"Педагогический потенциал учебных программ по изобразительному искусству в формировании у учащихся основ этнической культуры в начальных классах"

Автор: Гвоздева Марина Викторовна
Должность: студентка 4 курса кафедры педагогики и физической культуры
Учебное заведение: Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Институт Старооскольский филиал
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогический потенциал учебных программ по изобразительному искусству в формировании у учащихся основ этнической культуры в начальных классах"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогический потенциал учебных программ

по изобразительному искусству в формировании у учащихся

основ этнической культуры в начальных классах
студентка 4 курса БелГНИУ Гвоздева Марина Викторовна

На современном этапе общеобразовательная школа находится в разнообразной и богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку пространство для развития в широком контексте. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не только не подвержена коренной трансформации, но и стабильна благодаря вековым традициям народной мудрости. Поэтому мы рассматриваем этнокультуру как источник обновления содержательной основы современного образования и традиционного этнического средства формирования личности. Возрастающий, в настоящее время, интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью ее истории. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной. Специфика развития российских регионов, их национальные и культурные традиции определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования и в муниципальных системах образования. Данная проблема активно рассматривается в педагогической науке. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывалась в трудах педагогов прошлого (А. Дистервег, Н.А. Добролюбов, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.Н. Радищев, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие), в трудах философов и историков (Н.А. Бердяев, Н.М. Карамзин, B.C. Соловьев). В современной педагогике все активнее актуализируется тезис о важности культуросообразности образования и взгляд на школу как на открытый социокультурный институт (Е.В. Бондаревская, Е.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Коган, И.Б Котова). Также ведутся исследования по внедрению в образовательный процесс этнокультурного наследия народов
(Т.И. Березина, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, З.П.Тюменцева, С.Г. Цакаева, B.К. Шаповалов и другие). В реализации целей и задач формирования основ этнической культуры особого внимания заслуживает начальная ступень общего образования, так как она является, самой активной фазой воспитания гражданской идентичности личности, именно она закладывает основы всестороннего развития детей; именно здесь начинается работа по воспитанию культуры, формированию сознательного отношения к людям, развитию коммуникативных навыков. По мнению Л.И. Божович, младший школьный возраст — это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития [2, с. 71]. Приобщение к мировой художественной культуре предполагает программа, разработанная в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной и этнической культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной, духовной и этнической культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план. Следующая программа разработана на основе приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа и развития основ этнической культуры младших школьников. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство по ней изучается во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный и этнический подход в преподавании изобразительного искусства в школе. Этническая культура – это культура людей, связанных между собой единством рождения (кровным родством) и местом проживания. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека: память, природный музыкальный слух,
органическая пластика, не требующие никакой специальной подготовки и технических средств. Проблема формирования основ этнической культуры, сохраняющая свою актуальность в настоящее время, может и успешно решается в процессе изучения образовательной области «Искусство» в начальной школе. Одной из важнейших задач уроков «Изобразительное искусство» и «Искусство», согласно стандартам второго поколения, является формирование активного отношения учащихся к традициям культуры, как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Исследователь А.А. Елаев, определяет этническую культуру как «сово- купность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик, которые обеспечивают, с одной стороны, единство каждого этнического сообщества, с другой – передачу этнокультурной информации от поколения к поколению. Как утверждает учёный, «этническая культура как призма, через которую человек смотрит на мир, выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также через поведение людей. Основой этой картины мира являются этнические константы, составляющие центральную зону культуры и лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этноса»[3,c. 12]. В культуре каждого народа есть этнические константы, которые называют ее традиционным ядром и которое определяет ее самобытность и своеобразие. Вместе с тем, ни одна этническая культура не может просто воспроизводить традиционные формы, т.к. меняется и сам этнос, и содержание его деятельности, и среда его существования. Порой этническая культура определяется как совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. На деле она шире, богаче и проявляется во всех сферах жизнедеятельности этноса как механизм адаптации к окружающей среде. К числу важнейших понятий, относящихся к сфере этнической культуры, относится понятие «культурная традиция». Традиции в культуре по своей сущности аналогичны социальным традициям, при этом в качестве механизма передачи выступает культура. Культурные традиции закрепляют то, что наиболее значимо и существует в данное время, выполняя роль социальных механизмов передачи новым поколениям взаимоотношений старших поколений, воспроизводя в жизни молодых поколений эти отношения. Как отмечает Л.Н. Разинкова, культурно – этнические традиции как форма сохранения достижений прошлых поколений играют значительную роль в развитии культуры; благодаря механизму преемственности. Они дополняются новациями, что позволяет самой этнической культуре сохранять позитивные достижения прошлого и, вместе с тем, отвечать потребностям и обстоятельствам настоящего, а также намечать пути развития в будущем [1, c. 7]. Таким образом, путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей личность, развиваясь,
присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором она живет. Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных проявлениях. Каждая этническая культура имеет свою собственную логику и, только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение (и либо никогда не изменяется, либо меняется лишь в особых случаях), а что второстепенно и может легко модифицироваться. Этнокультурные представления, этнокультурные понятия, этнокультурные знания являются основой формирования этнокультурной осведомленности младшего школьника [4, c. 4]. Этнокультурная осведомленность и выработанные на ее основе этнокультурные знания и убеждения позволяют проявлять толерантное отношение к представителям различных этносов и к их культурам в процессе межкультурного взаимодействия. Таким образом, формирование этнического самосознания - это длительный процесс, берущий начало в раннем возрасте и продолжающийся на протяжении всей жизни личности. Работа по формированию основ этнической культуры свобствует формированию этнокультурной компетентности учащихся. Организация поликультурного образования младших школьников основывается на идее культурного диалога, исходя из принципа культуросообразности, равноправного партнёрства в пределах образовательного пространства культурных ценностей различных этносов. Они развиваются в диалогическом пространстве, обеспечивающем взаимодействие культур и самоопределение личности в мировой культуре. Рассмотрев и проанализировав психолого-педагогические источники по исследуемой проблеме можно сделать следующий вывод, что любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на формирование основ этнической культуры, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение. Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, особенности культуры народа всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно- прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. ЛИТЕРАТУРА
1. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. — М. : Просвещение, 2008. — 92 с. 2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Баласс, 2008. — 336 с. 3. Полуянов Ю. А.Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Пособие для учителя. — М. : Вита-Пресс, 2007. — 208 с. 4. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.