"Духовно – нравственное воспитание дошкольников с речевыми нарушениями в процессе знакомства с именами великих земляков (к 250-летнему юбилею Н.М.Карамзина)"

Автор: Сычугова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №91 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников с речевыми нарушениями в процессе знакомства с именами великих земляков (к 250-летнему юбилею Н.М.Карамзина)"
Дата публикации: 09.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Духовно – нравственное воспитание дошкольников с речевыми

нарушениями в процессе знакомства с именами великих земляков (к

250-летнему юбилею Н.М.Карамзина)
У каждого из нас своя малая родина…Талантливые учёные, писатели, художники, как правило, всегда из глубинки. В исследованиях (Г.Т. Алифановой, И.М. Гревс, Л.К. Ермолаевой, О.В. Солнцевой) изучаются вопросы освоения детьми краеведческого содержания; показана роль данных знаний в развитии личности детей; выявлены закономерности данного процесса; делаются попытки обоснования эффективных методов и приемов данного процесса. Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность. Дошкольное детство - важный этап в становлении личности человека, поэтому очень важно на каких примерах растет ребенок. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для развития любознательности, что позволяет формировать у детей стремление больше узнать о своем родном городе, его прошлом, известных земляках. Первоосновой духовно-нравственного воспитания дошкольников является краеведение. Ребенок, который с детства знает свои «корни» (историю, культуру края, известных земляков), вырастет духовно здоровым. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, известных людей, которые возможно жили сотни лет назад на их улице назвать не могут, поэтому краеведческая работа должна быть включена в работу дошкольного учреждения с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. И сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции, поэтому воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства. Чувство Родины связано и с восхищением, тем, что видят перед собой дошкольники, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми этого возраста глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любой край, будь это небольшая деревня или районный центр, неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировав у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, духовным наследием. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного дошкольного учреждения.
Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа в основном должна проходить непосредственно и в образовательной деятельности. Задачи краеведения просты и лаконичны:  Формирование представления о Родине как месте, где человек родился  Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;  Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;  Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам;  Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. можно говорить о том, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать. Воспитывая любовь к своему городу, мы подводим детей к пониманию, что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди много общего. Люди разных национальностей трудятся на благо общества, соблюдают традиции. Вот именно здесь велика роль краеведческой работы, в сохранении народных традиций. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Появляется желание вникать в тайны природы. А с этим наверняка свяжутся незабываемые образы родного края. Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Краеведение это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и метод воспитания. Воспитания прежде всего культурой, в основе которой лежит народный опыт и память о деятельности предков. А это — патриотизм, воспитание которого — важнейшая задача. Основной формой работы по ознакомлению детей с родным краем является непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию. Важно активизировать детскую мыслительную деятельность. Для этого используются приемы сравнения, вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты. В процессе слушания познавательных рассказов исторического характера у детей формируется умение самостоятельно анализировать, делать выводы, обобщать материал. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, которое необходимо подкреплять наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. В процессе рассказа, необходимо обращаться к детям с вопросами по данной теме, что способствует активизации их внимания, развитию диалога.
Базовым этапом формирования у детей с речевыми нарушениями любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. У ребенка необходимо воспитывать эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его истории и людях. Развитие у дошкольников патриотических чувств и любви к городу, в котором они живут, воспитание бережного отношения к истории Ульяновского края, к его культурному наследию отрабатывается на занятиях, посвященных родному городу. Подбор интересных фактов и событий из жизни знаменитостей, знакомство с наиболее яркими и доступными возрасту детей произведениями, организация вечеров развлечений, тематических праздников, создание альбомов, выставок фотографий, рисунков помогут воспитанию искреннего чувства уважения и любви к творчеству именитых земляков. К 250 – летию Николая Михайловича Карамзина непосредственно образовательная деятельность должна быть связана с именем знаменитого в России историком и литератором, нашим земляком. Цель непосредственно образовательной деятельности расширение знаний и представлений старших дошкольников о жизни и творчестве Н. М. Карамзина. Задачи, которые должен ставить перед собой воспитатель: 1. Сформировать у детей знания о жизни и деятельности великого историка России и литератора – Н. М. Карамзина. 