"Изменение технологии ткачества со времён неолита до 21 века"

Автор: Сергунцова Елена Робертовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ ст.Исправной"
Населённый пункт: ст.Исправная, Зеленчукский район
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Изменение технологии ткачества со времён неолита до 21 века"
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Исправной»

Выполнила:

Будыка Маргарита

ученица 10 класса

МКОУ «СОШ ст.Исправной»

Руководитель:

Сергунцова Елена Робертовна

учитель технологии

МКОУ «СОШ ст.Исправной»

2015 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………..3

I.

Зарождение ткачества……………………………… 4



1.1

Ткачество в Передней Азии

…………....…………….
5
1.2 Ткачество в Древнем Египте

…………..……………..
6
1.3 Ткачество в Америке

………………………..……….
8
II.

Эволюция ткацкого станка ………………………...10

III.

Перспективы ткацкого производства …………….16

IV.

Выводы ………………………………………………..19

V

Приложение …………………………………………..20

VI.

Литература ……………………………………………31


Введение
Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачихи и ткачи. М. Горький Ткань была и остаётся важнейшим материалом для изготовления одежды. Ткачество – один из древнейших видов рукоделия, оказавшее сильнейшее влияние на человеческий прогресс. И не случайно, что упоминание о процессе ткачества можно встретить в трудах Геродота, Платона, Гомера, Овидия и других античных авторов. Считается, что оно существовало в различных видах плетений до того, как человек открыл прядильную способность волокон растений. Плетение, возникшее в неолите (7-4 тыс. лет до н.э.), дало толчок сразу нескольким ремеслам. Так, корзина, обмазанная глиной, превращалась в сосуд, обжиг, которого создавал весьма прочную ёмкость для самых различных предметов. В то же время использование для плетения сравнительно мягких стеблей дикорастущих льна, конопли и крапивы позволило применять получаемые изделия в качестве одежды. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить. Первые ткани, изготовленные древним человеком, до нас не дошли и дойти в принципе не могли – сегодня им было бы уже больше восьми тысяч лет, срок для такого недолговечного материала запредельный. Однако свидетельства их существования – детали ткацкого станка – увидеть можно. Относятся они к эпохе неолита. Имя автора этого великого – безо всяких преувеличений – изобретения, конечно же, неизвестно. Однако принцип, заложенный им, в целом работает и сегодня: ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно – продольных ( основных или долевых) и поперечных (уточных) ( приложение №1 «Структура ткани полотняного переплетения» ). И задача станка - эти разнонаправленные нити переплести. Сначала переплетали с помощью ручной силы. Принцип был настолько прост и одновременно универсален, что сохранялся без особых изменений не века – целые тысячелетия. На сегодняшний день технология ткачества не исчезла, а только перешла в разряд искусства и какие бы невиданные нововведения не вносились в ткацкое производство, любой производитель качественной ткани, делая попытку изменить материал, возвращается к вопросу эволюции ткацкого дела. В этом я считаю состоит актуальность рассматриваемого вопроса.
ЦЕЛЬ
нашей работы: выяснить, как изменялась технология ткачества народов мира со времен позднего неолита до XXI века. Для этого необходимо решить следующие
ЗАДАЧИ:
1) изучить историю возникновения ткачества 2) проследить эволюцию ткацкого станка 3) выяснить направления развития ткацкого производства

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ткацкий станок, ткань.
ГИПОТЕЗА:
Основные принципы производства тканей (способом переплетения нитей основы и утка) на протяжении веков остаются неизменными.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Материалы работы могут быть использованы в деятельности учителя технологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ :
- анализ литературы по теме исследования - наблюдение (работа ткацкого станка) - эксперимент (получение образца ткани ) Тезисы Данная работа посвящена исследованию истории развития ткацкого производства, эволюции ткацкого станка, технологии производства тканей. В ней рассматриваются предпосылки возникновения ткачества, анализируется изменение процесса ткачества в связи с изменениями в устройстве ткацкого станка. Ткачество – один из древнейших видов рукоделия, которое возникло в период позднего неолита. Первые ткацкие станки представляли собой горизонтальную или вертикальную раму, на которой изготавливалось полотно простейшего (полотняного) переплетения. За свою многовековую историю ткацкий станок претерпел значительные изменения. Сейчас - это сложный механизм с компьютерным обеспечением. Но сам процесс производства тканей путем переплетения двух систем нитей (основы и утка) остался практически неизменным со времен реформатора ткацкого дела – Эдмунда Картрайта (1743-1823). Ожидать новой революции в ткачестве пока не приходится, человечество вместо этого предпочитает облачаться в новые ткани. Самое перспективное на сегодняшний день направление в ткачестве – использование нанотехнологий.


I. Зарождение ткачества

Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны. Можно только строить гипотезы, основываясь на следующих основных группах источников информации:  этнографическая группа - древние устройства и методы, сохранившиеся в традициях современных цивилизаций или используемые примитивными племенами;  археологическая группа – находки ткацких устройств или их деталей; тканей;  художественная группа – изображения в произведениях искусства соответствующего периода (вазовая или настенная живопись, рельефы и т. д.);  литературно-фольклорная группа – исторические описания из различных литературных памятников соответствующего периода или описания, сохранившиеся в фольклоре;  аналитическая – основанная на анализе социально-экономических условий; сохранившихся тканей; их возможного распределения по географическим регионам. Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неприятных воздействий среды. По мнению некоторых исследователей, дополнительным стимулом служило удовлетворение инстинкта созидания у древних людей, в особенности у живших в местах с благоприятными климатическими условиями. Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха. [4; С 117 ] Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной, и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная. При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853-1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон,
лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками. В 70-е годы XX века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами. Древние тканые материалы, о которых имеется упоминание в истории, были также в Египте около 4000 лет до н.э., в Китае – около 1200 лет до н.э. и на перуанском берегу Южной Америки – около 2500 лет до н.э. Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой. [3; С 27-29 ] Использование различных волокон для ткачества развивалось в различных местах в зависимости оттого, что было доступно. Шерсть впервые использовали, когда была одомашнена овца, около 1600 лет до н.э. Хлопок впервые стал использоваться в Индии, оттуда быстро проник в Азию и наконец в Европу. Шелковые волокна стали впервые использоваться в Китае. На другом конце мира, в древнем Перу, хлопчатник, шерсть ламы и альпаки были основным материалом для производства ткани. Таким образом, можно сделать вывод о том, что идея ткачества зародилась в разных местах, а потом распространилась по всему миру.
1.1

