"Инклюзивное образование: организационно-педагогические условия, проблемы внедрения и перспективы развития".

Автор: Бакшаева Наталия Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №4 г. Дмитрова
Населённый пункт: г. Дмитров, Дмитровский район, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Инклюзивное образование: организационно-педагогические условия, проблемы внедрения и перспективы развития".
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Инклюзивное образование: организационно-педагогические условия,

проблемы внедрения и перспективы развития.
(из собственного педагогического опыта учителя математики МОУ СОШ №4 г. Дмитрова Московской области Бакшаевой Н.Н.)
Мы не учим их – мы создаем условия, в которых они учатся.
С. Паперт На сегодняшний день образование детей-инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является одним из приоритетных направлений развития системы образования. Федеральные и региональные нормативно-правовые документы последних 3-х лет по данной проблеме весомое тому доказательство. При организации надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий учителю- предметнику необходимо не только учитывать основные характеристики ученика (общие, индивидуальные и возрастные), а также составить индивидуальный план по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка-инвалида в рамках реализации дистанционного образования. Это связано с выбором индивидуальной образовательной траектории обучения и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагога с учащимся. Уже никто не сомневается в необходимости и целесообразности учёта при организации надомного обучения состояния здоровья ребёнка, склонностей и способностей личности школьника, так как это ведет к устранению перегрузки, способствует возрастанию положительной мотивации к обучению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы. Определяющим условием внедрения дистанционных технологий обучения является необходимость повышения качества знаний по математике, повышение мотивации к изучению сложного школьного предмета. Обучение на уроках математики детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий делает актуальной проблему организации образовательного процесса: с одной стороны, формируются устойчивость положительной мотивации, основы социализации личности
ребёнка; с другой стороны, обеспечивается выполнение государственного образовательного стандарта. Традиционные методы преподавания, в которых учащиеся являются объектом обучения, устарели. Учащиеся, при этом, похожи на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становиться все тяжелее и тяжелее, и наступает время, когда учащиеся не может его сдвинуть с места. Отсюда и низкие отметки, которые сказываются на дальнейшее обучение, приводит некоторых в депрессию, нежелание учиться, состояние подавленности. Ведь речь идёт не просто о детях. А о детях-инвалидах и детях с ОВЗ.
Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь

познания (Сенека)

Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам.

(Сократ)
В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой вопрос интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так организовать образовательный процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Опыт моей педагогической деятельности доказывает, что такие педагогические технологии как:  Проблемное обучение;  Проектная технология;  Технология развития критического мышления;  Информационно-коммуникативные технологии;  Дистанционные и визуальные технологии и др. имеют хорошую результативность не только при очном обучении, но и при организации инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Их девиз:
«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.


Дай сделать – и я пойму».
Государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9-ом классе и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 11-ом классе не только осуществл яют контроль за качеством обучения школьников, полученными ими знаниями, выработанными умениями и навыками, сформированными компетенциями. Содержание и форма проведения этих экзаменов задают ориентиры не только для всего математического образования, но и влияют на организацию, отбор содержания, выбор методов и технологий обучения детей с ОВЗ в рамках дистанционного образования. Решение задач на готовых чертежах – одно из направлений работы по организации доступной среды для обучения детей- инвалидов и детей с ОВЗ на уроках геометрии. На региональном семинаре «Организация доступной среды для обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного и дистанционного образования» 27.02.2015г., проведённом в нашей школе, показала фрагмент урока по геометрии (10 класс) с использованием ИКТ «Решение задач на готовых чертежах». Для меня девизом открытого учебного занятия стали слова великого немецкого дидактика А.Дистервега: «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава» (Руководство для немецких учителей. -1913) Сейчас общепризнано, что нужно усиливать роль геометрии в ГИА и ЕГЭ по математике. Для этого нужно, чтобы геометрических задач в ГИА и ЕГЭ не было слишком мало. Иначе необходимое количество баллов можно будет набрать только за счет алгебраических задач и к решению геометрических задач можно будет вообще не готовиться.
Геометрические задачи базового уровня не должны быть слишком трудными. Трудные задачи могут отпугнуть учащихся. Тем более, что сегодняшний уровень геометрической подготовки учащихся не очень высокий. Геометрические задачи должны быть тематические. Каждая геометрическая задача должна быть посвящена одной конкретной теме, как это делается для алгебраических задач, а не охватывает сразу много тем. Особенности геометрических задач на готовых чертежах. 1) Повышение роли наглядности. К каждой задаче предполагается давать рисунок, позволяющий лучше понять условие, представить соответствующую геометрическую ситуацию, наметить план решения, при необходимости провести дополнительные построения и вычисления. 2) Повышение роли конструктивных умений учащихся. Включение задач, в которых требуется не только выполнить вычисления, но и провести построения (изображения) искомых геометрических фигур. 3) Повышение роли геометрических задач с практической направленностью. Нахождение расстояний до недоступных объектов, величин углов, объемов и площадей поверхностей реальных предметов и др.
Выводы:
1) использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при организации надомного обучения детей-инвалидов рационально, эффективно, методически оправдано, успешно выполняет требования образовательного стандарта второго поколения; 2) ДОТ открывают возможности для очного обучения и для создания различных форм образования детей с особыми потребностями;
3) учитель-предметник должен быть подготовлен (педагогически, психологически, методически) к работе с детьми-инвалидами в сетевой информационно-образовательной среде и строить образовательный процесс с учётом развития и обеспечения процесса их социальной адаптации в частности.
Рекомендации:
Министерству образования Московской области пересмотреть учебные планы для детей-инвалидов, увеличив количество часов на изучение математики для успешной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ не только базового, но и профильного уровней.
«Если к каждому

ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и

возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение

базисного ядра школьной программы» (ДЖ.Кэрролл, Б.Блаум).