"Развитие познавательного интереса детей к лекарственным растениям Алтайского района, как к народному средству оздоровления".

Автор: Чертова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка
Населённый пункт: с.Алтайское, Алтайский р-н, Алтайский край
Наименование материала: Проект "Травушкина аптека"
Тема: "Развитие познавательного интереса детей к лекарственным растениям Алтайского района, как к народному средству оздоровления".
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Алтайского района, Алтайского края Тема по самообразованию: «Развитие познавательного интереса детей к лекарственным растениям Алтайского района, как к народному средству оздоровления». ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Травушкина аптека». Разработчик воспитатель высшей квалификационной категории Чертова Мария Николаевна 2013 г. с. Алтайское
2 1. Паспорт Наименование проекта Проект муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» Тип проекта по содержанию Познавательно-оздоровительный «Ребенок - лекарственные растения - здоровье ». Основания для разработки проекта 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 4. Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 6. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277. 7.Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09. 2013 г. N 513 "О законе Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае". 8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/сада «Сказка». 9. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/сада «Сказка». 10. Рабочая программа подготовительной группы. Назначение проекта: Определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации;
3 раскрывает эффективные формы взаимодействия с детьми, родителями, воспитателями, специалистами ДОУ, социальным окружением. Проект направлен на экологическое и нравственное развитие личности: становление ценностного отношения к природе, здоровью. Сроки реализации проекта Долгосрочный, с июня 2013 по май 2015г. Объект проекта МБДОУ детский сад «Сказка» Субъекты проекта Педагоги, дети и родители группы «Солнышко», старший воспитатель, музыкальный руководитель, медсестра. Разработчики проекта Воспитатель высшей квалификационной категории Чертова Мария Николаевна Орган, ответственный за контроль реализации проекта Старший воспитатель МБДОУ детского сада «Сказка» 2. Актуальность Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как, они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять лекарственные растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные средства природы. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В Алтайском районе и на территории нашего детского сада, в естественных природных условиях, произрастает много лекарственных растений. Поэтому мы решили воспользоваться природным богатством и создать оптимальные условия для развития познавательного интереса у детей к лекарственным растениям Алтайского района, как к народному средству оздоровления.
4 Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильном сборе. Детей заинтересовала загадка природы: “Чем полезны эти растения?”, “Как лекарственные растения лечат человека?”, “Почему они так называются? Во взаимодействии с родителями воспитанников, мы выявили, что они имеют недостаточный уровень знаний о лекарственных растениях Алтайского района, их оздоровительных свойствах, применении в лечебных целях. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан познавательно-оздоровительный проект «Травушкина аптека». 3. Цель проекта Создать оптимальные условия для развития познавательного интереса у детей к лекарственным растениям Алтайского района, как к народному средству оздоровления». Задачи Образовательные Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Расширять и уточнять знания дошкольников о разнообразии лекарственных растениях Алтайского района, их оздоровительных свойствах. Развивающие Познакомить со строением и жизнедеятельностью лекарственных растений, с их лечебными свойствами. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств, уметь различать и называть лекарственные растения. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать положительные чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания и общения с природой, через организацию продуктивных видов деятельности.
5 Воспитательные Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию Алтайского района; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также интерес к изучению природы. 4. Ожидаемый результат Сформированные знания у детей о лекарственных растениях Алтайского района, их оздоровительных свойствах Бережное отношение детей к природе, лекарственным растениям, к своему здоровью. Для реализации задач, поставленных в работе с родителями, были созданы следующие условия: 1. Оформление стендов с наглядной информацией по проблеме. 2.Проведение консультаций, индивидуальных бесед, родительских собраний. 3.Организация родительской творческой мастерской по созданию предметно- развивающей среды в группе. Для реализации задач, поставленных в работе с педагогами, были созданы следующие условия: 1. Организация и проведение консультаций по теме: «Организация работы по развитию представлений о лекарственных растениях у старших дошкольников через реализацию метода проектов». 2. Создание картотеки игр, создание информационных уголков для педагогов в методическом кабинете. 5. Принципы, структура, содержание и этапы реализации проекта данной проектной модели предполагает использование периодов среднего, старшего возраста дошкольного детства. В рамках общего проекта в каждой возрастной группе «Солнышко» педагог работает над отдельной системой педагогических мероприятий. Основой содержания работы с детьми по проекту в условиях их вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: Познавательно – речевое. Социально-личностное. Художественно-эстетическое. Физическое.