Передняя Азия
Плетение и ткачество были широко развиты в Древнем Двуречье. Для плетения чаще всего использовали тростник. Тростниковыми плетенками прикрывали или обвертывали покойников, ими завешивали дверные и оконные проемы, стены домов. Из тростника плели корзины для хранения документов в храмах и дворцах. Более тонкие вещи плели из травы. Ведущую роль в хозяйстве Двуречья играла культура финиковой пальмы. Из ее листьев делали вожжи, кнуты, различные крышки, плетенье для грузовой телеги. Ткачеством занимались как рабы, так и свободные ремесленники. Записи о ткачах, работавших около 2200 года до н.э., найдены в халдейском городе Уре. В больших хозяйствах ткачам по счету выдавались «медные станки»: вероятно, речь идет о каких-то ткацких принадлежностях. Сохранились целые списки одежд времени III династии Ура, где наряду с одеждой из волокна и из «травы» говорится о роскошной одежде, покрытой золотом и драгоценными камнями, об одежде мягкой нежной, твердой и плотной. Изготовленная одежда взвешивалась (одна из них, например, весила около 1300 граммов).
Среди первых текстильных материалов были шерсть и лен. В VII веке до н. э. после завоевания Вавилона Синахерибом народы Двуречья познакомились с хлопчатником. «Деревья, дающие шерсть», упоминаются на ассирийской летописи того времени. Известные в древности вавилонские ткани славились многоцветьем и сложностью орнамента. Техника ткачества народов Древнего Двуречья пока остается неизвестной, так как до сих пор не найдено ни деталей ткацких станков, ни их изображений, не известна нам и технология ткачества. Самым старым из текстильных цветных изделий Передней Азии остаются ткани, покрывавшие войлочный чепрак и нагрудник, найденные в оледенелых курганах Горного Алтая. Ткани изготовлены на горизонтальном ткацком станке с расположением вертикальных линий узора вдоль утка. Все ткани двусторонние, многокрасочные, плотность по основе 22-26 нитей на сантиметр. В ткани, покрывавший чепрак, плотность по утку 55 нитей на сантиметр, на некоторых узорных участках – до80 нитей на сантиметр, ширина ткани составляет не менее 60 сантиметров. На нагрудник нашита полоска ткани шириной 5,3 сантиметра и длиной 68 сантиметров с плотностью по утку от 40 до 60 нитей на сантиметр. На ткани изображены идущие веренице 15 львов, по ее краям выполнена кайма из чередующихся цветных треугольников. [ 1; С 74-78 ] Качество ткани и тонкость рисунка позволяют судить о довольно высоком уровне ткачества в Передней Азии середины первого тысячелетия до н. э. Для примера можно отметить, что в изображениях человеческих фигур на ткани, покрывавший чепрак, можно различить даже ногти на пальцах рук, и это при ширине самой ткани 6,5 сантиметра. Высокое качество тканей позволяет предположить хороший уровень ткачества и более ранний период. Известный советский искусствовед С. И. Руденко полагает, что «упоминаемые древними авторами шитые иглой узоры… вовсе не вышивки в современном их понимании, а тончайшие гобеленовые рисунки, полученные в процессе изготовления ткани на ткацком станке.
1.2 Древний Египет
Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества. В египетских гробницах были найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале). Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не
позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей, чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английском музее, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее. Ткань датируется XVI-XV веками до н. э. и состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто- охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краски зеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку 13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизирующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течении длительного времени. В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н. э.). На ковре из этой гробнице виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей. Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто-коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. [4; С 201-204 ] Ткачество было царской монополией, но со II века до н. э. начинает распространяться и частное ткацкое производство. Как правило, частное ткацкое производство было семейным, но иногда использовали также труд наемных работников.
1.3 Америка
Северная и Центральная Америка. Ткачество на американском континенте, как и ткачество в странах Старого Света, уходит своими корнями в глубь веков. Раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизации инков, показали, что древние люди были весьма искусны в ткачестве. Индейцы, как и египтяне, начинали с простых тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений, как саржевое и перевивочное. Они создавали сложные геометрические узоры, которые ткали или раскрашивали вручную. Древние люди использовали в ткачестве лен, траву, волос бизонов, кроликов и опоссумов. Позднее они научились использовать шерсть этих животных, а их знакомство с хлопком произошло одновременно с народами Старого Света. Ткацкие
станки были похоже на найденные при раскопках в Египте. Отличие заключалось только в том, что для внесения утка в зев вместо челнока они использовали длинный прутик. В древних каменных пещерах в горном массиве Озарк были найдены тканые сумки, рыболовные сети, обувь, сплетенная из травы, и одежда из перьев. Древние глиняные сосуды племени алгонквин имеют отпечатки ткани или веревок, указывающие на то, что при изготовлении сосуды обертывались в тканный материал И в настоящее время индианки племени навахо ткут на ручных станках так же, как это делали их далекие предки. Они ткут одеяла, узоры которых хранятся только в их памяти. Одеяла и подстилки навахо изготовляют в гобеленовой технике. Большинство этих изделий сотканы так плотно, что не пропускают воду. До настоящего времени индианки в одном месте нарушают рисунок так, чтобы «злой дух» мог выйти из одеяла. Это своеобразная маркировка отличает одеяла навахо. От ткачества майя остались лишь пряслица и небольшое количество фрагментов тканей, найденных на дне источника Чичен Ица. И только фрески, керамика и скульптура рассказывают нам о тканях майя, которые, судя по изображениям, были также красивы, как и перуанские ткани. Из сырья хорошо использовали однолетний и многолетний хлопчатник, который растет по всему полуострову Юкатан. Из Мексики привозили шерсть кроликов. Перед ткачеством пряжу окрашивали в соответствии с символикой, принятой у майя. Изготовляли простые грубые ткани, красочные ткани для женщин, ткани для мужских штанов и занавесей, накидки для вождей, священников и идолов, Из грубой ткани «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение. Ткацкие устройства майя ничем не отличались от обычных устройств, используемых всеми американскими индейцами. Ткачество у майя было домашним занятием женщин. В отличие от инков майя не назначали «отобранных женщин» ткать при монастырях. Ткани изготовляли как для себя, так и на продажу. [ 3; С 17-19 ] Одним из выдающихся центров древнего ткачества является Перу. По сухости климата перуанское побережье напоминает Египет. Как и в Египте, места для погребений выбирали в пустынных районах, где дождя практически не бывает, что обеспечивало хорошую сохранность тканей. Перуанские «мумии», как и египетские, заворачивали в тонкие ткани, вероятно, специально изготовлявшиеся для погребальных целей. Древние жители Перу знали хлопок, шерсть и лубяные волокна (кроме льна, который был неизвестен). Мы не имеем сведений о начале текстильного производства в горах, но на побережье первым волокном был хлопок, лубяные волокна использовали в основном для специальных изделий: тонких ситок для волос, веревок и т. п. Очень рано среди материалов появляется шерсть лам, альпак и диких викун. Для грубых тканей использовали шерсть ламы (желто-коричневого цвета), долее тонкой была шерсть альпаки (белого, черного и коричневого цветов). Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках Уака Приета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н. э. Было найдено около 3 тысяч фрагментов тканей, в основном хлопчатобумажных, и лишь небольшое количество из какого-то местного лубяного волокна, шерстяных тканей не было вообще. Около 78 процентов тканей выполнено в технике перевивки, непосредственно развившейся из плетения.

