"Способности человека как основа проявления таланта ".

Автор: Миркина Инна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5, "Умка"
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: "Способности человека как основа проявления таланта ".
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Способности человека как основа проявления таланта.
Тема способности человека и их развитие очень важна и актуальна в современном мире, так как именно способности человека определяют успех, которого он добьется в том или ином виде деятельности. Сегодня проблемой развития способностей занимаются научно - исследовательские институты и лаборатории, большое внимание уделяется развитию специальных способностей, а также исследуются феномены одаренности и гениальности. Что же означают термины: способность, одарённость, талантливость? Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Понятием «одарённый, талантливый» подчеркиваются природные данные человека. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «способный» имеет лексическое толкование как «годный к чему - либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему - либо, а дарование как способность, данная богом и обеспечивающая высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта, поэтому как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре В. И. Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и
талант проявляются в успешности деятельности. Попробуем разобраться в этом. В настоящее время существуют различные подходы к рассмотрению способностей: общепсихологический и дифференциально-психологический. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Это зависит от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Поэтому один из современных подходов к изучению способностей - это взаимосвязь способностей с теорией деятельности и личности. Теория деятельности объясняет их возникновение, а теория личности - место в структуре личности. Соответственно, способности определяются как свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. Способности чаще всего проявляют себя в деятельности. Поэтому их
рассмотрение в связи с деятельностью не только оправдано, но и необходимо. Кроме того, существует еще и жизнедея тельность, также связанная с активностью человека и с проявлением в ней спо собностей. Например, жизнь в современном городе требует, чтобы проявились свойства внимания, быстроты реакции. Однако деятельность - наиболее адекватный способ обнаружения человеком его способностей и одаренности. Б. М. Теплов выделил три признака способностей , которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Таким образом, способности – индивидуально - психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Поскольку всякий психический процесс является временной характеристикой функционирования соответствующей системы, В.Д. Шадриков выделяет способности мыслительные, восприятия, памяти. Способности, по Шадрикову, являются общими в смысле отнесенности к конкретным видам деятельности: не существует, с этой точки зрения, «летных», «кулинарных», «музыкальных», «педагогических» и прочих способностей. Способности можно классифицировать так:
1.Природные (или естественные). Такие способности связаны с врожденными задатками, формируются при наличии элементарного жизненного опыта. 2.Специфические человеческие . Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Выделяют несколько групп специфических способностей: 1)Общие: ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук ) и с пециальные: они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки: математические, технические, литературно- лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. 2) Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности встречаются только у одаренных людей. 3)Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом. 4) Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно- познавательные, способности - в наибольшей степени социально
обусловлены. Они связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами. Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню или масштабу. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. По поводу соотношения между этими понятиями существуют разные точки зрения. Многие авторы рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству. Но всякие способности в процессе своего развития проходят несколько этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения Долгое время « одаренность» считалась синонимом «способности». Но, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 году, она определяется комплексом свойств личности. И этому есть ряд веских доказательств. Одна из газет поведала о биологе, который опубликовал научный труд, включавший обширную библиографию - 300 названий, которую он продиктовал машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным ученым. Выделяют следующие особенности одаренных людей : сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей; способность к нестандартному восприятию; интуиция, изобретательность,
бессознательный разум; дивергентное мышление; любознательность; мужество; воображение; конкретность мышления; смелость; эстетическая чувствительность. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения и психомоторики. Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Есть дети с незаурядными умственными способностями. Некоторые из них в 12–14 лет смогли поступить в университеты и институты и успешно обучаются там. Таких детей обычно называют вундеркиндами. Вундеркинды были во все времена. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет закончил уже 2 отделения (словесное и юридическое) философского факультета. У Мечникова любовь к природе появилась с детских лет. Едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям. Очень рано овладел микроскопом. За 2 года закончил с отличием Харьковский университет. Но для таких детей существует опасность в том, что как отмечают многие исследователи, став взрослыми, основная часть детей - вундеркиндов испытывает трудности с социальной адаптацией в обществе. Кроме того, такие дети в дальнейшем могут и не проявить себя с выдающейся стороны, потому что признаки выдающихся способностей в раннем возрасте не всегда могут привести к расцвету дарования. Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрываться он должен постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, свойственен журналистам, писателям и юристам); цифровой (характерен для математиков, программистов); слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); пространственный (присущ дизайнерам и художникам); физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе); межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами); талант окружающей среды (этим талантом наделены дрессировщики, земледельцы ) О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы. Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направ ленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области дея тельности. Недаром Т. Эдисон говорил: « Гений – это 1% вдохновения и 99% пота», а большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% - на талант. Талант - это склонность к бесконечному труду, считают они. Микеланджело, гениальный итальянский художник и
скульптор, говорил, что если некоторое время не поработает резцом или кистью, то становится больным. И. Репин утверждал, что он не добился бы успехов в живописи, если бы не запирался ежедневно в одно и то же время у себя в комнате и часами писал картины и этюды. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. А возникновение таковых часто бывает делом случая. Поэтому нередко талант обнаруживается в довольно позднем возрасте.