Напоминание

"Мир удивительного песка"

Автор: Лысенкова Надежда Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" г.Надыма"
Населённый пункт: г.Надым, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мир удивительного песка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. НАДЫМА»)

Исследовательский мини-проект

«Мир удивительного песка»,

средняя группа

Исследовательский мини-проект

«Мир удивительного песка»,

средняя группа

Составил:

воспитатель

Лысенкова Надежда Олеговна

г. Надым

2015г.


ЦЕЛЬ:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА,

ЗНАЧЕНИЕМ ЕГО В ЖИЗНИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.

ЦЕЛЬ:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА,

ЗНАЧЕНИЕМ ЕГО В ЖИЗНИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.

ЗАДАЧИ:

- формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, о способах работы с

ним;

- расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств

песка, и предметов изготовленных из песка;

- познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.

Тип проекта: «Исследовательский».

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Срок реализации: с 25.05.2015 по 29.05.2015г.

ЗАДАЧИ:

- формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, о способах работы с

ним;

- расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств

песка, и предметов изготовленных из песка;

- познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.

Тип проекта: «Исследовательский».

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Срок реализации: с 25.05.2015 по 29.05.2015г.


Проектная часть:
1. Подготовительный этап. Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта. Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте (приобретение материалов проекта – формочки для песка, совочки, ведерки, леечки, ситечки, тазы и т.д.). 2. Практический этап. После установления теплой погоды опты с песком переносятся на игровую площадку. Перед выходом на прогулку с детьми проводятся беседы. Выясняется их представления о свойствах песка, и отношения к ПЕСКУ. 3. Заключительный этап. В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие «Песок и вода – лучшие наши друзья». Дети закрепили знания о свойствах воды и песка. Они могут сами научить младших детей делать фигурки из песка, рассказать им о том, как лучше это получится.
Проектная часть:
1. Подготовительный этап. Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта. Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте (приобретение материалов проекта – формочки для песка, совочки, ведерки, леечки, ситечки, тазы и т.д.). 2. Практический этап. После установления теплой погоды опты с песком переносятся на игровую площадку. Перед выходом на прогулку с детьми проводятся беседы. Выясняется их представления о свойствах песка, и отношения к ПЕСКУ. 3. Заключительный этап. В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие «Песок и вода – лучшие наши друзья». Дети закрепили знания о свойствах воды и песка. Они могут сами научить младших детей делать фигурки из песка, рассказать им о том, как лучше это получится.

ЭКСПЕРИМЕНТНЫЙ РЯД:

ЭКСПЕРИМЕНТНЫЙ РЯД:
 Ёмкости с сухим и мокрым песком;  ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;  совки, различные сита, ведерки, миски;  емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;  мел, терка, миска, ложечка;  пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;  стаканчики, весы;  контейнер для заморозки.  Ёмкости с сухим и мокрым песком;  ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;  совки, различные сита, ведерки, миски;  емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;  мел, терка, миска, ложечка;  пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;  стаканчики, весы;  контейнер для заморозки.

Ожидаемые результаты:
- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности - активизация словарного запаса - расширение знаний детей о свойствах песка и роли в окружающем мире - накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой; - сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта - получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности - активизация словарного запаса - расширение знаний детей о свойствах песка и роли в окружающем мире - накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой; - сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта - получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Актуальность:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
План мероприятий по реализации проекта.
-Чтение художественной литературы: Т. М. Грабенко «Песочная страна». -Беседы на темы: «Песок в природе», «Игры с песком». -Экспериментальная деятельность: Знакомство со свойствами песка, изучение свойств сухого и мокрого песка (раздувание трубочками, просеивание через сито, рисование пальчиками, изготовление пасочек из сухого и мокрого песка) ; рассматривание песчинок через лупу. -Рисование песком и на песке: пальчиками, палочками, создание узоров с помощью трубочек (раздувание песка, с использованием трафаретов, печатание ладошек на мокром песке. -Игры с песком: «Печём куличи в ожидании гостей», «Строим из песка различные фигуры», игры с использованием выносного материала. -Трудовая деятельность: сбор песка вокруг песочницы, подметание песка с дорожек на участке. -Самостоятельная деятельность с использованием приобретённого опыта от совместной деятельности. -Покраска песка гуашью для изготовления радужных бутылочек. -Изготовление радужных бутылочек из цветного песка. -Консультация для родителей «Песочная терапия». -Фотовыставка «Игры детей с песком в детском саду и на отдыхе с родителями».
Актуальность:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
План мероприятий по реализации проекта.
-Чтение художественной литературы: Т. М. Грабенко «Песочная страна». -Беседы на темы: «Песок в природе», «Игры с песком». -Экспериментальная деятельность: Знакомство со свойствами песка, изучение свойств сухого и мокрого песка (раздувание трубочками, просеивание через сито, рисование пальчиками, изготовление пасочек из сухого и мокрого песка) ; рассматривание песчинок через лупу. -Рисование песком и на песке: пальчиками, палочками, создание узоров с помощью трубочек (раздувание песка, с использованием трафаретов, печатание ладошек на мокром песке. -Игры с песком: «Печём куличи в ожидании гостей», «Строим из песка различные фигуры», игры с использованием выносного материала. -Трудовая деятельность: сбор песка вокруг песочницы, подметание песка с дорожек на участке. -Самостоятельная деятельность с использованием приобретённого опыта от совместной деятельности. -Покраска песка гуашью для изготовления радужных бутылочек. -Изготовление радужных бутылочек из цветного песка. -Консультация для родителей «Песочная терапия». -Фотовыставка «Игры детей с песком в детском саду и на отдыхе с родителями».