6 Систематичность - объединение элементов в единое целое, установление связи между элементами, взаимозависимости. Принципы интеграции - взаимосвязь задач развития или образовательных областей Принцип региональности (село-район край). Принцип взаимосвязи теории с практикой (НОД, закрепление знаний в процессе наблюдений или экскурсий и т.д.). Учет климатических условий Алтайского района. Принцип научности. Содержание деятельности педагога должна соответствовать нормативным, научным, методическим документам, личностно-ориентационный подход к детям, развивающаяся среда, Принцип концентричности. Через данный принцип прослеживается определенная задача, ее углубление, усложнение с учетом возраста и уровня детей. Принцип взаимосвязи с социумом - взаимодействие педагогов, специалистов, родителей и т.д. Примерные виды интеграции образовательных областей. -«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора через знакомство с лекарственными растениями Алтайского района ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ С С и и с с т т е е м м а а т т и и ч ч н н о о с с т т ь ь Принцип научности Принцип региональности Учет климатических условий Принцип взаимосвязи теории с практикой Принцип взаимосвязи с родителями и социумом Принцип природосообразности Принцип концентричности Принцип интеграции Принцип сезонности
7 -«Социализация» - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование чувств принадлежности к региону. -«Безопасность» - продолжать знакомить с правилами поведения на природе, безопасным обращением с ядовитыми растениями. -«Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления знаний о лекарственных растениях -«Труд» - накопление опыта созидательного и бережного отношения к природе -«Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения и закрепления знаний о лекарственных растениях, эмоционального и эстетического восприятия природы. - «Коммуникация» - развитие всех компонентов речи, свободного общения со взрослыми и детьми; умение содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях. Планирование образовательной работы в рамках проекта осуществляется: в организованной детской деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной детской деятельности; при взаимодействии с семьями. Осуществляемая образовательная деятельность в организованной детской деятельности в ходе режимных моментов в самостоятельной детской деятельности при взаимодействии с семьями Формы и методы образовательной деятельности Занятия (НОД). Рассматривание иллюстраций. Пальчиковые игры. Дидактические игры. Использование компьютерных технологий и технических средств обучения. Беседа. Этическая беседа. Викторины. Досуги. Праздники. Развлечения. Экскурсии. Дыхательная гимнастика, релаксация. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Пальчиковые игры. Заучивание поговорок. потешек, загадок, пословиц. Наблюдение. Игровые упражнения. Исследовательская деятельность. Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова в игре. Выставка. рассматривание книг. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Пальчиковые игры. Подвижные игры Работа в изо-уголке. Изготовление сувениров куколок травниц и мешочков здоровья. Консультации. Рекомендации. Консультативные встречи по вопросам. Проектная деятельность. Открытые занятия, досуги, праздники. Участие: - в создании выставки детского творчества; - в Дне открытых дверей; - в создании именной книги «Травушкина аптека»
8 I этап - Организационный этап (Июнь 2013 - август 2013г) определение темы; формирование цели, задач; сбор информации, литературы, дополнительного материала; анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по данной теме; определение сроков реализации проекта; диагностика по теме «Лекарственные растения нашего района» подбор картин, дидактических игр, музыкального репертуара, изготовление пособий; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем группы, специалистами ДОУ; разработка конспектов НОД, бесед, сценариев развлечений, праздников, викторин, физкультминуток, родительского собрания консультаций; формирование мотивационной готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности. создание условий для реализации проекта; организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей. (пополнение выставки «Алтай – кладовая здоровья» в мини-музеи «Светлица» лекарственными растениями, ягодами и другими природными дарами Алтайского района. II этап - Практический. (2013г-2014 г) Реализация проекта (система педагогических мероприятий) III/ Аналитико-диагностический этап (2014г- 2015г) самоанализ педагогами своей деятельности; диагностика обследования уровня развития детей в рамках проекта. систематизация информации; создание методических рекомендаций для использования данного проекта в практике работы дошкольного учреждения; творческие отчёты в различных формах (фото и видео презентации, театрализованная деятельность детей, выставки, тематические эссе, творческие акции, участие в районном семинаре «Педагогические встречи» НОД «Алтайская ярмарка», участие в методической недели с
