"ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО"

Автор: Фомичева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 33
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«

ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования

интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС

ДО

»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельности направлен на развитие творческих способностей, нестандартного видения мира, нового мышления ребенка. Творчество, фантазия, умение создавать новое - наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Период детства признан уникальным, и в ст. 1.2. ФГОС ДО подчеркивается самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека. Ребенок не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем». Цель ТРИЗ – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире. Так же ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Мы не должны давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться сам находить ее. Педагог поэтапно ведет детей к разрешению противоречий. П
ервый этап -
педагогическая ситуация, которая подводит ребенка к проблеме многофункционального использования объекта.
Второй этап
– это выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта: - что – то в нем хорошо, а что- то плохо, - что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Третий этап
разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.
Четвертый этап
по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, продуктивную, музыкальную. Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала. Главное, предоставить возможность детям свободного высказывания. При обычных обсуждениях «генераторы» и «критики» часто мешают друг другу. Во избежание этого предлагается – «мозговой штурм»
«Мозговой штурм»
- это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Цель: развитие быстроты мыслительных процессов. Правила: 1. целесообразно работать с небольшой группой детей (от 2 до7) 2. детям должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, т.к. исключается критика со стороны, как сверстников, так и воспитателя. 3. необходимо поощрять свободное ассоциирование; чем более «дикой» кажется идея, тем она интереснее.
4. идей должно быть как можно больше. 5. высказанные идеи разрешается, как угодно комбинировать; 6. в конце следует подвести итог, т.е. выбрать наиболее интересную идею. Достоинства «мозгового штурма»: 1. метод весьма прост, доступен детям. 2. Не требует предварительного обучения участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода. 3. Можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения детей и для раскрепощения сознания детей. 4. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и ошибкой. 5. Учить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу. 6. Поднимает статус робкого ребенка. Этот метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки Возможные темы «мозгового штурма: к ак обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? Как обогреть людей на улицах в лютый мороз? Как не ссориться с мамой? Придумайте дом будущего? И т.д. Наиболее эффективным методом развития детской фантазии является «
метод

фокальных объектов
» - поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Цель метода – совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”,
назвать их и сделать презентацию. Например "Летокраб”. Его родители: краб и птичка. Живет в на деревьях около морей. Дом его – гнездо. Очень быстро бегает по земле, летает и плавает в море. Может достать фрукты с высокого дерева. Алгоритм работы:
в
ыбор объекта и случайных объектов, определение характерных признаков случайных объектов, «перенос» этих признаков на выбранный объект, о ценка новых идей и отбор наиболее эффективных с точки зрения реализации, формулировка задачи на разработку новых модификаций объекта В группах старшего дошкольного возраста, где дети умеют читать, целесообразно использовать таблицу. Рассматриваемый объект - книжка для малышей Объекты Признаки Стол Цветок Девочка Деревянный, новый, старый, компактный, складной. Большой, яркий, маленький, многолетний, однолетний Умная , добрая, открытая, замкнутая, способная. Этот метод не только решает задачу развития творческого мышления и воображения детей, но и активно развивает речь. Представление о мире, как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, помогает сформировать метод морфологического анализа. Данный метод предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком.
Морфологический анализ
– это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно
получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Алгоритм действий при морфологическом анализе: формулировка проблемы, определение важнейших элементов, определение вариантов исполнения элементов, фиксирование в таблицу, оценка всех имеющиеся в таблице варианты, выбор оптимального варианта.
С
амые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения. Для детей старшего возраста используется морфологическая таблица в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали. Мы так же можем добавить третью ось – тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое. Для примера возьмем использования морфологической таблицы при обучении детей составлять рассказы. Основные части рассказа 1 2 3 4 А Зачин (начало) Однажды много лет тому назад жили – были Услышал Б Герои Звери Люди Предметы (вещи) Явления природы В Место действия Город, лес, царство, морское дно, Г Кульминация Пропал сбежал, заболел, превратил ся Д Развязка Спасли, Встрети лись, Выстроил и дом Сыграли свадьбу
На начальном этапе обучения воспитатель вместе с детьми составляет рассказ или сказку, используя созданную таблицу, в дальнейшем можно использовать карточки, например: А4,Б1,В3,Г2,Д4 – карточки могут быть как индивидуальные, так и на парту, стол, группу. Для установления связи прошлого, настоящего и будущего можно использовать метод
«многоэкранного мышления».
Воспитателю такой экран дает очень многое: он помогает определить тот объем знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу нового материала в системе – от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового. Эту схему можно давать, начиная с младшего возраста, но не давать сразу все девять экранов, а заполнять их постепенно. Наблюдение за ростом и развитием лука. Результаты так же можно отразить в таблице: Прошлое Настоящее Будущее луковица Проросший лук Блюда из лука, лекарство, а так же семена. Так постепенно дети подводятся к работе с «девятиэкранником». Эта работа может выглядеть следующим образом: Прошлое Настоящее Будущее Надсистема 6. Грядки, где всегда росли тюльпаны. 3. Клумбы, газоны с разными по цвету и форме тюльпанами. Произведения живописи или другие работы с этими цветами. Система 4. Луковица тюльпана. 1. Тюльпан 7. Букет тюльпанов, луковицы для посадки на следующий год. Подсистема 5. Корешки и росток у 2. Из чего состоит цветок, 8. Чем тюльпаны отличаются друг
луковицы какой он по цвету, форме, запаху. от друга. Многоэкранник дает возможность реализовать задачи приобщения детей к истока культуры, развитию цивилизации, так как позволяет взглянуть на предмет с двух сторон: исторической (история появления), генетической (технология изготовления) Общение людей невозможно без вопросов человека человеку, педагога к воспитаннику, воспитанника к педагогу. Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос – это форма мышления, в которой выражается затребование информации. Задавание вопросов – это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса к ответу и есть работа мысли. Именно с целью развить мышление рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы. Одним из способов научить детей задавать вопросы является
игра

