань (1), спички (3), пластилин (1 пач.), доска для работы пластилином (1), банки с водой для каждого ребенка, ванночки с водой на каждого ребенка, трафареты (2), простые карандаши -2, салфетки бумажные, салфетки матерчатые (6-8 шт.), тарелочки под грязные бумаги, альбомные листы (6 шт.).
Предварительная работа:
 занятия воспитателя: «Великое переселение птиц на родину», «Кто еще не проснулся», «Наводнение. Заяц на дереве, белка в лодке», «Весна идет - весне дорогу», «Лесные происшествия. Елка для насекомых. Муравейник зашевелился», «Колхозный календарь. Удивительные почки. Загадочные ямки»;  экскурсия в парк «Грачи прилетели»;  викторина «К нам весна шагает быстрыми шагами»  «Полюбуйся весна наступает ... »
Ход:
Дети, сегодня у нас очень интересное занятие: мы с вами будем рисовать, лепить, играть. Предлагаю детям послушать стихотворение и догадаться о чем речь на занятии: Долго шла весна тайком от ветров и стужи, А сегодня прямиком шлепает по лужам. Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым! Л. Аким «Апрель». Весна так прекрасна, что будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, смеяться, сочинять стихи, танцевать, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу - погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться вылетевшей бабочкой, первым нежным цветком. Поэтому художники посвятили весне много картин, поэты сочиняли
много стихов, композиторы написали прекрасную музыку. Да, Весна сказочная волшебная пора, а поэтому и бывает она разная. А какая она бывает? (света, воды, цветов). Дети подходят к доске, где находятся 3 картинки с изображением разных периодов весны. Какие красивые места находили художники, когда писали свои картины и краски подбирали разные. Для весны цвета - сероватокоричневые, бело-голубые, серые. - А что еще может быть серым? (Ответы детей: камень, асфальт, мышка и т.д.). Для весны воды художник подобрал голубые, голубовато-синие, неяркие, размытые краски. А какими красками нарисовал ху~ожник весну травы и цветов? (голубые, светло-зеленые, желтые, изумрудно-яркие, веселые, праздничные, радостные). А что еще может быть веселым? В какой из этих картин вы хотели бы побывать? А где хотел быть Дима в этой картине? Настя? Сережа? Представьте себе, что мы с вами сейчас на этой зеленой поляне. Как здесь красиво. А как еще здесь? (красиво, светло, радостно, весело, празднично). Посмотрите какая здесь трава (молодая, нежная, сочная, светло-зеленая, изумрудная). А как ласково можно сказать о траве? (травушка, травиночка, травочка). Ребята, хотите побегать по этой нежной, зеленой, шелковистой травке?
Физминутка.
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Дети становятся в круг. Я под снежник, ты - вьюнок. Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре - расходятся Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим в перегонки. бегают Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, I становятся снова в круг Будем в солнышко играть. Мы веселые лучи, Мы резвы и горячи. Хорошо в гостях у Весны - травы, но нам пора возвращаться в группу. Стук в дверь. Почтальон принес конверт. Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем от кого. (Воспитатель читает обратный адрес - от Весны). Давайте посмотрим, что же лежит в конверте. Да это же Весна прислала нам музыкальные загадки. Вы прослушайте небольшие музыкальные произведения и должны будете угадать о какой из этих картин рассказывает музыка.  Какая музыка звучала? Как музыка звучит?  О какой картине эта музыка рассказывает?  Ребята, свое весеннее настроение художники передавали в картинах, композиторы в музыке, а мы с вами можем показать весеннее настроение как? (рисунками, улыбкой, радостью). На трех досках висят картины с изображением голых деревьев. Ребята, посмотрите какие-то странные картины? Что хотели нарисовать художники на них? Может вы догадываетесь? Да, он хотел нарисовать три периода весны, что нужно рисовать у весны света, воды, цветов. Давайте ему поможем.
Проводится дидактическая игра «Поможем художнику». (Детям предлагается подобрать к каждой картине карточки с изображением природных явлений, характерных для каждого периода весны). Не заблудились ли наши карточки? Какие явления характерны для Весны - света? Что забыл нарисовать художник у Весны - воды? Весныцветов? Предлагаю детям закрыть глаза и с помощью волшебной палочки превратить эти картины в такие, какие хотел нарисовать художник. Давайте мы с вами попробуем нарисовать Весну. На прошлом занятии мы уже начали ее рисовать. А что теперь вы будете рисовать? (Деревья, ручьи, траву, ледоход ... ) Все ли деревья рисуются одинаково? Как рисуется береза? Клен, рябина, липа? Предлагаю детям закрыть глаза и с помощью волшебной палочки превратить эти картины в такие, какие хотел нарисовать художник. Давайте мы с вами попробуем нарисовать Весну. На прошлом занятии мы уже начали ее рисовать. А что теперь вы будете рисовать? (Деревья, ручьи, траву, ледоход ... ) Все ли деревья рисуются одинаково? Как рисуется береза? Клен, рябина, липа, яблоня? (ствол, ветки). Дети рассказывают и показывают руками, пальцами, как рисуются ствол, ветки. Какой материал можно использовать для рисования? (Ткань, бумагу, поролон, спички, вату, гуашь, краску, фломастеры, кисточки и т.д.).
Пальчиковая гимнастика.