Приложение.

Занятие-экспериментирование «Знакомство со свойствами песка»
I часть- 5 мин Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить? Дети по очереди рассказывают, что знают о песке Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт. II часть- 12 минут Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы
1-ый опыт «Почему не получился куличик».
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Описание опыта Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
Приложение.

Занятие-экспериментирование «Знакомство со свойствами песка»
I часть- 5 мин Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить? Дети по очереди рассказывают, что знают о песке Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт. II часть- 12 минут Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы
1-ый опыт «Почему не получился куличик».
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Описание опыта Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

2-ой опыт «Делаем дорожки и узоры из песка».
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого -нет Описание опыта В: раздает детям пластмассовые чашечки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из чашечки, тогда как сухой песок свободно высыпается из чашечки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком. В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им чашечку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из чашечки .
Динамическая пауза:

3-мин
Я надул воздушный шарик (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны) Укусил его комарик (воспроизводят звук комара) Лопнул шарик -не беда (говорят «Бах» и одновременно соединяют руки перед грудью) Новый шар надую я (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны) Повторить 2-3 раза Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы.
III часть-заключение 5-мин
В: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали. Проводится фронтальный опрос детей. На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты
2-ой опыт «Делаем дорожки и узоры из песка».
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого -нет Описание опыта В: раздает детям пластмассовые чашечки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из чашечки, тогда как сухой песок свободно высыпается из чашечки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком. В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им чашечку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из чашечки .
Динамическая пауза:

3-мин
Я надул воздушный шарик (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны) Укусил его комарик (воспроизводят звук комара) Лопнул шарик -не беда (говорят «Бах» и одновременно соединяют руки перед грудью) Новый шар надую я (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны) Повторить 2-3 раза Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы.
III часть-заключение 5-мин
В: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали. Проводится фронтальный опрос детей. На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты
Эксперимент с песком Эксперимент с песком Мокрый песок
Сухой

песок


Занятие-экспериментирование «Знакомство со

свойствами песка»

Занятие-экспериментирование «Знакомство со

свойствами песка»


