"Формирование рефлексивных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС"

Автор: Яковлева Валентина Васильевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: Новгородская область г. Боровичи
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование рефлексивных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС"
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Яковлева Валентина Васильевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ№7 г. Боровичи
Формирование рефлексивных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Традиционно в психологии различают
несколько видов рефлексии
: 
Коммуникативная
- ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. 
Личностная
- объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. 
Интеллектуальная
- проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения,анализ своих успехов 2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника) 3 этап – анализ работы одноклассников 4 этап – анализ работы группы как своей, так и других. Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деятельности Цель Содержание Варианты вопросов Этап организационн ого момента и целеполагания обеспечивает побуждение учащихся к деятельности выбор индивидуальной цели учащихся -Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. -С чего вы начнёте? Этап актуализации ЗУН учащихся диагностический срез каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме Содержательна я рефлексия осознать «конфликт», получить знание о границе своего знания выбрать форму организации деятельности -Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе подвести итоги работы, выявить удовлетворенность работой осознание учащимися уровня освоения - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексивный компонент на уроке: 1. Иногда это короткая беседа в конце урока:  Что у нас получилось хорошо?  Что нам пока не удается? 2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.  Что мы делали для достижения поставленных целей?  Довольны ли мы результатом? 3. Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я . 3) Самым интересным сегодня на уроке было 4) Самым сложным для меня сегодня было и др. 4. Лист рефлексии (Ф. И.)_________________________ № Вопрос Ответ 1 Комфортно ли вам было на уроке? 2 Поняли ли вы тему урока? 3 Смогли ли вы выполнить самостоятельно задание№1 ит.д.? 4 Требовалась ли вам помощь: а)учителя;б)учебника;в)соседа по парте? 5 Оцените свою работу по пятибалльной системе Определить уровень понимания поможет следующий вариант: 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл - я не все понял, но мне было интересно; 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал. 5. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 6. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус- интересно». Предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 7. В конце урока можно предлоить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Учащихся можно попросить аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал (активно - пассивно). 2.Своей работой на уроке я (доволен - не доволен). 3.Урок для меня показался (коротким - длинным). 4.За урок я (не устал – устал). 5.Материал урока мне был (понятен - не понятен, полезен – бесполезен). 6.Домашнее задание мне кажется (легким – трудным). Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность, качество работы. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким
образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.