9 итоговым мероприятие по проекту «В гостях у Любавы и Забавы». создание именной книги «Травушкина аптека» презентация результатов проектной деятельности для родителей; презентация результатов проектной деятельности для педагогов ДОУ на педагогическом совете. План реализации проекта с детьми средней группы «Солнышко» Направление работы Форма Тема Задачи. Игровое упражнение «Расскажи кукле Кате, как нужно вести себя в лесу». Задачи: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, желание беречь природу. Беседа «Растения – наши друзья». Задачи: рассматривать растения, не нанося им вред; объяснить детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их - они могут оказаться ядовиты. Игровое упражнение «Прогулка с мишкой в лес». Задачи: познакомить детей с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и т. д.) НОД «Лекарственные .растения» Задачи: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Учить детей готовить настой. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. НОД « В гости к бабушке Матрены» Задачи: Познакомить детей с лекарственными растениями Алтайского края, углубляя знания о целебных свойствах некоторых из них; обеспечить психологический комфорт воспитанников, вызывая эмоциональный отклик на занятии. НОД Знакомство с полевой ромашкой Задачи: учить детей находить общее и различное в разных видах растений знакомя с разными видами ромашек (садовая и полевая). Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых растениях. Формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых. Познавательно-речевое развитие НОД «Ах, эти ромашки» Задачи: Расширять и уточнять представления о многообразии растений ромашки – культурной и ромашки – луговой; об особенностях их внешнего вида, строения; установить взаимосвязь между ромашками; закрепить знания детей о полевой ромашке, её ценности в жизни человека. Объяснить новое слово –настой. Воспитывать любовь к природе, желание ухаживать и беречь цветы
10 Экскурсия в горницу на выставку «Алтай кладовая -здоровья» Задачи: знакомить детей с лекарственными растениями нашего района. Наблюдение «Мать – и – мачеха – что это за цветы? Задачи: учить детей находить, узнавать лекарственное растение мать - и - мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности (невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет). Наблюдение, «Где растет мать – и – мачеха? » Задачи: обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются, прежде всего, на солнечных местах, на которых снег о солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась Наблюдение за одуванчиком Задачи: Закрепить знания об одуванчике; формировать умение защищать природу; знакомить детей с лекарственными растениями Наблюдение «Все цветы разные Задачи: уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Наблюдение «Растут ли лекарственные растения на нашем участке?» Задачи: уточнить представления детей о том, что кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут лекарственные растения Наблюдение «Наш верный друг - чистотел» Задачи: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы, что необходимо чистотелу для того чтобы он рос Экскурсия в парк Задачи: Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник). Экскурсия к рябине. Тема: «Ветер дует, солнце греет, рябина алеет». Задачи: расширить знания детей о рябине, как о лекарственном дереве растущем не далеко от детского сада. Опыты и исследовательно- поисковая деятельность: • На территории детского сада ищем полезные растения. • Наблюдаем, как растет подорожник. • Наблюдаем, как растет шиповник Задачи: развивать мыслительную деятельность, память, внимание; воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
11 Исследовательские наблюдения-сравнения. • Изучили строения растения. Определили, одинаков ли стебель у разных растений. • Погладили стебли растений, листья. Определили, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие? • Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? • Есть ли запах у растений? Рисование «Цыплята и одуванчики». Задачи: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования – создавать образы цыплят и одуванчиков приемом «примакивание» (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Аппликация «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (обрывная) Задачи: вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представления детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов Рисование ватными палочками или пальчиками «Кисть рябинки, гроздь калинки». Задачи: учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти); закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Лепка «Осень в гости к нам пришла красный факел зажгла». Задачи: учить детей способом пластилинография лепить веточку рябины, закрепить знания о полезных свойствах ягоды. Художественно-эстетическое развитие Рисование «На лугу» Задачи: учить детей передавать в рисунке впечатление от экскурсии в парк. Д/и «Что на картинке» Задачи: учить детей узнавать растения по характерным признакам, дать детям возможность применить свои знания, приобретенные в предыдущих играх Д/игра «Что за гости?» Задачи: закреплять умение узнавать и называть лекарственные растения сравнивать их по внешнему виду, строению. Какую пользу они приносят Д/игра «Собери цветок из лепестков» Задачи: развивать мелкую моторику рук, закрепить названия лекарственных растений Д/игра «Найди, о чем расскажу» Задачи: научить выделять характерные признаки растения в ответ на вопрос взрослого Д/ игра «Растения, живущие рядом с нами» Задачи: расширить и уточнить представления лекарственных растениях Социально-личностное развитие Д/игра «Отгадай, что за растение?» Задачи: учить узнавать растение и рассказывать о применение его в народной медицине