II. Эволюция ткацкого станка
В позднем неолите плетение превратилось в простое ткачество. Первые ткани с примитивным рисунком люди изготавливали на ткацком станке в виде простейшей рамы – горизонтальной или вертикальной – неизвестно ( приложение №2 «Вертикальный ткацкий станок», приложение №3 «Горизонтальный ручной ткацкий станок») В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити — основу. Уток был намотан на палочку и с ее помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку. В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От «стоять, стать» и произошли слова «-стан», «станок». Первые ткацкие станки могли представлять собой два вилообразно расщепленных вставленных в землю бруска, на вилообразные концы которых поперечно укладывался деревянный стержень. К этой поперечине, помещавшейся настолько высоко, чтоб можно было стоя доставать до нее, привязывали одну возле другой нити, составлявшие основу. Нижние концы этих нитей свободно свисали почти до земли. Чтобы они не спутывались, их натягивали подвесами. Начиная работу, ткачиха брала в руку уток с привязанной к нему ниткой (в качестве утка могло служить веретено) и пропускала его сквозь основу таким образом, чтобы одна висящая нить оставалась по одну сторону утка, а другая - по другую. Поперечная нитка, например, могла проходить поверх первой, третьей, пятой и т. д. и под низом второй, четвертой, шестой и т. д. нитей основы, или наоборот. Такой способ тканья буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени для пропускания нити утка то поверх, то под низ соответствующей нити основы. Для каждой из этих нитей необходимо было особое движение. Если в основе было сто нитей, то нужно было сделать сто движений для продевания утка только в одном ряду. Вскоре древние мастера заметили, что технику тканья можно упростить. Действительно, если бы можно было сразу поднимать все четные или нечетные нити основы, мастер был бы избавлен от необходимости подсовывать уток под каждую нить, а мог сразу протянуть ее через всю основу: сто движений были бы заменены одним! Примитивное устройство для разделения нитей - ремез было придумано уже в древности. Поначалу ремезом служил простой деревянный стержень, к которому через один крепились нижние концы нитей основы (так, если четные привязывались к ремезу, то нечетные продолжали свободно висеть). Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все четные нити от нечетных и одним броском прокидывал уток через всю основу. Правда, при обратном движении утка вновь приходилось поодиночке проходить все четные нити. Работа ускорилась в два раза, но по-прежнему оставалась трудоемкой. [ 6; С 456 ] Однако вести поиск: необходимо было найти способ попеременно отделять то четные, то нечетные нити. При этом нельзя было просто ввести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тут остроумная идея привела к важному изобретению - к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать
шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам (к одному - четные, к другому - нечетные) ( приложение №4 «Вертикальный ткацкий станок с ремезом»). Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Потянув то за один ремез, то задругой, мастер последовательно отделял то четные, то нечетные нити и перебрасывал уток через основу. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и сделалось собственно ткачеством. Легко видеть, что при описанном выше способе крепления концов нитей основы к ремезам с помощью шнурков можно использовать не два, а более ремезов. Например, можно было привязывать к особой дощечке каждую третью или каждую четвертую нить. Способы переплетения нитей при этом могли получаться самые разнообразные. На вертикальном ткацком станке существуют различные способы крепления нитей основы, но можно выделить два варианта натяжения нитей: 1. нити точно фиксируются за счет неподвижной деревянной рамы; 2. нити располагаются подвижно, отвесом служат грузики различного типа. В первом случае нити основы намного меньше "сбегаются" и структура полотна получается более однородной, плотность по основе и утку различается незначительно. Во втором случае натяжение нитей слабое, они свободно обвивают уток, принимая вид "пружинок". Специфическим признаком тканей, изготовленных на вертикальном станке, является характер кромки. Это так называемая "круглая кромка", которая образуется за счет закрепления специальными жгутами или спицами краев полотна, предупреждая "сбегание" нитей основы. Значительная плотность по основе находит свое выражение и в своеобразных ткацких ошибках, особенно в случае получения текстиля полотняного переплетения. Одна из таких характерных ошибок - перепутывание нитей основы при нечетком переводе ближних нитей в разряд дальних. Особенно характерна эта ошибка для тканей с большой плотностью, которая затрудняет четкое переключение зева. На приспособлении описанного типа можно получить ткани полотняного переплетения - репс (для этого необходима одна ремизка), при введении в основные нити цветной пряжи можно получить узорное полотно в клетку или полоску. С увеличением количества ремизок (3 или 4) создается возможность для выработки ткани с более сложной структурой (например, саржевого переплетения различных видов). Таким образом, упрощение конструкции вертикального станка создает возможность для еще более примитивных способов работы, а следовательно, и иных тканых структур, например, "жгутиковой ткани", когда между собой вручную переплетаются пары основных нитей, а уток фиксирует переплетение. Усложнение конструкции вертикального станка позволяет усложнить структуру полотна, получая ткани саржевого переплетения. Постепенно рама ткацкого станка усовершенствовалась, и возник примитивный горизонтальный ткацкий станок. В нём уже были приспособления для подъёма нитей основы и образования прохода для утка – зева. При работе на примитивном станке переключение ткацкого зева происходит вручную. У примитивного горизонтального ткацкого станка есть свойство, которое сближает его с простейшими вариантами вертикального ткацкого станка - нежесткое крепление нитей в начале полотна и отсутствие приспособлений для фиксации постоянной
ширины текстильного полотна. Полотно, которое изготавливается на рассматриваемом ткацком станке - преимущественно основный репс. Важным недостатком описываемых станков было то, что, продергивая уток то вправо, то влево, мастер был ограничен длиной своей руки. Обычно ширина полотна не превышала полуметра, и для того, чтобы получить более широкие полосы, их приходилось сшивать. [ 2; С 89-90 ] В I в н.э. льняное производство становится доминирующим в Риме. И серьезным изобретением римлян того времени следует считать челнок – механизм, представляющий собой овальную, продолговатую или иной формы колодку с накрученной или укрепленной внутри нитью. С этого времени челнок становится рабочим органом ткацкого станка, прокладывающим уточную нить между нитями основы (в зев) при выработке ткани ( приложение №5 А. «Челнок ткацкого станка», Б «Челночный двухремизный ткацкий станок»). В Египте, в эпоху Нового Царства ( XVI – XI до н.э.) горизонтальный станок получил педальный привод ремизок (нитченок) и товарный вал, на который наматывалась готовая ткань. Прокинутая уточная нить прибивалась тростниковым гребнем – бёрдом. Заметим, что феодальная Европа смогла достичь такого же уровня ткацкой техники лишь к XI – XIV вв. С появлением усовершенствованного горизонтального станка изменилась сама технология ткачества: специальное решетчатое устройство (бёрдо) стало равномерно распределять нити основы и прижимать нити утка ( приложение № 7 «Схема получения ткани на ткацком станке») От простейшего полотняного переплетения ткачество шагнуло к многоремизному от 4 до 18 нитченок. Горизонтальный станок был значительно эффективнее и принадлежал обычно ремесленнику-профессионалу. В Западной Европе он получил распространение в XI веке - с появлением первых крупных центров текстильной индустрии во Фландрии, Англии и на севере Франции. Горизонтальный станок - устройство, имеющее специальные приспособления для упорядочивания нитей и смены ткацкого зева, которое позволяет получить полотно, изготовленное из горизонтально растянутых основных нитей, более или менее жестко закрепленных на раме. Именно в классическом варианте горизонтального станка (т.н. "кросна" приложение №6 «Ткацкий станок «Кросна» ) нашла свое наивысшее выражение тенденция жесткого и упорядоченного закрепления нитей. Кросна как система, снабженная специальными, очень важными приспособлениями, позволяет жестко зафиксировать основные нити и уплотнять нити утка с помощью бёрда до необходимой плотности. Полотно, которое образуется на таком горизонтальном станке более ровное, плоское, такое же, как и кромка (такой признак как "круглая кромка" отсутствует) На таком станке также возможно допустить ткацкие ошибки, но совершенно другого типа, чем на вертикальном. Например, это может быть ошибка, связанная с пробросом утка дважды в один зев (двойной уток). В то же время ошибка, описанная выше для вертикального ткацкого станка, в этом случае практически исключена. Следующего после ручного — ткацкого станка - пришлось ждать до середины восемнадцатого века, когда был изобретен механический станок. Это была одна из первых машин, с которой началась промышленная революция. Приводимый в
действие паровым, а сегодня — электрическим двигателем, механический ткацкий станок многократно увеличил производительность труда. Кроме того, ткани получались именно такими, какими их задумывал ткач. Все зависело от типа используемых ниток и параметров, которых выдерживались при создании полотна на станке. Даже неутомимый Леонардо да Винчи, сколько ни пытался, так и не смог изобрести механический ткацкий станок, и вплоть до XVIII века эта задача казалась неразрешимой. И лишь в 1733 году молодой английский суконщик Джон Кей (приложение № 9 «Джон Кей») сделал первый механический (он же самолетный) челнок для ручного ткацкого станка. Изобретение Кея освободило ткача от необходимости вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на станке, обслуживаемом одним ткачом (раньше для этого требовались два человека). В 1745 году французский механик Вокансон построил один из первых механических ткацких станков, и уже через двадцать лет такие станки работали в Манчестере. Дело Вокансона продолжил самый успешный реформатор ткацкого дела — Эдмунд Картрайт (1743–1823) (приложение № 8 «Эдмунд Картрайт») . Наконец, в 1775 году Эдмунд Картрайт получил патент на более совершенный ткацкий станок, к которому он же применил в 1789 году паровой двигатель. Любопытно, что изобретатель механического ткацкого станка был по образованию чистым гуманитарием и выпускником Оксфорда со степенью магистра гуманитарных наук. В 1785 году Картрайт получил патент на ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 станков. Станок Картрайта почти сразу же принялись улучшать и модифицировать — и немудрено, ибо прибыль от ткацких фабрик получалась нешуточная, и не только в Англии. [ 4; С 307-311 ] На пути неуклонного повышения производительности труда стояли новые препятствия. Наиболее трудоемкой операцией при работе на механических станках была смена и зарядка челнока. Например, при изготовлении самого простого ситца на механическом станке фирмы Platt ткач тратил на эту операцию до 30 процентов драгоценного для хозяина рабочего времени. Более того, он должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать станок для устранения недостатков: при такой работе расширить зону обслуживания не удавалось. Только после того как в 1890-м англичанин Нортроп придумал способ автоматической зарядки челнока, фабричное ткачество совершило настоящий прорыв. Уже в 1896-м фирма Northrop разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок, что в дальнейшем позволило рачительным фабрикантам изрядно сэкономить на выплате зарплат. Следом на рынке объявился и серьезный конкурент станку- автомату — ткацкая машина вообще без челнока, которая многократно увеличивала возможность обслуживания одним человеком нескольких станков. Несмотря на то, что с момента изобретения механического ткацкого станка технологии шагнули далеко вперед, основные принципы производства тканей остаются неизменными. Процесс создания тканей из натуральных материалов — шерсти животных и растительных волокон — включает в себя сложившуюся веками технологическую цепочку, по-прежнему включающую в себя выращивание животных и растений, стрижку шерсти или сбор урожая, все стадии обработки волокна, прядение нити, наконец, ткацкий процесс. Но изменились сами ткацкие станки.
Современные ткацкие станки имеют множество разновидностей. По способу прокладывания уточной нити, например, ткацкие станки подразделяются на челночные и бесчелночные. По механизму смены утка - с ручной сменой и автоматические. По числу челноков — на одночелночные и многочелночные. И так далее. Наиболее известны в России машины марки СТБ. На них уток вносится в зев малогабаритным прокладчиком— стальной пластинкой с пружинным захватом. Движение через зев прокладчик совершает только в одном направлении — слева направо. Обратно его доставляет специальный транспортёр. На пневматических станках уточную нить пробрасывает струя сжатого воздуха. Пневморапирный станок прокладывает её с помощью двух рапир — тонких металлических трубок, расположенных напротив друг друга. В канал одной рапиры подаётся сжатый воздух, который проталкивает нить. Из другой воздух, наоборот, отсасывается; при этом он увлекает за собой кончик нити, «переданный» первой рапирой. Есть даже станки, в которых уток прокладывают при помощи капли воды, которую выталкивают струёй сжатого воздуха. Производительность современных бесчелночных ткацких машин в среднем в полтора раза выше, чем у челночных, а уровень шума и вибрации значительно ниже. Бурное развитие промышленности вытеснило ручное ткачество с рынка. Оно стало экзотикой. Но любовь к нему, несмотря ни на что теплится. Рисунок ткани при ручном производстве полотна зависел лишь от мастерства и фантазии ткача. Сначала создавался эскиз узора, затем мастер вычислял расположение окрашенных поперечных нитей — подсчитывал, через сколько движений челнока требуется сменить уточную нить на нить другого цвета. Подобным образом создавались и украшенные простым узором ткани, и целые художественные полотна, вроде гобеленов. При современном производстве рисунок ткани создает художник-дизайнер. Затем компьютер станка программируется в полном соответствии с эскизом узора. В ходе ткацкого процесса станок автоматически меняет нити утка, следуя командам компьютера. Но ручная технология ткачества вовсе не исчезла. Вручную ткутся художественные полотна. Ручной труд сохраняется в производстве дорогих ковров — красочных напольных полотен, вытканных из толстых шерстяных нитей. [ 5; С 478-479 ] Из повсеместно распространенного ремесла ручное ткачество перешло в разряд искусства. Выткать уникальный ковер или гобелен при помощи машины невозможно. Автоматические ткацкие станки не позволяют мастеру в должной мере проявить художественную интуицию. Автомат способен абсолютно точно воспроизвести рисунок ткани, размножить его в сотнях тысяч экземпляров. Но это будет всего лишь выхолощенная копия, лишенная особенностей почерка художника. Ручное ткачество ценится своими крошечными огрехами — узелками, мелкими «неправильностями» в рисунке, непостоянством толщины нитей. В искусстве они исполняют роль штрихов карандаша или мазков кисти живописца. Благодаря этим почти незаметным деталям, мы чувствуем в вытканных полотнах живое тепло рук художника, будь он нашим современником или неведомым жителем Древнего Египта.
III. Перспективы ткацкого производства

Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях, но главное было сделано еще два с лишним века тому назад любознательным Картрайтом. Ожидать новой революции в ткачестве пока не приходится, человечество вместо этого предпочитает облачаться в новые ткани, а то и в нетканые материалы. Появились и невиданные ранее нововведения. Для производства тканей сегодня используются не только естественные, но и искусственные материалы. Из пластических масс изготавливаются нити для капрона, нейлона и других синтетических тканей. Правда, для изготовления искусственного полотна используются все те же ткацкие станки. Очередную — и пока последнюю — революцию в ткачестве совершила лайкра — разработка. Это эластичное синтетическое волокно, добавляемое в различные ткани, избавило спортивную одежду и купальные костюмы от морщин, мешков и смягчило разнообразные чулочно-носочные изделия. И даже само понятие «размер одежды» стало теперь несколько условным. Но на лайкре торжество ткацкой эволюции наверняка не остановится. Вполне возможно, что привычный облик текстильного производства скоро полностью изменят нанотехнологии, в результате мир увидит ткани, обладающие поистине фантастическими качествами. Например, меняющими свойства в зависимости от температуры окружающей среды. Уже создана материя, способная задерживать электромагнитное излучение, — из нее делают подкладки для карманов. Изобретателей подстегнули разговоры о вреде мобильников: излучение телефона, лежащего в суперсовременном кармане, ослабляется в разы, сам же аппарат работает в штатном режиме. Ученые делают попытки изменить природу материалов на молекулярном уровне. Таким образом появилась биомиметика: ткани, структура которых изменяется с помощью нанотехнологий, способны приобретать свойства различных природных материалов, например натурального шелка (который в пять раз прочнее стали) или лепестка лотоса (который отталкивает воду и любые жиры)
.
Grado Zero Espace – дочерняя компания известного итальянского лейбла Corpo Nove, которая занимается исследованиями и технологическими разработками для ведущих модных домов, таких как Hugo Boss или Dolce & Gabbana . Специалисты этой компании в качестве инструментальной базы используют наработки военной и аэрокосмической отраслей: это позволяет им создавать настоящие «вещи будущего». Одно из их последних изобретений – рубашка «Oricalco
»
, ткань которой «запоминает» очертания фигуры своего обладателя. Кроме того, эта «умная» вещь реагирует на состояние окружающей среды: стоит температуре опуститься ниже определенного градуса, рукава рубашки немного сжимаются (и наоборот) для того, чтобы ее владельцу тут же стало теплее. Швейцарская компания Schoeller недавно представила ткань под названием 3XDRY
,
на которой не образовываются пятна от пота, которая способна охлаждать зоны повышенного потоотделения и отталкивать почти любую грязь – все это благодаря технологии NanoSphere. Аналогичный материал уже давно поставляет на рынок их американский конкурент NanoTex: уникальную ткань покупают многие знаменитые марки – от Perry Ellis и Brooks Brothers до Hugo Boss и Adidas
.

