"Развиваем память у дошкольников"

Автор: Морозова Ирина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №24
Населённый пункт: п. Советский, Ейский район, Краснодарский край, Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развиваем память у дошкольников"
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развиваем память у дошкольников
Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!»- восхищаются собеседники. Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются все домашние. Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации- нет результативной деятельности. Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, предлагаю воспользоваться некоторыми рекомендациями. Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторенье - мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная
память- эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха- осязаемым, видимым, представляемым. Разучим с ребенком стихотворение «Две синички». Сначала прочитаем ребенку выразительно весь текст, а затем предложим его разыграть, изобразить. Показываем, как сделать руки «гнездышком», и просим представить, что там, в гнездышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе с ребенком произносить слова и выполнять движения (придумать свои движения). Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным. Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С.Я.Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям «с вещами», которые сдавала дама (игрушками). Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени»: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С.Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не
уступлю я первый..», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом». Можно попробовать вместе нарисовать стихотворение. Этот способ отлично влияет на развитие образного мышления ребенка. Используйте способ ритма. Все, что для этого понадобится - это мячик. Читайте строчку за строчкой и перекидывайте друг другу мяч. Попробуйте танцевать, маршировать. Главное - не забывайте при этом повторять стихотворение, тогда все незаметно превратится в игру. Так мы используем естественные интересы и потребности ребенка, зарождая в нем энтузиазм. Этим мы связываем положительные эмоции с процессом заучивания стихотворения. Существует важный термин - " метод накопления". Не нужно создавать "кашу" в голове и пытаться выучить стих целиком. Повторяйте строчки по одной, по 5-10 раз каждую. Потом 1-ю и 2-ю, затем добавляйте 3-ю. Конечно, способ этот не из простых, зато самый эффективный. Забыть выученное таким образом стихотворение трудно. Обязательно объясните ребенку смысл стихотворения и все непонятные слова и обороты. Хорошо понимая, о чем стихотворение, ребенку будет легче его выучить.