"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Автор: Жусова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 83
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Жусова Елена Викторовна, воспитатель

МБДОУ д/с № 83 г.Таганрога

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение полноценного физического развития. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования образовательную область «Физическое развитие» дошкольников рассматривает как область, направленную на «…приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств…с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений…, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)». Данная область на каждом возрастном этапе дошкольного детства предполагает сохранение, укрепление и охрану здоровья детей, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. В связи с этим, в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям при организации воспитательно-образовательного процесса и использовании здоровьесберегающей среды ДОУ, которая позволит всесторонне осуществить деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи. Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ осуществляется в следующих формах:  Медико-профилактическая технология.
 Физкультурно-оздоровительная технология.  Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.  Технологии валеологического просвещения родителей.  Здоровьесберегающие образовательные технологии. Данные формы работы основываются на планировании работы через использование здоровьесберегающией среды ДОУ. В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:  формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;  использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях культуры;  конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;  обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. Основные разделы планирования включают в себя: - Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности; - Сохранение и укрепление физического здоровья (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей); - Формирование начальных представлений о ЗОЖ (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни); - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение.
И осуществляется посредством:  воспитания культурно-гигиенических навыков;  сбалансированного питания;  в различных интегрированных видах двигательно-игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные игры, спортивные игры, игры-эстафеты;  непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре  бесед-диалогов о здоровом образе жизни Данная работа основана на использовании следующих технологий:  Медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами;  Физкультурно-оздоровительные, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности (закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, физические упражнения);  Социально-психологические, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье детей (релаксация, психогимнастика, подвижные, спортивные игры, пальчиковая гимнастика, для глаз, коммуникативные игры). Средствами физического воспитания в ДОУ в режиме дня с использованием здоровьесберегающих технологий являются:  Утренняя гимнастика «Зарядка» - выполняется ежедневно, которая растормаживают нервную систему детей после ночного сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем. Настраивает ребенка на трудовой день, согласованно действовать в коллективе, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.  Занятия физической культуры – выполняются 3 раза в неделю, направлены на формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.  Физкультминутки – выполняются ежедневно, помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.  Гимнастика пробуждения – выполняется ежедневно, с помощью комплекса упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что способствует детям проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный тонус.
Таким образом, использование здоровьесберегающей среды ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников и формированию у них мотивации на здоровый образ жизни.