Не менее интересной и перспективной является фабрицевтика – синтез текстильной и фармацевтической отраслей. Одно из действующих и успешно применяемых изобретений – ткань Lycra Body Care
,
созданная совместно компаниями Lycra и International Flavors & Fragrances . Благодаря особым микрокапсулам этот материал при соприкосновении с кожей способен выделять массу полезных веществ – от ароматических композиций и антицеллюлитных кремов до витамина Е и экстракта алоэ. И, наконец, относительно «старое» направление – биоинженерия
.
Основной объект этой науки – биоактивные материалы, содержащие живые бактерии. Благодаря им ткань практически живет своею жизнью: сама очищается, «съедает» собственный неприятный запах и нагревается в случае необходимости. Еще в 1997 году бельгийский дом Martin Margiela в сотрудничестве с микробиологами скрестил хлопок и бактерии, благодаря чему ткань приобрела естественный эффект «декоративной ветхости». А известный экспериментатор Хусейн Чалаян проделал то же самое с шелком, сшив из этой полуразрушенной ткани потрясающую коллекцию. Ну а электронными тканями сегодня вообще уже никого не удивишь. То, что одежда может нагреваться, включаться, подключаться к Интернету, прослушивать музыку и подсчитывать калории, – вполне привычное явление. Особое распространение это направление получило в спортивной одежде: знаменитая ткань ElekTex со встроенным iPod давно используется Zegna Sport, Marks & Spencer и многими другими марками. По сообщению пресс-службы компании “Дау Корнинг” в России, завершены разработки химиков и инженеров по использованию силиконов в новых технологиях производства тканей. Эта новость быстро облетела мир моды и связанных с ней отраслей. Дизайнеры сразу поняли, что им наконец-то удастся воплотить в жизнь мечту о том, чтобы любая одежда, будь то изысканное вечернее платье, туника балерины, деловой или рабочий костюм, перестали “капризничать” и доставлять хлопоты тем, кто их надевает, то есть потребителям. Теперь можно будет носить без оглядки любую вещь, не боясь, что она сомнется, испачкается, порвется, быстро утратит свою первозданную форму, цвет и красоту. Эксперты от легкой промышленности, называя ткани, выпускаемые с использованием силикона, “умными”, считают, что они совершат переворот в области текстильного производства. Сегодня потребители хотят одеваться не только модно, но и комфортно. Поскольку простота ухода и практичность остаются важными факторами, новые “умные” ткани открывают больше возможностей при выборе одежды, соответствующей их стилю жизни. На всех этапах создания ткани – от производства волокна до обработки готовой продукции – по существующим в мире технологиям, к примеру, грязеотталкивающее покрытие до сих пор просто наносилось на ткань или готовое изделие из нее. Теперь силиконы внедряются на молекулярном уровне, придавая волокну необходимые свойства. Это эластичность, мягкость, воздухопроницаемость - гигроскопичность, антистатический эффект, способность удерживать ароматические вещества и противостоять бактериям.