у дерева ствол. На стволе много веток, А листья у дерева Разного цвета. Дети садятся за столы. Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). По окончанию рисования предлагаю детям взять свои рисунки и подумать на какую весну они похожи - к той и отнести. Все ли рисунки на своих местах? Не заблудился ли чей- нибудь рисунок? Какую весну рисовали? Какая весна получилась у Сережи? Какими красками нарисовали Весну - травы и цветов? Какая же у нас получилась Весна - света? Воды? Травы? Ребята, давайте мы с вами расскажем о Весне по рисункам, которые вы сейчас нарисовали (составление рассказов о весне по детским рисункам). Сегодня вы рисовали Весну: светлую, солнечную, радостную, веселую, праздничную, зеленую. Вам понравились ваши рисунки? А понравились ли они нашим гостям? Занятие по рисованию в старшей группе, тема «Весенние мелодии»
Программное содержание:
Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой. Развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов. Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы. Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихов.
Материалы:
Репродукции картин о весне, альбомный лист, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, палитра, соль, манная крупа, кисти, стаканчики с водой, салфетки, пробники.

Ход занятия:
Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, когда это бывает? Воспитатель: Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать… Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы; Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд. (Ф. Тютчев) Воспитатель: Вы увидели весну? Какое настроение передали поэт? Воспитатель: Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Воспитатель привлекает внимание детей к выставке репродукций картин о весне, даёт возможность рассмотреть их. Дети: Ранней весной – чистое голубое небо, на проталинках – серая или чёрная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные берёзы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце. Физкультминутка «Станем мы деревьями» Станем мы деревьями (шагают на месте) Сильными, большими. Ноги – это корни, (ноги на ширине плеч, руки на поясе) Их расставим шире, Чтоб держали дерево, (кулак на кулак) Падать не давали, Из глубин подземных (наклонились, ладони чашечкой) Воду доставали, Наше тело – прочный ствол. (разогнуться, ладонями по телу сверху вниз) Он чуть-чуть качается. И своей верхушкой (руки шалашиком)
В небо упирается. Наши руки – ветви, (раскрыть ладони, развести пальцы) Крону образуют. (смыкают пальцы) Вместе им не страшно, (качают головой) Если ветры дуют. (качают руками над головой) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину весны. Подумайте, какой сюжет вы хотите нарисовать, чем вы будете рисовать. Детям предлагается бумага разного формата, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, соль и манная крупа. Звучит музыка. Дети приступают к рисованию, воспитатель напоминает, что рисунок нужно располагать на всём листе бумаги. Уточнить правила смешивания красок, особенности использования восковых мелков. В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается рассказать о своём рисунке, используя схему. Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: «Пришла весна, прилетели птицы»
Программное содержание:
1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. 2. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы). 3. Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции.
Материалы:
Слайды с изображениями природных явлений, характерных для весенней поры. Слайды с изображениями различных цветов-первоцветов. Листы белой плотной бумаги, разноцветные известковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки, клеенки.
Предварительная работа:
Заучивание стихов о весне, чтение художественных произведений природоведческого характера, наблюдение на прогулке (проталины, лужи и ручейки, белоснежные кучевые облака, возвращение из теплых краев перелетных птиц), загадывание загадок о весне.
Ход:
Воспитатель загадывает детям загадку: Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает, Когда это бывает? Правильно, как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне? (Дети читают стихи, которые ранее разучивались в группе И. Плещеева, С. Маршака). Посмотрите, ребята, какие весенние гости пришла к нам в детский сад (ставит на стол три куклы, украшенные: подснежниками – Весна Мартовна Подснежникова, птицами –
Весна Апрелевна Скворешникова, ягодами черешни – Весна Маевна Черешникова и представляет их). У наших гостей одинаковые имена, но разные отчества и фамилии. Как вы думаете, почему их так зовут? (Имя – название поры года, отчество - название весеннего месяца, а фамилия – название одного из признаков этого месяца). В каком месяце начинают расцветать подснежники? А когда прилетают скворцы? А теперь попробуйте вспомнить - когда спеет черешня? Давайте теперь поближе познакомимся с весенними гостьями – Весной Мартовной Подснежниковой, Весной Апрелевной Скворешниковой и Весной Маевной Черешниковой! Познакомились? Вот и хорошо. Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется самый первый весенний месяц? (Ответы детей). А как мы узнаем, что пришла весна? Кто сможет назвать весенние приметы? Если весь снег растает - что мы увидим? Какая же она будет после зимы, освободившаяся из-под снега? А как выглядят деревья? Что можно заметить? А какие вы, дети, знаете первые весенние цветы? А какие птицы прилетаю к нам весной? Давайте нарисуем рисунки на тему «Пришла весна. Прилетели птицы». Рисовать мы будем восковыми мелками, а в конце акварельными красками cделаем фон рисунка – это голубое небо, а внизу – зеленая травка. Сначала продумайте сюжет рисунка. Что можно изобразить? (Деревья, проталины и лужи на земле, солнце, птиц, гнезда и т.д). Но прежде, чем мы приступим к работе, подготовим наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику. (Звучит музыкальная пальчиковая гимнастика Л. Яртова «Пальчики»). Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге. Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали кисть. В конце занятия работы выставляются на выставке, ребята обмениваются впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает удачные работы, поощряет всех детей. Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали слайды с иллюстрациями. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями – Весной Мартовной Подснежниковой, Весной Апрелевной Скворешниковой, Весной Маевной Черешниковой. До свидания!