12 Дидактическая игра: «Что лечит это растение? » Задачи: продолжать знакомить с особенностями строения растений, с разнообразием листьев, стеблей, цветков, какую часть растения используют при лечении Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черемуха) Задачи: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях. Дидактическая игра «Вершки - корешки» Задачи: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья Музыкальный этюд «Цветочек» Хороводная игра «Мы на луг ходили, хоровод водили» Задачи: продолжать развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность певчие навыки Пальчиковая гимнастика «Бутон» Пальчиковая гимнастика «Цветочек Задачи: развивать речь, память детей, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать интерес к природе через различные виды деятельности П/игра «Садовник и цветы Задачи: Развивать внимание, упражнять в беге, проговаривать слова. Д/и «Что на картинке» Задачи: научить детей узнавать растения по характерным признакам, дать детям возможность применить свои знания, приобретенные в предыдущих играх Чтение художественной литературы Детская энциклопедия «Я познаю мир». «Растения» Багрова Л. А. Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А.Стрижева. А.Огнева «Тропинка полевая». Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет, что в лесу растет». А. Плешакова «Зеленая страница». Заучивание загадок, стихов про растения. Задачи: познакомить детей с художественной литературой экологической направленности.
13 План реализации проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Солнышко» Направления работы Форма Тема Цель НОД «Путешествие в лес за растениями», «Душистая мята от всех болезней приятна". Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. НОД «Лекарственные растения» Задачи: расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Учить детей готовить настой. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе Познавательно-речевое развитие НОД: «Зеленая аптека» Задачи: познакомить детей с лекарственными растениями родного края. Рассказать о простейших способах использования растений для лечения. Вызвать желание беречь и охранять природу. НОД «Чудо-травы» Задачи: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания. НОД «Ярмарка» Задачи: формировать познавательный интерес к истории и культуре русского народа. Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях района, их ценности для здоровья, правил пользования НОД «Алтайская ярмарка» Задачи: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. НОД «В гостях у Любавы и Забавы» Задачи: расширение знаний о культуре и быте русского народа; знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением лечебных сувениров. Беседы: «Беседа о лекарственных растениях», «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека», Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе
14 «Подорожник», «Зверобой», Разговор «Можно ли брать в рот и жевать траву, которую не знаешь, к чему это может привести», «Друг или враг». Задачи: рассказать о многообразии растений. Объяснить, что наряду с лекарственными растениями мы можем встретить ядовитые. Учить отличать лечебные и ядовитые растения. Экскурсии: « Экскурсия по территории детского сада к лекарственным растениям», «Экскурсия в парк», «В гости к рябинке Задачи: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на территории, детского сада, парка (крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Опыты и исследовательно- поисковая деятельность: «На участке ищем полезные растения» Задачи: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем путем. Рассказ из личного опыта «Как я вылечила больное горло отваром ромашки», Заваривание чая с мятой и мелиссой, Викторина: «Знатоки целебных трав Задачи: рассказать о многообразии растений. Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края Беседы: «Беседа о лекарственных растениях», «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека», «Подорожник», «Зверобой». Задачи: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края Задачи: знакомить с лекарственными растениями — подорожником, одуванчиком, мать-и-мачехой. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Рисование: «Помогите муравью». Задачи: учить детей передавать в рисунке впечатления от прочитанного стихотворения П.Синявского «Зелёная аптека». Аппликация: «Полянка одуванчиков». Задачи: расширить знания детей о целебных свойствах одуванчика Рисование: «Наши друзья – лекарственные растения» Задачи: беседа с родителями о содействии в реализации проекта и просьба собрать и засушить лекарственные растения. Лепка: «Цветочная корзинка!». Задачи: учить изображать ромашку при помощи пластилина. Развивать воображение Рисование: «Душица». Задачи: учить изображать на рисунке лекарственное растение – душицу. Развивать воображение Конструирование из бумаги: «Цветы одуванчика». Задачи: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов Художественно-эстетическое развитие Рисование лекарственного растения мать-и-мачеха Задачи: рассмотреть растение, предоставив возможность сделать зарисовки цветущего растения.; вызвать желание узнать историю растения