«Данетка»:
1. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. 2. Игра «Данетка» абсолютна проста в проведении. Вы определяете тему и количество вопросов, за которое нужно отгадать. 3. Легко варьировать уровень трудности игры. «Данетки» могут быть составлены по литературным произведениям. 1. Он от всех убегал, но его съели. 2. Много хотела, с малым осталась 3. Четверо собрались и злодеев напугали. Теория решения изобретательских задач решает и еще одну задачу связной речи – обучение детей составлению загадок. Загадки делятся на:
- загадки по признакам, какой А, не Что такое же? - по действиям (активно действующий объект) Что делает Но, не Что делает такое же действие - по ассоциациям На что похожа но Чем отличается Работа с загадками развивает: логическое мышление детей, словарный запас, Одной из основных задач развития связной речи воспитанников является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через следующие виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, игрушках, объектах и явлениях природы; творческое рассказывание; пересказ литературных текстов; составление рассказов из личного опыта; рассказывание по картине или серии сюжетных картинок. Все виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Работа с детьми по составлению рассказов - это наиболее сложный вид деятельности. Чаще всего содержание рассказов, составленных детьми, почти одинаковое. Это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Но главным недостатком является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с незначительными изменениями. На одном занятии воспитатель успевает опросить нескольких детей, остальные являются пассивными слушателями. Дети теряют интерес к этому виду деятельности. Наблюдается низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на картине, но и вообще к речевой деятельности. Совершенно очевидно, что необходимо менять способы работы педагога на занятиях по обучению дошкольников составлению рассказов. В этой работе нам поможет ТРИЗ. Технология ТРИЗ предлагает применять приемы фантазирования, ведет детей шаг за шагом на каждом этапе рассматривания
картины. Они из пассивных слушателей превращаются в активных участников. Работа по обучению детей составлению рассказ по картине делится на несколько этапов. 1. Аналитический этап. Появление волшебника «Дели» - определение состава картины. Цель – выявить как можно больше объектов ( использование «подзорной трубы », «волшебного окна» - все названные предметы и объекты появляются на доске) 2. Синтетический этап. Появление волшебника «Объединяй» - нахождение связей. (Игровые упражнения: «Ищу друзей» - нахождение объектов, связанных по взаимному расположению; «Ищу недругов» - поиск объектов не связанных по расположению) 3. Усиление образности характеристик. Появление волшебника «Любознайка». (Игровое упражнение «Войди в картину» задействование сенсорных анализаторов). Представьте, что вы попали в эту картину. Что вы услышали. Какие запахи вы уловили. Включение осязания – описание предмета на ощупь. Вкусовые качества. 4. Выразительные средства речи. Появление волшебника «Загадайка». Обучение составлению загадок 5. Линия развития (прошлое, но относящееся к настоящему: что было 5 минут назад, час назад, день, год). Появление волшебника «Отставай и забегай» 6. Будущее (что произойдет, будет – относящееся к данному сюжету) 7. Другая точка зрения. - с точки зрения героя, - одушевленного или неодушевленного предмета - зависимости от эмоционального, физического состояния героя
8. «Дай название картине». Цель – научить подбирать пословицы и поговорки, подходящие к содержанию картины. 9. Дети составляют рассказ. Таким образом, в результате использования ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе ДОО, у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, творчество и фантазия. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность. Технология ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Используемая литература:
1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. 2. Дошкольные воспитания: № 3, 11,12 1997г. 3. Дошкольное воспитание № 3 1998г. 4. Мурашковская И.Н. , Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). – СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995. 5. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига: Издательство «Эксперимент», 1994. 6. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1993. 7. «Развитие творческого мышления ребёнка» Ю.Г. Тамберг Речь. Санкт- Петербург 8. «Ребёнок в детском саду» №1,2,4 2001г., № 5,6 2002 г. 9. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995. 10. Хоменко Н.Н. Использование Игры «Да-нет» при обучении ТРИЗ. – Минск, 1995.