А ведь еще несколько лет назад подобные новинки казались революционными. Теперь же нет никаких сомнений в том, что эта область будет развиваться и дальше, причем все более стремительно.
И это только начало новейшей истории переплетающихся систем нитей.
IV. ВЫВОДЫ
1. Ткачество – один из древнейших видов рукоделия. Считается, что оно существовало в различных видах плетений до того, как человек открыл прядильную способность волокон растений. Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет. 2. Первые ткацкие станки были с вертикально расположенной основой, а процесс ткачества заключался в перебирании нитей пальцами и прокладыванием между ними утка. Ручной ткацкий станок появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э.. а первые попытки механизации ткацкого процесса относятся к XVI – XVIIIвв. Только в конце XVII в. В Великобритании Э. Картрайт изобрёл механический ткацкий станок в конструкцию которого впоследствии вносились различные усовершенствования, направленные в основном на превращения механического станка в автоматический. 3. Ожидать новой революции в ткачестве пока не приходится, человечество вместо этого предпочитает облачаться в новые ткани. Самое перспективное на сегодняшний день направление в ткачестве использование нанотехнологий. 4. Исследования подтвердили основную гипотезу : способ получения ткани путем переплетения нитей основы и утка на протяжении веков остается неизменным. Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях, но главное было сделано еще два с лишним века тому назад любознательным Картрайтом. Ожидать новой революции в ткачестве пока не приходится. Приложение №1
СТРУКТУРА ТКАНИ ПОЛОТНЯНОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Приложение №2
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК

Приложение № 3
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ РУЧНОЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК

Приложение №4
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК С РЕМИЗОМ


РЕМИЗ
Приложение №5
А. ЧЕЛНОК ТКАЦКОГО СТАНКА


Б. ЧЕЛНОЧНЫЙ ДВУХРЕМИЗНЫЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК
Приложение № 6
ТКАЦКИЙ СТАНОК «КРОСНА»