15 «Здравствуй, маленький цветок» Д/и «Узнай растение», д/у «Определи по запаху». Д/и «Вершки-корешки». Задачи: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу. Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Задачи: умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли самостоятельно. Д/ у: «Доктор Айболит». Задачи: найти карточку с растением, которое лечит определенную болезнь Релаксация - упражнение «Цветы и ветерок», «Я бутон». Д/и: «Я знаю пять цветов», «Цветочные названия», «Путешествие на луг». Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”. Задачи: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления. Д/ и: «Где растет». Задачи: Закрепить умение узнавать лекарственные цветы. Социально-личностное развитие Сюжетно-ролевая игра «Зеленая аптека» Задачи: закрепить знания детей о том, где растет то или иное растение, развивать воображение, фантазию (принимать роль цветка, аптекаря) Чтение художественной литературы А. Стрижева «Огород на опушке»; А. Онегова «Тропинка полевая»; Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А.Плешакова «Зеленые страницы»; Заучивание загадок и стихов о растениях; В.Рождественский. «Под орожник»; П.Синявский «Зелёная аптека»; Заучивание пословиц и поговорок о лекарственных растениях. Задачи: познакомить детей с художественной литературой экологической направленности
16 Работа с родителями Оформление именной книги по проекту «Травушкина аптека» Консультации: «Помогите детям полюбить природу». «Прикоснемся сердцем к природе». «О чем говорят растения». «Фито-терапия для детей». «Будь здоров малыш». «Лечение и профилактика простуды с помощью лекарственных трав». Презентации: «Растения, которые нас лечат», «Сказка о лекарственных растениях» по сказке П.А. Синявского Цель: составить копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками. Расширить знания родителей о применении лекарственных растений.
17 6. Взаимодействие со специалистами и социальным окружением 7. Материально-технические ресурсы: 1. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ и группы: Мини музей «Алтай - кладовая здоровья». Наглядный материал (иллюстрации, буклеты, памятки и др.) Продукция питомника и дендрария растений «Биолит» Лекарственные растения, ягоды, продукты из них Продукты пчеловодства Фото альбомы Детская художественная и познавательная литература Дидактические и словесные игры Медсестра Педагоги Районная библиотека Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Дендрарий и питомник растений Биолит Админ-ция ДОУ Дети Воспитатель Младший воспитатель
18 Музыкальный зал, оборудованный и оснащенный аудио и видео аппаратура, мультимедийный проектор, ноутбук, телевизор; Групповое помещение Создание уголка лекарственных растений. Уголок лекарственных растений – это специально отведённое место в группе, имеющее общий свободный доступ, в котором находятся: альбомы с рисунками лекарственных растений, альбомы с фотографиями лекарственных растений, гербарии лекарственных растений, лекарственные сборы, куколки-травницы, мешочки здоровья; дидактические игры по теме: «Лекарственные растения»; книги сказок, рассказов, стихов и загадок о лекарственных растениях; оборудование для опытов и экспериментов; разработка перспективного плана реализации проекта «Травушкина аптека», включающего в себя специально разработанные занятия, беседы, экскурсии, опыты и т.д. создание картотеки игр по теме «Лекарственные растения». уголок для родителей - памятки, рекомендации, консультации, выставки детского художественного творчества, фото выставки; «Зеленая зона» участка – альпийская клумба с баданом, подорожником, мать- и-мачехой и другие растения, растущие на территории ДОУ. 2. Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты по развитию речи, по сказкам, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет. 3. Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения педагогов. 4. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера 8. Презентация проекта представление содержания, обоснование процесса проектирования; анализ и оценка результатов проекта; определение перспектив дальнейшего развития проекта 9. Список литературы: 1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005г. 2. К.Люцис. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007г. 3. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М. Просвещение, 2003г. 4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы», - М. «Издательство Скрипторий» 2003.
19 5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето», - М. «Издательство Скрипторий 2003». 6. ГорьковаЛ.Г., Обухова Л.А. Сценарий занятия по комплексному развитию дошкольников. – М. ВАКО, 2005г. 7. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка-Пресс, 2002г. 8. СоколовС.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. М. Линка-Пресс, 2000г. 9. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего возраста. – М. Просвещение, 2005г. 10. Лагерь П.А. Травник, - М. «Издательство Скрипторий », 2004г.