2. Обогатить представления дошкольников об истории родного края. 3. Воспитывать уважение к личности выдающегося ученого 4. Воспитывать у дошкольников любви к Родине, приобщать к культуре, истории родного края. Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в развитии ребенка. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие мира было еще неотделимо от других видов деятельности и, прежде всего, от игры, дети переходят к стадиям осознанного отношения к миру, к истории и культуре Родины, к родному краю в частности. Дошкольное детство - важный этап в становлении личности человека, поэтому очень важно на каких примерах растет ребенок. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для развития любознательности, что позволяет формировать у детей стремление больше узнать о своем родном городе, его прошлом, известных земляках. Как показывает практика, привлечение к образовательной деятельности дошкольников с нарушениями речи помогает достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию дошкольников к познавательной и речевой деятельности, безусловно, способствует развитию его когнитивных, творческих способностей, коммуникативных навыков. В процессе реализации непосредственно образовательной деятельности дошкольники не только получают информацию, но и передают её другим, объясняют причинно – следственные связи, соотношение частей и целого. В результате у детей активно пополняется словарный запас, закрепляются навыки грамматически правильного построения предложений, формируется связная речь. В непосредственно образовательной деятельности при знакомстве с именами великих земляков, на примере Н. М. Карамзина, стоит ответить на важный вопрос, а каким образом адаптировать их биографию? Следует ли вводить понятие «биография» в речь дошкольников? Биография (гр.-bioqaphia) — жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно ввести в речь дошкольников старшего возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами - синонимами. С элементами биографии можно
знакомить ребенка, начиная с четырех лет. Необходимо выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку. Воспитатели не должны знакомить дошкольника с полной биографией и тем более не рассуждать с ним об особенностях творческого пути ученого. Даты жизни не сообщаются, но ощущение времени дать надо, сказав, что «это было, например, при царе». Полезно знакомить детей с портретом той личности, о которой пойдет речь. Фотография затем должна помещаться, например, в книжный уголок на несколько дней. Размышления о чертах характера творца расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала. Наличие и использование в ДОУ видео и фонотеки оживляет биографический рассказ, делает его еще выразительней. Рассказывая о известном земляке, рисуйте словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорите о пристрастиях, любимых занятиях, окружении. Сообщать все сразу об учёном нецелесообразно. Можно сообщать фрагменты биографии перед каждым новым обращением к его произведениям. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Первое занятие о Николае Михайловиче можно начать словами: «Первый историк. Так называл Николая Михайловича Карамзина А.С.Пушкин. Почему же первый? Первый, потому что наш земляк «открыл » историю для народа. Он сделал историю понятной для любого человека. Его книгу о России стали читать все. Но писал он не только книги о истории, но и романы, делал и заметки во время путешествий, поэтому его часто называют писателем. Родился в «симбирской глуши», этот великий человек - наш земляк. Он ходил по этим же улицам, по которым сегодня ходим и мы. До 14 лет учился дома…». Стоит акцентировать внимание дошкольников на годы учебы Карамзина, его ум, знание нескольких иностранных языков. Стоит также отметить его внешность. Человеком, Николай Михайлович, был интересным, следил за собой и модно одевался. Конечно, с детьми нужно провести предварительную беседу, предварительно разобрать неизвестные им слова и понятия, показать фотографию Николая Михайловича, а также несколько его книг. Личность летописца, историка, литератора, новатора, безусловна, сложна для образовательной деятельности детей дошкольного возраста, но это знакомство для них просто необходимо. Дети с раннего возраста должны знать на какой земле они родились. Что земля эта – родина талантливых людей. Привлечение родителей при знакомстве дошкольников с известными земляками, является важной задачей для воспитателя. В нашем городе есть прекрасный памятник Николаю Михайловичу. Памятник этот имеет интересную историю. Второе занятие к привлечению изучения личности Карамзина можно посвятить истории памятника этому великому деятелю России, а также недавно установленному памятнику букве «Ё». Воспитатели должны также привлекать родителей к посещению мест, где бывали известные земляки или мест, которые названы в их честь. Экскурсионная прогулка будет способствовать поддержанию интереса к личности земляка, позволит более глубокому проникновению в его жизнь, наглядно продемонстрирует места, которые связаны с его именем. Библиография: 1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2000. 2. Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников и краеведению и истории России, –М., 2005.
3. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. –М.: Сфера, 2002. 4. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург,- 1999. 5. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3.