Приложение № 7
СХЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ТКАНИ НА ТКАЦКОМ СТАНКЕ

Нити основы поступают на ткацкий станок с навоя – большого валика, расположенного позади станка. Они лежат горизонтально и расположены очень плотно. Каждая нить продета между зубьями металлического гребня (бёрда) и через петельку (глазок), привязанную к планкам рамки – ремизки. Вот как работает станок с двумя ремизками. Когда одна ремизка вместе с привязанными к ней нитями поднимается, другая опускается. Между нитями основы образуется пространство — зев. В него и проходит уточная нить. Её прокладывают с помощью челнока — коробочки с заострёнными концами, внутри которой находится шпуля с намотанной нитью. Когда ремизки возвращаются в первоначальное положение, нити основы совмещаются, а бёрдо прибивает нить утка к нитям, проложенным ранее. Приложение № 8
ЭДМУНД КАРТРАЙТ

Первый ткацкий станок с ножным приводом создал англичанин Эдмунд Картрайт (1743-1823) Приложение № 9

ДЖОН КЕЙ
В 1733 году английский суконщик Джон Кей изобрел первый механический челнок для ручного ткацкого станка Приложение № 10

СОВРЕМЕННЫЕ ТКАЦКИЕ СТАНКИ
Пневматический ткацкий станок "OMNIplus"
ЛИТЕРАТУРА

1) Э.И. Ангаров Тряпки, и не только они…-М.: Легпромбытиздат, 1991.-174с. Илл. 2) И.Д. Журавлева Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.-Мю: изд- во Эксмо, 2003.- 176с, илл. 3) В. И. Неелов Ткачество: от плетеных рам до многозевных машин, 1986. 4) Е. Пономарев, Т. Пономарева Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремёсел.- М.: ООО «издательство АСТ»; ООО «издательство Астрель», 2000 – 416с.: ил. 5) М. Скопцова Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 классов.- Ростов н/Д: изд-во «феникс» 2001.- 480с. 6) Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 1999.-688с.: илл.
Слайд №1 (а)
Изменение технологии ткачества народов мира со времён позднего неолита до XXI века.

Слайд №1 (б)
Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачихи и ткачи. М. Горький Ткань была и остаётся важнейшим материалом для изготовления одежды. Ткачество – один из древнейших видов рукоделия, оказавшее сильнейшее влияние на человеческий прогресс. Оно появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить. Первые ткани, изготовленные древним человеком, до нас не дошли и дойти в принципе не могли – сегодня им было бы уже больше восьми тысяч лет, срок для такого недолговечного материала запредельный. Однако свидетельства их существования – детали ткацкого станка – увидеть можно. Относятся они к эпохе неолита. Имя автора этого великого – безо всяких преувеличений – изобретения, конечно же, неизвестно. Однако принцип, заложенный им, в целом работает и сегодня: ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно – продольных ( основных или долевых) и поперечных (уточных) ( приложение №1 «Структура ткани полотняного переплетения» ). И задача станка - эти разнонаправленные нити переплести. Сначала переплетали с помощью ручной силы. Принцип был настолько прост и одновременно универсален, что сохранялся без особых изменений не века – целые тысячелетия. На сегодняшний день технология ткачества не исчезла, а только перешла в разряд искусства и какие бы невиданные нововведения не вносились бы в ткацкое производство, любой производитель качественной ткани, делая попытку изменить материал, возвращается к вопросу эволюции ткацкого дела. В этом я считаю состоит актуальность рассматриваемого вопроса.
Слайд №2 (а) ЦЕЛЬ
нашей работы: выяснить как изменялась технология ткачества со времен позднего неолита до ХХ I века
Слайд №2 (б)
Для этого необходимо решить следующие
ЗАДАЧИ:

(в)
1) изучить историю возникновения ткачества
(г)
2) проследить эволюцию ткацкого станка
(д)
3) выяснить направления развития ткацкого производства Необходимой предпосылкой для появления ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э.
Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением, в котором ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно – продольных (основных или долевых) и поперечных (уточных).
(Слайд № 3.)
Использование различных волокон для ткачества развивалось в различных местах в зависимости оттого, что было доступно. Шерсть впервые использовали, когда была одомашнена овца, около 1600 лет до н.э. Хлопок впервые стал использоваться в Индии, оттуда быстро проник в Азию и наконец в Европу. Шелковые волокна стали впервые использоваться в Китае. На другом конце мира, в древнем Перу, хлопчатник, шерсть ламы и альпаки были основным материалом для производства ткани. Таким образом, можно сделать вывод о том, что идея ткачества зародилась в разных местах, а потом распространилась по всему миру. Плетение и ткачество были широко развиты в Древнем Двуречье, Известные в древности вавилонские ткани славились многоцветьем и сложностью орнамента. Люди Древнего Египта также владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей, чем 150 нитей на сантиметр. Ткачество на американском континенте, как и ткачество в странах Старого Света, уходит своими корнями в глубь веков. Раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизации инков, показали, что древние люди были весьма искусны в ткачестве. Индейцы, как и египтяне, начинали с простых тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений, как саржевое и перевивочное. Они создавали сложные геометрические узоры, которые ткали или раскрашивали вручную. Прослеживая процесс эволюции ткацкого станка можно сказать, что первые ткани с примитивным рисунком люди изготавливали на ткацком станке в виде простейшей рамы – горизонтальной или вертикальной– неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму(
Слайд № 4 )
. Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити — основу. Уток был намотан на палочку и с ее помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку. В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму (
Слайд № 5 )
. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От «стоять, стать» и произошли слова «-стан», «станок». Поперечная нитка, например, могла проходить поверх первой, третьей, пятой и т. д. и под низом второй, четвертой, шестой и т. д. нитей основы, или наоборот. Такой способ тканья буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени для пропускания нити утка то поверх, то под низ соответствующей нити основы. Для каждой из этих нитей необходимо было особое движение. Если в основе было сто нитей, то нужно было сделать сто движений для продевания утка только в одном ряду. Примитивное устройство для разделения нитей - ремез было
придумано уже в древности.
(Слайд № 6).
Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все четные нити от нечетных и одним броском прокидывал уток через всю основу. Работа ускорилась в два раза, но по-прежнему оставалась трудоемкой. Однако вести поиск: необходимо было найти способ попеременно отделять то четные, то нечетные нити. При этом нельзя было просто ввести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тут остроумная идея привела к важному изобретению - к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам (к одному - четные, к другому - нечетные). Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и сделалось собственно ткачеством. На приспособлении описанного типа можно получить ткани полотняного переплетения, при введении в основные нити цветной пряжи можно получить узорное полотно в клетку или полоску. С увеличением количества ремизок (3 или 4) создается возможность для выработки ткани с более сложной структурой (например, саржевого переплетения различных видов). Постепенно рама ткацкого станка усовершенствовалась, и возник примитивный горизонтальный ткацкий станок. В нём уже были приспособления для подъёма нитей основы и образования прохода для утка – зева. При работе на примитивном станке переключение ткацкого зева происходит вручную (
Слайд № 7а)
Важным недостатком описываемых станков было то, что, продергивая уток то вправо, то влево, мастер был ограничен длиной своей руки. В I в н.э. льняное производство становится доминирующим в Риме. И серьезным изобретением римлян того времени следует считать челнок – механизм, представляющий собой овальную, продолговатую или иной формы колодку с накрученной или укрепленной внутри нитью
(Слайд № 7б)
. С этого времени челнок становится рабочим органом ткацкого станка, прокладывающим уточную нить между нитями основы (в зев) при выработке ткани.
(Слайд № 8)
Горизонтальный ткацкий станок как система, снабженная специальными, очень важными приспособлениями, позволяет жестко зафиксировать основные нити и уплотнять нити утка с помощью бёрда до необходимой плотности. Полотно, которое образуется на таком горизонтальном станке более ровное, плоское, такое же, как и кромка. Следующего после ручного — ткацкого станка - пришлось ждать до середины восемнадцатого века, когда в 1745 году французский механик Вокансон и продолжатель его дела Эдмунд Картрайт
(Слайд № 9