Экспериментирование "Играем с песком с Пчелкой Милой".
Цели: 1. Обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий), способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый). Пробуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию. 2. Учить соотносить отпечаток с предметом, развивать сообразительность, игровое творчество. 3. Учить делать простые умозаключения. 4. Воспитывать аккуратность. Материал: песочница с песком, формочки, мелкие игрушки, совочки, грабли, лейка Рыбка с водой, влажные салфетки, игрушка Пчелка Мила, трубочки. (Плачет Мила) В: Что с тобой, Мила, случилось? Дети, спросите, почему Мила плачет. Мила: “Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят! Плохой песок, не хочу больше с ним играть!” В: Бедная Мила! Пожалеем Милу: не плачь, погладим его. Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком? Дети: Играть, строить домики, лепить куличи… Воспитатель: Наши дети научат тебя играть в песке, а сейчас нужно промыть Миле глаза водой. (Помощник уносит Пчелку). У нас в группе есть волшебный стол, посмотрим, что здесь? (Песок). Какой он, песок, потрогайте. Дети: Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий. В: Возьмите трубочки, подуйте легонько на песок. Что происходит? Дети: Он летит. Воспитатель: Песок легкий. Какой он? (Легкий). Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? Дети: Песок сухой, рассыпается. Воспитатель: К нам пришла рыбка, вот она прошла, почему следов не осталось? Дети: Песок сухой. В: Что же нам делать, кто поможет? У Рыбки есть хобот, она набрала воду, вот она польет наш песок (половину), что стало с песком? Дети: Он потемнел, стал мокрым. В: Попробуем подуть на мокрый песок (не летит). Печатаем формочками – остались следы. Почему? Дети: Песок стал мокрым.
Экспериментирование "Играем с песком с Пчелкой Милой".
Цели: 1. Обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий), способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый). Пробуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию. 2. Учить соотносить отпечаток с предметом, развивать сообразительность, игровое творчество. 3. Учить делать простые умозаключения. 4. Воспитывать аккуратность. Материал: песочница с песком, формочки, мелкие игрушки, совочки, грабли, лейка Рыбка с водой, влажные салфетки, игрушка Пчелка Мила, трубочки. (Плачет Мила) В: Что с тобой, Мила, случилось? Дети, спросите, почему Мила плачет. Мила: “Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят! Плохой песок, не хочу больше с ним играть!” В: Бедная Мила! Пожалеем Милу: не плачь, погладим его. Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком? Дети: Играть, строить домики, лепить куличи… Воспитатель: Наши дети научат тебя играть в песке, а сейчас нужно промыть Миле глаза водой. (Помощник уносит Пчелку). У нас в группе есть волшебный стол, посмотрим, что здесь? (Песок). Какой он, песок, потрогайте. Дети: Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий. В: Возьмите трубочки, подуйте легонько на песок. Что происходит? Дети: Он летит. Воспитатель: Песок легкий. Какой он? (Легкий). Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? Дети: Песок сухой, рассыпается. Воспитатель: К нам пришла рыбка, вот она прошла, почему следов не осталось? Дети: Песок сухой. В: Что же нам делать, кто поможет? У Рыбки есть хобот, она набрала воду, вот она польет наш песок (половину), что стало с песком? Дети: Он потемнел, стал мокрым. В: Попробуем подуть на мокрый песок (не летит). Печатаем формочками – остались следы. Почему? Дети: Песок стал мокрым.
В: Попробуем сделать куличи, пироги, получается? Почему? (Песок стал мокрым). Да, мокрый песок крепко держится друг за друга и не рассыпается. (Дети лепят 3 минуты). Много куличей налепили. А сейчас вытрите руки салфетками и подойдите ко мне. Физминутка. 1, 2, 3 – дети превратились в зайчиков. (Рассыпать цветы). Скачут зайки на лужайке. Вот такие у них ушки, вот такие лапки. Лиса идет! Спрятались зайки. (В это время разровнять песок, сделать следы). В: Лисичка ушла, зайки превратились в детей. Подойдите ко мне. Пока мы играли, кто-то наследил на песке, оставил следы. Посмотрите, кто бы это мог? Как вы думаете, может это великан? Может быть это кошка пробежала? Нет, если бы кошка, тогда следы были бы такие (показываю пальцами “дорожку следов”). Как вы думаете, кто это наследил? (Если дети затрудняются, показать игрушки – собачка, свинья, лошадь). Кто это? (Дети называют). Найдите след лошадки. Посмотрите на лошадку, у нее ножки стоят вместе, получается большой след. Проверь, Егор, подходит? Егор: Да, подходит. В: Давай рядом отпечатаем, такой же или нет? (Да, одинаково). Слава, возьми собачку, найди ее следы. Сколько лапок у собачки, посчитай. (1, 2, 3, 4). Посмотрите, собачка хитрая, одну лапку подняла, сколько лапок осталось стоять на песке? Слава: Три. (Находит след собачки, печатает рядом, проверяет) В: Саша, найди следы свиньи. (Саша находит, сравнивает) В: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Дети: С песком. В: Какой он бывает? Дети: Сухой, мокрый. В: Кто к нам приходил? Дети: Животные, лошадка, собачка, свинья. В: Что мы с ними делали? Дети: Находили следы. В: Вы молодцы! А сейчас пойдемте, хорошо вымоем руки.

Игры с песком на прогулке

Игры с песком на прогулке



ИНДИВИДУАЛЬНА

Я РАБОТА



РИСУЕМ НА ПЕСКЕ