)
изобрели механический станок, а молодой английский суконщик Джон Кей
(Слайд №

10)
сделал первый механический челнок. Несмотря на то, что с момента изобретения механического ткацкого станка технологии шагнули далеко вперед, основные принципы производства тканей остаются неизменными. Современные ткацкие станки имеют множество разновидностей. По способу прокладывания уточной нити, например, ткацкие станки подразделяются на челночные и бесчелночные. По механизму смены утка - с ручной сменой и
автоматические. По числу челноков — на одночелночные и многочелночные. И так далее.
(Слайд № 11)
Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях, но главное было сделано еще два с лишним века тому назад любознательным Картрайтом. Ожидать новой революции в ткачестве пока не приходится, человечество вместо этого предпочитает облачаться в новые ткани, а то и в нетканые материалы.
(Слайд № 12)
Появились и невиданные ранее нововведения. Для производства тканей сегодня используются не только естественные, но и искусственные материалы. Из пластических масс изготавливаются нити для капрона, нейлона и других синтетических тканей. Правда, для изготовления искусственного полотна используются все те же ткацкие станки. Очередную — и пока последнюю — революцию в ткачестве совершила лайкра — разработка. Это эластичное синтетическое волокно, добавляемое в различные ткани, избавило спортивную одежду и купальные костюмы от морщин, мешков и смягчило разнообразные чулочно-носочные изделия. И даже само понятие «размер одежды» стало теперь несколько условным. Но на лайкре торжество ткацкой эволюции наверняка не остановится. Вполне возможно, что привычный облик текстильного производства скоро полностью изменят нанотехнологии, в результате мир увидит ткани, обладающие поистине фантастическими качествами. Например, меняющими свойства в зависимости от температуры окружающей среды. Ученые делают попытки изменить природу материалов на молекулярном уровне. Таким образом появилась биомиметика: ткани, структура которых изменяется с помощью нанотехнологий, способны приобретать свойства различных природных материалов, например натурального шелка (который в пять раз прочнее стали) или лепестка лотоса (который отталкивает воду и любые жиры)
.
Не менее интересной и перспективной является фабрицевтика – синтез текстильной и фармацевтической отраслей. Благодаря этой технологии изобретена ткань с микрокапсулами, которые при соприкосновении с кожей способены выделять массу полезных веществ – от ароматических композиций и антицеллюлитных кремов до витамина Е и экстракта алоэ. И, наконец, относительно «старое» направление – биоинженерия
.
Основной объект этой науки – биоактивные материалы, содержащие живые бактерии. Благодаря им ткань практически живет своею жизнью: сама очищается, «съедает» собственный неприятный запах и нагревается в случае необходимости. А ведь еще несколько лет назад подобные новинки казались революционными. Теперь же нет никаких сомнений в том, что эта область будет развиваться и дальше, причем все более стремительно. И это только начало новейшей истории переплетающихся систем нитей.
(Слайд № 13 а ) IV. ВЫВОДЫ


(б)
1. Ткачество – один из древнейших видов рукоделия. Считается, что оно существовало в различных видах плетений до того, как человек открыл прядильную способность волокон растений. Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет.
(в)
2. Первые ткацкие станки были с вертикально расположенной основой, а процесс ткачества заключался в перебирании нитей пальцами и прокладыванием между ними утка. Ручной ткацкий станок появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э.. а первые попытки механизации ткацкого процесса относятся к XVI – XVIIIвв. Только в конце XVII в. В Великобритании Э. Картрайт изобрёл механический ткацкий станок в конструкцию которого впоследствии вносились различные усовершенствования, направленные в основном на превращения механического станка в автоматический.
(г)
3. Ожидать новой революции в ткачестве пока не приходится, человечество вместо этого предпочитает облачаться в новые ткани. Самое перспективное на сегодняшний день направление в ткачестве использование нанотехнологий.